Автор: Чуракова Ирина Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 20" Населённый пункт: г. Березники, Пермский край Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия Тема: "Секреты сказителя Бажова" Раздел: дошкольное образование
Цель:
- расширение представлений о родном крае, традициях и культурном
наследии народов Прикамья; формирование интереса, любви и сопричастия к
своей малой родине;
Задачи:
образовательные:
- совершенствовать развитие певческих навыков дошкольников;
- закреплять навыки движений русского хоровода;
- способствовать развитию ритмического чувства;
развивающие:
- способствовать развитию творческого воображения и познавательной
активности;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- формировать коммуникативные навыки в играх и аттракционах
;
воспитательные:
- совершенствовать волевые качества дошкольников;
- воспитывать чувства сопереживания и отзывчивости героям;
- формировать позитивное, доброжелательное отношение детей друг к
другу;
Предварительная работа
- беседы о народах Прикамья, о богатстве Урала, выставка изделий
уральских умельцев;
- чтение сказов П.Бажова;
Оборудование :
- видеопрезентации: «Изделия уральских мастеров», «Наследие
каслинских умельцев», «Люблю тебя, мой Пермский край»;
- фонограмма «Пение птиц»;
- слайды: карта Пермского края, народы Прикамья в национальных
костюмах, «ярмарка»;
- выставка русских народных изделий: хохломские ложки, гжельская
посуда, жостковский поднос;
- аудиозаписи русских наигрышей;
- мешочек с предметами из сказов П. Бажова;
- дидактическая игра «Собери национальный костюм»;
- уголок леса, осенние ветки для танца;
I. Вводная часть
В зале оформлен уголок природы: полянка, деревца (березка и рябинка),
пеньки, кочки. Дети под музыку заходят в зал за ведущим
II. Основная часть
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ « КРАЙ РОДНОЙ, УРАЛЬСКИЙ КРАЙ»
Ведущий: ( на фоне презентации ) Где это мы очутились?..
Видеопоказ останавливается на кадре – березовая роща
Возможные ответы детей: в лесу, на опушке леса. в березовой роще
Ведущий:
Да, среди просторов нашей Родины есть край, где мы родились, где мы
выросли, где наша родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил,
всюду будешь вспоминать свою родную сторонушку – родной край. А какой
край мы с вами считаем близким нам и любимым?
Возможные ответы детей: Урал… Березники…
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ
Ведущий: А знаете кто воспевает красоту нашего края?..
Возможные ответы детей: авторы,.. поэты…писатели…
СТИХИ ОБ УРАЛЕ ( березниковские авторы )
Л.Татьяничева
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
В. Кузнецов
Урал ты мой гордый.
Гранитный озёрный,
Урал мой любимый, родной!
Сосновый, кедровый
Ты стражем суровым
Столетья летишь над страной.
От моря до моря
Ты с тучами споря
Стоишь и могуч, и высок.
Видна с Таганая
Страна вся родная
На запад, на юг, на восток.
Ведущий:
Прекрасна уральская земля: лесистые горы, голубые озёра, быстрые
реки
ХОРОВОД «УРАЛЬСКИЙ» музыка Л. Вахрушевой
Ведущий:
Знаете, Урал - место удивительное, сказочное. Про каждое озеро,
каждую вершину или гору есть своя старинная легенда или предание. Хотите,
расскажу одну?..С древних времен Урал считали серединой Земли… Когда-то
древний бог уронил свой самоцветный пояс на землю и превратился он в
Уральские горы. Считают
наши горы
богатой шкатулкой, наполненной
дивными камнями … Какими? ( самоцветами )
ВИДЕОРОЛИК «БОГАТСТВО УРАЛА»
Ведущий:
Кто - то из вас видел самоцветы?.. А хотели бы найти?.. Только где же
их искать? Давайте подумаем вместе…
Возможные ответы детей: можно в сказках,..
в книгах…в сказах… про
самоцветы
рассказывал
уральский
писатель,..
Бажов
…Кого
первого
позовем, у кого спросим про самоцветы?
С помощью волчка дети выбирают героя ( Катерина, Кокованя, Хозяйка
Медной горы)
В зал под фонограмму «пение птиц» заходит Катерина - героиня сказов
Бажова . Присаживается на пенек… Вздыхает устало.
Катерина:
Сяду посижу, отдохну, и дальше пойду… Ишь, как птахи беззаботно
поют, нет им горя и печали…
Ведущий:
Здравствуй. Откуда, девица, идешь и куда путь держишь?.. Расскажи
нам.
Катерина:
Здравствуйте,
люди
добрые,
здравствуйте,
малы
детушки
( Поклон)
Зовут меня Катерина. Иду издалека… Устала, вот и присела отдохнуть…
Ведущий:
Отдохни, а мы тебя порадуем танцем
ТАНЕЦ С ВУАЛЬЮ И ОСЕННИМИ ВЕТКАМИ
(вальс «Осенний сон»)
Катерина :
Ищу я жениха своего,.. Может он был тут у вас?.. Да нет, вы его и не
знаете…
Ведущий:
Как же не знаем!.. Ребята, кто это и кого она ищет?..
Возможные ответы детей: это Катерина,... это невеста Данилы-мастера,.. мы
читали сказ про них…
Катерина:
Да неужели?.. А другие сказы знаете? И загадки сможете отгадать?
Коль отгадаете, красоту получите.
Достает загадки из узелка
Небольшого росту девка, а сама вся статная.
И коса ее чернява, Да такая ладная.
Платье цвета малахита, в косе ленты красные,
Глаза, словно изумруды,- волшебные, ясные.
(Хозяйка Медной горы)
Махонька девчоночка -
Сама вроде кукленочка-
Резвехонько так пляшет,
В руке платочком машет.
(Огневушка-поскакушка)
Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет -
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
(Серебряное копытце)
Катерина: Ай, молодцы! А вот и красота…
Катерина «с земли» поднимает несколько самоцветов, исследует их с
детьми (размер, форму, цвет)
Катерина:
Вот из таких камней-самоцветов и делал мой Данила-мастер шкатулки,
броши, да цветы каменные.
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ «ИЗДЕЛИЯ УРАЛЬСКИХ МАСТЕРОВ»
Ведущий:
Катерина, не грусти, может тебе наш Данила подойдет? Покажитесь,
мальчики ( мальчики встают )
Катерина: (смеется)
Да нет, что вы … Мой-то Данилушка мастер большой по каменному
делу. А это… малые ребятушки. Вот что мне от моего Данилы осталось -
камни самоцветные… да вам-то они не ведомы (убирает в узелок)
Ведущий:
Да и мы не так уж плохи! Ты вот посиди, да посмотри, а мы тебе свое
умение покажем. И мы ведь на Урале родились и тоже знаем, чем богат наш
край.
Выходят два мальчика
1 мальчик:
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
2 мальчик:
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Моя Уральская земля В. Кузнецов
ШУМОВОЙ ОРКЕСТР С КАМУШКАМИ ( русский наигрыш)
Катерина:
Ай-да молодцы! Удивили… Ну, впрямь удивили… Вот вам брошь из
изумруда и подвески-серьги из яшмы… Засиделась я у вас… Пора мне…
Пойду дальше…Только вот куда идти не знаю…
Ведущий:
Погоди-ка, а мы с ребятами с тобой пойдем. У нас карта Пермского
края есть. По ней и определим куда идти.
Р ассматривают карту Пермского края. Называют города.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
дети на скорость собирают пазлы « Национальные костюмы»
Ведущий:
Я, кажется, знаю куда нам надо пойти. Там собираются все народы
Урала!
И
Данила-мастер
там
будет!
Может,
вы
мне
подскажете?
(с лайд
«Ярмарка» )
Они
проходят
в
начале
ноября,
когда
все
работы
на
полях
завершены.
Звучит музыка ансамбля «Золотое кольцо». Дети «едут» на лошадях
В центр зала выбегают 2 «лотошника» с посудой и с музыкальными
инструментами
Ярмарка, ярмарка!
Огневая яркая, плясовая жаркая.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
Идет на базар, чтоб купить себе товар.
Открываются палаты,
Смотрим, чем они богаты.
Оба: Веселись, честной народ!
В гости ярмарка идет!
Ребенок:
Я покупать инструменты буду.
Сколько стоит бубен?
А есть у вас деревянные ложки?
А балалайки и гармошки?
Мальчик-покупатель берет ложки
Эх, ложки расписные - завиточки крутые,
И травы и листочки, различные цветочки
Разбирайте, парни, ложки! Поиграем мы немножко!
АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ русская народная мелодия
Лотошник:
А вот посуду покупайте! Разбирайте! Разбирайте!
Выходит за посудой семья:
«Дядя Симеон»
Я ложку хохломскую куплю
«Тетушка Арина »
А мне нравится гжельский чайничек
«Дедушка Елизар »
Подайте мне миску хохломскую
«Аленушка »
А я хочу купить жостковский поднос
Составляют всю посуду на поднос и ставят на столик
ПЕСНЯ «ПАТОКА С ИМБИРЕМ»
Катерина: (обращается к лотошникам)
Не встречали ли на ярмарке Данилу-мастера, я его везде ищу.
Лотошники:
Нет!
Не
встречали!
Да
ведь
народу-то
здесь
много!
Вот
дети
из
Татарии, спроси у них!
СТИХ «СМЕШЛИВЫЙ ДАУТ»
ТАТАРСКИЙ ТАНЕЦ
Катерина: Может вы видели Данилушку?..
Татары: Нет! Не видели!
Навстречу выходит Кокованя
Кокованя:
Эй, девонька, не видала ли ты мою кошку Муренку?Найти ее не могу.
Катерина:
Нет, не встречала. Ребята, вы знакомы с дедом?
Возможные
ответы
детей:
дедушка
из сказов… у него был козлик
Серебряное копытце… Кокованя
Кокованя:
Да уж, все меня узнают кто хоть раз читал сказы Бажова. Да, я дед
Кокованя. А ты что-то грустная…Тоже потеряла кого-то?
Катерина:
Ищу по свету Данилу – мастера, .. Может ты, дедушка, видел его?
Кокованя:
Нет, не видал, голубушка. А ты не грусти, вот платочек мой купи. Да
поиграй с ребятами в игру башкирских ребят. Они тоже живут на Урале
Катерина:
Да можно и повеселиться. Они покажут свои игры , а мы научим их
силой меряться, как наши богатыри
БАШКИРСКИЕ ИГРЫ «ЮРТА», «ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ»
РУССКИЕ СИЛОВЫЕ АТТРАКЦИОНЫ
Кокованя:
Ну, вот и веселье пришло…
А знаете ли ребята, чем занимались мастера
в старину, какие промыслы сложились на Урале?..
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ
«НАСЛЕДИЕ КАСЛИНСКИХ УМЕЛЬЦЕВ »
Ребенок:
Каслинское литьё - замечательно оно
Из чугуна отлито, чёрным лаком крыто
Прославлены уральцы – камнерезы
Хранители волшебного огня.
Чеканщики по стали и железу-
Уральцев знаменитая семья.
Кокованя хвалит детей и дарит статуэтку и тарелку –
изделия каслинских мастеров
Кокованя:
Не грусти, девонька…Сядь-ка со мной рядом, да послушай что скажу…
Слыхал я от людей, что
владычица гор
заманивает мастеров к себе,
превращаясь в невиданного зверька. Заманит, а обратно не выпускает. Вот
оно как! Может, и Данила твой там? Пора мне…А вы, детишки, берегите
свой край, его богатства.
Кокованя, помахивая, уходит
Катерина:
Что это за владычеца гор?.. Какой невиданный зверек?
Возможные ответы детей: Хозяйка медной горы,.. ящерица…
Ребенок:
У жителей Урала есть Сказанья
О том, что у седых и старых гор
Хозяйка есть – чудесное созданье
То девушка, то ящерок ковер…
И в малахитовой живет она светелке
Там, что у Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй-ка, возьми ее дары
Катерина: Мы попробуем найти эту горку.
ХОРОВОД
( по выбору музыкального руководителя )
Дети останавливаются у горки
Катерина:
Вот она горка-то приметная…Ой, да тут каменьев-то не счесть.
ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ САМОЦВЕТЫ»
из разных камней (кирпич, галька и др.) выбрать самоцветы
Катерина:
Посмотрите,
сколько
в
шкатулке
самоцветов...
Будет
из
чего
Данилушке красоту делать. Данило, отзовись!
Звучит эхо: Нет его! Нет его! Нет его
!
Выходит Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы:
Что кричишь?! Всю округу пугаешь?! Гляди,
ящерки все разбежались.
Катерина:
Здравствуй, не ты ли Хозяйка Медной горы будешь?
Хозяйка Медной горы:
Я
–
Хозяйка,
владычица
горных
богатств!
Ты
зачем
в
мой
лес
забралась? ( Строго) Чего тебе? Камень, что ли, ищешь? Любой бери да
уходи поскорее!
Катерина:
Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку.
Куда ты его спрятала?
Хозяйка Медной горы:
Ишь,
какая
быстрая…
Подавай
ей
Данилу…
Сначала
задания
мои
выполни, а потом и говорить будем!
Катерина:
Ну, ребята, помогайте мне, а не то не видать мне моего Данилушки!
« НАЗОВИ СКАЗ БАЖОВА»
Дети достают из мешочка предмет и называют сказ
1. Кошка («Серебряное копытце»)
2. Голубенький платочек («Огневушка – поскакушка»)
3. Лопатка («Огневушка – поскакушка»)
4. Ящерка («Медной горы Хозяйка»)
5. Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка»)
6. Пуговка. («Малахитовая шкатулка»)
7. Молоток («Каменный цветок»)
Пока дети с Катериной называют сказы, Хозяйка исчезает
Катерина: Ну, вот, пропала…
III/ Заключение
«Гора» освещается разноцветными огоньками. Звучи музыка
«Богатырские ворота» композитора Мусоргского, появляется Хозяйка
Медной горы с малахитовой шкатулкой в руках
Хозяйка Медной горы:
Ну, что ж…Выполнили мои задания, а помогли вам ваши знания. За
труд награжу вас.
Подает шкатулку воспитателю - там угощение
Хозяйка Медной горы:
А ты, Катерина, пойдем со мной. Отведу тебя к жениху твоему.
Хозяйка и Катерина уходят«в гору». Включаются кадры из фильма