Напоминание

"План местности и географическая карта"


Автор: Черемных Наталья Фёдоровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Коршуновская СОШ"
Населённый пункт: п. Коршуновский
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "План местности и географическая карта"
Раздел: полное образование





Назад




Черемных Н.Ф. учитель географии МКОУ «Коршуновская СОШ»
Методическая разработка урока географии в 5 классе
Тема
«План местности и географическая карта»
№ урока по теме: урок №3 в разделе «Виды изображений поверхности Земли»
Цель:
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о видах изображения земной поверхности
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть. Изучить основные условные знаки плана. Создать представление у учащихся о масштабе. Развивающие: Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты. Воспитательные: Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты:

знать –
основные виды изображений земной поверхности,строение плана и географической карты; условные знаки; градусную сеть
уметь
– объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта», «меридиан», «параллель»; уметь читать простейшие планы местности; показывать и наносить на контурную карту меридианы, параллели, экватор, начальный меридиан.
понимать -
отличие плана от географической карты, называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, их значение в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Учить:
• ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; • работать в соответствии с поставленной учебной задачей; • выделять главное, существенные признаки понятий; • участвовать в совместной деятельности; • высказывать суждения, подтверждая их фактами; • искать и отбирать информацию в учебных пособиях;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами; • оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения.

Учить:
• ответственному отношению к учебе; • осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению; • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.
Формы организации учебной деятельности
: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения
: наглядно – иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, практическая работа с контурной картой.
Приемы:
Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, презентация «Виды изображений поверхности Земли», физическая карта полушарий, план местности; фрагменты различных карт (для групп), задания группам, компасы, альбом с топографическими знаками
Используемые учебники и учебные пособия:
1 Учебник География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2015г. 2. Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина) 3.Атлас География.5 класс. 4. Контурные карты. 5 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

этап
Приветствие учащихся Проверка готовности учащихся к уроку. Организовать учащихся на успешную работу Приветствие учащимися учителя Формирование норм и правил поведения в социуме
Повторение ранее

изученного

материала
Опрос 1. Рассказать о строении компаса. 2. Объяснить, как ориентироваться по Солнцу. 3. Рассказать о способах ориентирования по местным признакам. Организует коллективную работу с ЭОР Демонстрация слайдов презентации 1. Отвечают на вопросы учителя 2. Работа с компасом по определению сторон горизонта. 3. Подписать стороны горизонта на схеме. 4. Выполнение тестового задания Ученики демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи с применением новых терминов Умение анализировать выполнение своей работы
Активизация

познавательной

деятельности
Работа с ЭОР
.
Демонстрация фрагмента из электронного приложения. Ставит проблемные задачи перед учащимися. Изображения земной поверхности в древности Какие виды изображения земной поверхности вы знаете? Предлагает учащимся назвать виды изображений и заполнить кластер на листах Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем. Заполняют кластер Рисунок, план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Умение отвечать на вопрос, слушать других
Установка

познавательной

задачи
1. Создаёт проблемную ситуацию 2. Определение темы урока Деление ребят на 2 группы Поисковое задание в игровой форме: Ориентируясь по компасу найти в кабинете листы с заданием 1группа: задание - разгадать кроссворд и загадку Его берет с собой геолог, турист и археолог. (План местности). 2 группа– отгадать загадки 1) Страны без людей Работа в группах: ориентируясь по компасу, находят листы с заданием Отгадывают загадки, решают кроссворд, где заключены ключевые слова темы урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Города без домов Лес без деревьев Море без воды… 2) Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном - Что это такое? (географическая карта) Итак, что мы будем сегодня изучать? Учащиеся предлагают свои варианты темы урока План местности и географическую карту Запись темы урока в тетрадях
Пробное учебное

действие
1. Организует коллективную работу с ЭОР, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов, которые содержатся в мультимедиа слайде. Ребята, глядя на этот план местности, что вы можете сказать об объектах, которые здесь изображены? Ребята, теперь поработаем по карте. Что по ней вы можете сказать? Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем Высказывание суждений, подтверждая их фактами Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать
Актуализация

знаний
Как вы думаете, когда появились карты? Зачем они нужны? А вы использовали карту? При каких обстоятельствах? Можете вы сказать, чем план местности отличается от карты? Как изобразить большую территорию на листе бумаги? Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения Опережающее задание - учащийся рассказывает и показывает презентацию о древних картах Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Высказывать суждения, подтверждая их фактами
Выявление

причины

затруднения
Ребята, выполняя первое задание, вы рассмотрели план местности. Подумайте, почему вы не смогли полностью рассказать, что изображено на нём? Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения Логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы
Целеполагание
Итак, ребята, если мы с вами рассматривали план местности и географическую карту соответственно, какова цель урока? Изучить план местности и географическую карту Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Построение проекта

выхода из

затруднения
Для достижения цели урока давайте составим план, по которому вы будете работать (слайд презентации) 1. Изучить, что такое план местности 2. Узнать, что такое условные знаки? 3. Узнать, что такое географическая карта? 4. Для чего нужен масштаб? 5. Что такое градусная сеть? 6. Отличия плана местности от карты Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Физкультминутка
Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки Выполняют движения под руководством учителя: Ветер дует с севера Ветер дует с юга Ветер дует с запада Ветер дует с востока Ураган Штиль Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Реализация

построенного

проекта
Работа ребят в исследовательских группах по заданиям учителя 1группа – работают над изучением плана местности: -что называется планом местности? -условные знаки плана местности -что обозначают цвета на плане местности? -Что показывает масштаб? -людям, каких профессий нужны планы местности? 2 группа – изучение географической карты - Что называется географической картой? -Условные знаки карты -Что на карте обозначают цвета? Какие карты бывают по масштабу? - Какие карты бывают по содержанию? (примеры из атласа) Работают с текстом учебника, географической и контурной картой, с планом местности, альбомом с условными топографическими знаками, атласом Работать в соответствии с поставленной учебной задачей Выделять главное, существенные признаки понятий Вести самостоятельный поиск, отбор информации Высказывать суждения, подтверждая их фактами Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Организовывать учебное сотрудничество, умение работать в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Отчёт групп Отвечают на вопросы и делают вывод Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Физкультминутка
Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире. Повернулись на восток, а затем на север. Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу прямо, прямо к западу. И на место тихо сели Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Первичное

закрепление
1. Устанавливает осознанность восприятия материала. 2. Организует коллективную работу с ЭОР, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов, которые содержатся в мультимедиа слайде Ребята, вы уже познакомились с понятиями план местности и географическая карта. Теперь мы сравним их и найдем сходства и отличия Заполнение таблицы:
Элементы

сравнения

Географиче

ская карта

План

местности
Территория Большая Небольшие участки Есть градусная сетка + Условные знаки похожи на настоящие объекты + Стороны горизонта определяются по стрелке или рамке + Населённые пункты Кружок Отдельные дома, кварталы Стороны горизонта определяются по параллелях и меридианах + Наличие масштаба + + Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме. Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать Формирование географических знаний о плане и карте, необходимость знаний для решения практических задач
Закрепление

изученного
Чтение текста с топографическими знаками по группам
Работа с ЭОР.
Работают с текстовым заданием. Определяют, какие объекты Узнавать, называть географические объекты;

материала
В решили организовать поход. Из ___по мы вышли на . Она привела нас в к ,оттуда по мы пересекли и вышли на Перед нашим взором предстала Мы подошли к , перешли на другой берег в . Здесь мы побывали в и увидели , напились студеной воды из , побывали в . Затем мы сели в поезд на . Он вез нас по мимо . Мы вернулись в _ на изображены на плане местности Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем. поиск и выделение необходимой информации. Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Формирование коммуникативной к о м п е т е н т н о с т и в о б щ е н и и и с о т р у д н и ч е с т в е с о сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской деятельности
окраине которого стоит наша
Работа в парах по

изучению градусной

сети карты
На слайде задания для учащихся: 1) Что называется меридианами и параллелями (учебник страница 86; атлас стр.22), запишите в тетрадь определение. 2) На контурной карте полушарий (стр. 23) выделить цветной пастой два меридиана: начальный и 180 меридиан, и две параллели и экватор 3) Подписать Западное и Восточное полушарие, Северное и Южное полушарие Работают с текстом учебника, картами атласа и контурной картой. (самостоятельно, с взаимопроверкой) Учащиеся оценивают работу друг друга в парах Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля и взаимопроверки. Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль.
Домашнее задание
Учитель дает домашнее задание и комментирует его. (Слайд) презентации. 1) §18, повторить понятия 2) Выполнить задание 2, 3 на стр. 43-44 в рабочей тетради 3) Творческое задание: Самостоятельно составить рассказ, письмо, зашифровав географические объекты условными знаками (по выбору). Записывают домашнее задание в дневник. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке
Стадия рефлексии
-Какая была цель урока? - Мы смогли ответить на вопросы? - Как работали на уроке, где добывали информацию? - Что показалось трудным? Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое… 2) Я могу… 3) Я научился… Подводят итог изучения новой темы, отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке Оценка процесса и результата деятельности Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Умение выражать свои мысли.


В раздел образования