Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5
классе
разработана
на
основе
государственной
программы
для
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII
вида
под
редакцией
В.В.
Воронковой
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;
-Учебный
план
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Концепция
специальных
федеральных
государственных
образовательных
стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на
базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все
темы,
предусмотренные
федеральным
компонентом
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования по швейному делу.
Преподавание
базируется
на
знаниях,
получаемых
учащимися
на
уроках
математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 204 часа.
Цель :
Подготовка
учащихся
к
освоению
профессии
швея
и
выполнению
элементарных видов работ.
Достижение цели предполагает решение ряда задач :
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности
общеобразовательных знаний и навыков.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному
изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление
плана
работ,
планирование
последовательности
операций
по
технологической карте.
Методы обучения : беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции :
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Коррекционная работа включает следующие направления .
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
-
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
-
развитие наглядно-образного мышления;
-
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
-
умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-
формирование адекватности чувств;
-
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
-
коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с
возрастными
особенностями
развития
обучающихся. Личностная
ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей
обучения.
Способность
обучающихся
понимать
причины
и
логику
развития
технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия
мировоззренческих,
социокультурных
систем,
существующих
в
современном
мире.
Система
учебных
занятий
призвана
способствовать
развитию
личностной
самоидентификации,
усилению
мотивации
к
социальному
познанию
и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-
дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не
только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную
коррекцию
психофизиологических
особенностей
обучающихся.
При
проведении
коррекционной
работы
важен
метод
совместных
действий
или
сотворчества,
которое
максимально
отвечает
познавательным
возможностям
детей
и
позволяет
в
наглядной
форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту
часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала
опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с
опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания,
истории, и рассчитана на 204 часа учебного времени (6 ч. в неделю).
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них.
Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её
усвоения учащимися и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на
практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному
анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных
работ
формирует
у
них
эстетические
представления,
благотворно
сказывается
на
становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в
определенной степени самостоятельность в быту.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» _____________2015 года
Календарно-тематическое планирование «Швейное дело» 5 класс
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы
учебного
времени
Плановые
сроки
прохождения
Фактические
сроки
прохождения
I четверть (54 ч.)
1
Вводное занятие.
1
2
Первичный
инструктаж
по
охране труда.
1
Швейная мастерская (8 ч)
1
Правила поведения в швейной
мастерской.
1
2
Правила уборки мастерской.
1
3
Инструменты и приспособления
для швейных работ.
1
4
Измерительные инструменты.
1
5
Правила безопасной работы
иглой и ножницами.
1
6
Правила безопасной работы с
клеем.
1
7
Организация рабочего места.
1
8
Альбом и тетрадь для уроков
швейного дела.
1
Волокна и ткани (8ч)
1
Сведения о волокнах.
1
2
Сведения о прядении.
1
3
Сведения о ткани.
1
4
Свойства ткани.
1
5
Полотняное переплетение.
1
6
Практическое выполнение
переплетения.
1
7
Хлопчатобумажные ткани.
1
8
Сведения о нитках.
1
Ручные работы (36ч)
1
Подготовка к выполнению
ручных швейных работ.
1
2
Практическое выполнение.
1
3
Раскрой из ткани деталей
изделия.
1
4
Практическое выполнение.
1
5
Обработка срезов ткани.
1
6
Практическое выполнение.
1
7
Электрический утюг.
1
8
Правила безопасной работы
электрическим утюгом.
1
9
Сведения о ручных стежках и
строчках.
1
10
Виды ручных стежков.
1
11
Прямые стежки.
1
12
Выполнение на образце.
1
13
Косые стежки.
1
14
Выполнение на образце.
1
15
Крестообразные стежки.
1
16
Выполнение на образце.
1
17
Петлеобразные стежки.
1
18
Выполнение на образце.
1
19
Петельные стежки.
1
20
Выполнение на образце.
1
21
Отделочные ручные стежки.
1
22
Стежки «вперед иголку».
1
23
Выполнение на образце.
1
24
Стебельчатые стежки.
1
25
Применение стебельчатого
стежка.
1
26
Выполнение на образце.
1
27
Тамбурные стежки.
1
28
Применение тамбурного стежка.
1
29
Выполнение на образце.
1
30
Ручной стачной шов.
1
31
Выполнение на образце.
1
32
Ручной шов вподгибку с
закрытым срезом.
1
33
Применение ручного шва
вподгибку.
1
34
Намётывание ручного шва на
образце.
1
35
Выполнение ручного шва
вподгибку с закрытым срезом.
1
36
Практическое выполнение шва
вподгибку с закрытым срезом.
1
II четверть (42)
1
Вводное занятие.
1
2
Правила техники безопасности.
1
Ремонт одежды (20ч)
1
Ремонт одежды и белья.
1
2
Сведения о пуговицах.
1
3
Назначение пуговиц.
1
4
Пришивание пуговицы со
сквозным отверстием.
1
5
Практическое выполнение.
1
6
Пришивание пуговицы с ушком.
1
7
Практическое выполнение.
1
8
Пришивание пуговицы на
стойке.
1
9
Практическое выполнение.
1
10
Ремонт одежды по
распоровшемуся шву.
1
11
Практическое выполнение.
1
12
Ремонт одежды в месте разрыва
ткани.
1
13
Практическое выполнение.
1
14
Изготовление вешалки.
1
15
Раскрой детали вешалки.
1
16
Обработка детали вешалки
косыми стежками.
1
17
Соединение с полотенцем
косыми стежками.
1
18
Втачивание вешалки в шов
вподгибку с закрытым срезом.
1
19
Декоративная заплата-
аппликация.
1
20
Изготовление заплаты-
аппликации на образце.
1
Швейная машина с ножным приводом (20ч)
1
Сведения о швейных машинах.
1
2
Изучение внешнего вида машин в
мастерской.
1
3
Правила посадки и безопасной
работы за швейной машиной.
1
4
Правила безопасной работы на
швейной машине.
1
5
Устройство швейной машины.
1
6
Устройство привода швейной
машины.
1
7
Винт-разъединитель.
1
8
Пуск и остановка швейной
машины с ручным и ножным
приводом (без иглы).
1
9
Машинная игла.
1
10
Устройство машинной иглы.
1
11
Установка иглы.
1
12
Шитье на швейной машине с
ножным приводом (без ниток).
1
13
Моталка.
1
14
Намотка нитки на шпульку.
1
15
Заправка верхней нитки.
1
16
Заправка нижней нитки.
1
17
Выполнение пробных строчек на
образцах.
1
18
Регулятор строчки.
1
19
Машинная закрепка.
1
20
Зигзагообразная строчка.
1
III четверть (60 ч)
1
Вводное занятие.
1
Машинные работы (21ч)
2
Стачной шов
1
3
Выполнение стачного шва
взаутюжку на образце.
1
4
Выполнение стачного шва в
разутюжку на образце.
1
5
Практическое выполнение.
1
6
Двойной шов.
1
7
Выполнение на образце.
1
8
Накладной шов.
1
9
Выполнение накладного шва с
одним закрытым срезом на
образце.
1
10
Практическое выполнение.
1
11
Выполнение накладного шва с
двумя закрытыми срезами на
образце.
1
12
Практическое выполнение.
1
13
Шов в подгибку с закрытым
срезом.
1
14
Выполнение шва вподгибку с
закрытым срезом на образце.
1
15
Практическое выполнение.
1
16
Шов вподгибку с открытым
срезом.
1
17
Выполнение шва вподгибку с
открытым срезом на образце.
1
18
Практическое выполнение.
1
19
Обтачной шов.
1
20
Выполнение обтачного шва на
образце.
1
21
Практическое выполнение.
1
22
Выполнение всех швов на
образце.
1
Пошив изделий (38ч)
1
Построение чертежа и
изготовление выкройки.
1
2
Подготовка выкройки к раскрою.
1
3
Подготовка ткани к раскрою.
1
4
Практическое выполнение.
1
5
Головной платок.
1
6
Анализ
и
планирование
работы
по пошиву головного платка.
1
7
Обработка поперечных срезов
платка краевым швом вподгибку
с закрытым срезом.
1
8
Практическое выполнение.
1
9
Обработка долевых срезов платка
краевым швом вподгибку с
закрытым срезом.
1
10
Практическое выполнение.
1
11
Обработка углов платка косыми
стежками, отделка платка и
утюжка готового изделия.
1
12
Практическое выполнение.
1
13
Мешочек для хранения работ.
1
14
Анализ и планирование работы
по пошиву мешочка для
хранения работ.
1
15
Выполнение отделки мешочка
аппликацией.
1
16
Практическое выполнение.
1
17
Обработка боковых срезов кроя
мешочка стачным швом.
1
18
Практическое выполнение.
1
19
Обработка верхнего среза
мешочка краевым швом
вподгибку с закрытым срезом.
1
20
Практическое выполнение.
1
21
Продергивание шнура (тесьмы,
узкой ленты) и утюжка готового
изделия.
1
22
Практическое выполнение.
1
23
Салфетка.
1
24
Анализ
и
планирование
работы
по пошиву салфетки.
1
25
Построение чертежа салфетки.
1
26
Практическое выполнение.
1
27
Подготовка выкройки салфетки к
раскрою.
1
28
Подготовка ткани к раскрою.
1
29
Раскрой салфетки.
1
30
Подготовка кроя салфетки к
обработке.
1
31
Обработка срезов салфетки
краевым швом вподгибку с
закрытым срезом.
1
32
Обработка углов.
1
33
Выполнение отделки салфетки
вышивкой и утюжка готового
изделия.
1
34
Подбор рисунка для вышивки.
1
35
Вышивка салфетки.
1
36
Практическое выполнение.
1
37
Отделка салфетки вышивкой.
1
38
Утюжка готового изделия.
1
IV четверть (48ч)
Пошив изделий (34ч)
1
Наволочка.
1
2
Анализ образца наволочки.
1
3
Планирование работы по пошиву
изделия.
1
4
Построение чертежа наволочки
(70*70)
1
5
Практическое выполнение.
1
6
Подготовка выкройки наволочки
к раскрою.
1
7
Практическое выполнение.
1
8
Подготовка ткани к раскрою,
раскладка выкройки на ткани и
раскрой наволочки.
1
9
Практическое выполнение.
1
Обработка поперечных срезов
наволочки краевым швом
вподгибку с закрытым срезом.
1
10
Практическое выполнение.
1
11
Выполнение разметки для
клапана.
1
12
Обработка боковых срезов
двойным швом.
1
13
Отутюживание готового изделия.
1
14
Окончательная отделка
наволочки.
1
15
Сумка хозяйственная.
1
16
Анализ образца сумки
хозяйственной из
хлопчатобумажной ткани.
1
17
Планирование работы по пошиву
изделия.
1
18
Построение чертежа сумки
хозяйственной.
1
19
Практическое выполнение.
1
20
Подготовка деталей выкройки
сумки к раскрою.
1
21
Практическое выполнение.
1
22
Подготовка ткани к раскрою,
раскладка деталей выкройки и
раскрой.
1
23
Практическое выполнение.
1
24
Обработка деталей ручек
1
накладным швом с двумя
закрытыми срезами.
25
Практическое выполнение.
1
26
Обработка верхних срезов
основной детали сумки
хозяйственной с одновременным
втачиванием ручек.
1
27
Практическое выполнение.
1
28
Обработка боковых срезов
основной детали сумки.
1
29
Практическое выполнение.
1
30
Застрачивание углов основной
детали.
1
31
Практическое выполнение.
1
32
Отутюжить готовое изделие.
1
33
Практическое выполнение.
1
34
Проверка качества работы.
1
Практическое повторение(14ч)
1
Для умелых рук.
1
2
Футляр.
1
3
Изготовление футляра для ручек
и карандашей.
1
4
Раскрой детали футляра.
1
5
Обработка боковых срезов.
1
6
Обработка клапана футляра.
1
7
Выполнение отделки изделия.
1
8
Мягкие игрушки по одной
выкройке.
1
9
Игрушка «Медвежонок».
1
10
Соединение деталей туловища.
1
11
Набивание игрушки ватой.
1
12
Выполнение отделки игрушки.
1
13
Прихватка для кухни.
1
14
Изготовление прихватки.
1