Автор: Пахунова Юлия Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №45" Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
п атриотическое воспитание старших дошкольников
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить
его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребностей детства».
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание
сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в
каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно,
то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов
позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством
знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В
разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о
несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и
нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» -
как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках
патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под
окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза
в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое
несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки
волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ
считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого
народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту,
передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок
начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это
первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и
я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются
ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к
отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к
своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно
оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у
него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для
рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти
дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога,
знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в
окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное,
или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у
детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять,
что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит
каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он
направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный
опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети
перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике,
как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое
постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к
событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их
интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в
следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному
дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что
воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К
сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с
безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное
чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной
близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства
защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к
родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих
родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники
урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию,
встречи ветеранов, участников войн. Много памятников и обелисков на нашей земле.
Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в
Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах
братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не
только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты
повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под
фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не
расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все
создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране,
должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда
воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родителям
следует рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную
значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и
всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба.
Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости
помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании
детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе
ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими
ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их
волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью,
чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочитали
стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка
вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага.
Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они
были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты
«Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?»,
«Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно
прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в
ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания
нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным?
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых
подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог
знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся
каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические
знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это
обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными
патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не
только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на
благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой
деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка
дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для
формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей,
мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не
всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь
взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению
двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит
отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А
мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает
в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной
мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был
систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения,
не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только,
чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был
надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических
чувств у детей.