Технологическая карта подгруппового логопедического занятия
Автор: Скрягина Алина Игоревна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 407 Населённый пункт: город Самара Наименование материала: Методическая разработка Тема: Технологическая карта подгруппового логопедического занятия Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара
Ф.И.О.
учителя-логопеда
Скрягина Алина Игоревна
Возраст ребенка,
логопедическое
заключение)
5 лет
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия
5 лет
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия
Тема занятия
«Ласточка в гостях. Звук Л».
Тип занятия
«Закрепление знаний»
Используемые
технологии
Технология на основе деятельностного подхода.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология поэтапного формирования умственных действий
Цель занятия
автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках темы перелетные птицы
Задачи
Уточнить и закрепить артикуляцию звука [л]
Автоматизировать произношение звука [л] в словах, словосочетаниях
Закрепить представление о перелетных птицах
Планируемые
результаты
Предметные
Метапредметные
Развитие подвижности органов артикуляции в процессе
выполнения артикуляционной гимнастики;
Закрепление правильного артикуляционного уклада при
произношении звука [Л];
Автоматизировать произношение звука [л] в словах,
Развивать фонематическое восприятие, путем выделения звука
[л] на фоне слова
Систематизировать представления ребенка о перелётных
птицах
Активизировать употребление новых слов в различных
синтаксических конструкциях.
Закреплять умение пользоваться простыми
распространёнными предложениями.
Закреплять умение образовывать существительные с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –чк-, -шк-
Закреплять умения строить предложено-падежные
конструкции с предлогами за, на, под.
Закреплять умение образовывать дательный падеж им.
существительных
Регулятивные УУД:
•
учить принимать и сохранять учебную задачу.
•
Развивать познавательно-исследовательскую
деятельность (наблюдать, анализировать, питания).
Коммуникативные УУД:
•
развивать умение слушать учителя до конца
•
развивать умение высказывать свое предположение
•
развивать умения строить и поддерживать диалог
Личностные УУД:
•
формировать мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
•
Воспитывать положительное отношение к птицам,
профилактировать агрессию по отношению к птицам.
•
Воспитывать интерес к миру природы и формировать
чувство ответственности за перелётных осуществлять
познавательную рефлексию
Средства
обеспечения
Зеркало, набор карточек с изображением птиц, зерен, кормушки; изображение весеннего парка, мяч.
Организация и структура логопедического занятия
Этап
Длительно
сть этапа
Методы
и приемы
работы
Формы
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
Планируемые
результаты УУД
I Этап
Мотив
ации
- создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс
3 минуты
устные
Подгрупповая
Что бы язычок нас слушался и помогал
красиво говорить нужно сделать
гимнастику
Губки наши улыбаются. Держи улыбку под
счет до 10
Блинчик -иголочка
Качели
Почистим зубки
Маляр
Чашечка
Парус
К нам на занятие сегодня прилетела птичка,
разгадай загадку и узнай, что это за птица.
Она под крышами живет
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?…. .(Ласточка)
Дети выполняют
артикуляционные
упражнения перед
зеркалом
Отгадывают загадку
Ласточка
Регулятивные
УУД: учить
принимать и
сохранять
учебную задачу.
Коммуникативны
е УУД:
развивать умение
слушать учителя
до конца;
развивать умение
высказывать свое
предположение
II.
Этап
Актуа
лизац
ии
знани
й
- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН,
необходимые для построения нового знания);
Длительно
сть этапа
Методы
и приемы
работы
Формы
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
Планируемые
результаты УУД
8 мин
Устные,
аналитико-
синтетические
Подгрупповая
1
Ласточка принесла с собой ее любимый
звук. Догадайся какой это звук. Какой
первый звук ты слышишь: Ласточка. Звук
[Л]
Как он правильно произносится? Что
делают губы? Где должен быть язычок?
2 Ласточка просит нас помочь ее друзьям
другим птицам вернутся домой.
Но птички
хотят с тобой поиграть. Ребенок
закрывает глаза. они спрятались, их
нужно найти.
Соловей, иволга,
Дополнительно: стриж, грач
Как называются эти птицы? Почему?
3
Давай вспомним из каких частей состоит
птичка? Тебе нужно собрать птичку и
назвать ее части тела. Вот подсказка.
4 Дополнительно:
Ласточка хочет попросить тебя о помощи.
Нужно определить где другая птичка будет
нести звук [л]. В начале (в клюве), в середине
(в лапках) или в конце (в хвостике)
масло, мул, ложка, палка, луч, козёл, полка,
лыжи, пол, лапа, галка, мел.
Вспоминают, что при
звуке Л губя улыбаются, а
язык прикусываем
зубками.
Ищут в кабинете птиц,
затем называют птиц:
соловей, иволга, грач,
стриж
Обозначают общее
называние птиц:
Перелетные. Определяют
почему такое название.
Складывают из частей
схему птицы и называет
части тела: Голова, клюв,
туловище, крылья, хвост,
лапки.
Определяют место звука
[л] в словах.
Регулятивные
УУД:
учить принимать
и сохранять
учебную
задачу ;Развивать
познавательно-
исследовательску
ю деятельность
III
Этап
физми
нутка
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном проведении
Длительно
сть этапа
Методы
и приемы
работы
Формы
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
Планируемые
результаты УУД
2 мин
Показ образца
выполнения
упражнения
устные,
аналитико-
синтетические
Подгрупповая
Выполняет физминутку вместе с обучающимся
Черный грач по полю ходит,
Важно ноги поднимая,
(идут, высоко поднимая колени)
По проталинкам шагает,
(и помахивая руками (крыльями).
Червячков в земле находит.
Выполняют движения по
образцу
Личностные
УУД:
формировать
мотивацию к
обучению и
целенаправленно
й познавательной
деятельности.
IV
закреп
ление
и
усвоен
ие
знани
й
- Усвоение знания и возможность применить его в разных учебных заданиях
Длительно
сть этапа
Методы и
приемы работы
Формы
организации
деятельности
учащихся
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность ученика
Планируемые
результаты УУД
Устная,
аналитико-
синтетическая
Подгрупповая
Игра «Собираем зерно»
Путешествие домой это очень долгий путь,
нужно много сил. Птицам тяжело. Как
думаешь, чем можно им помочь? Откуда им
взять силы для путешествия? Нужно
хорошо подкрепится! Нужно собрать зерно
Определяют,
необходимость пищи для
птиц, перед полетом.
Называют картинки, в
названии которых звук л
для птичек. Но не просто так, под зерном
нарисована картинка, тебе нужно ее назвать
и красиво произнести в нем звук Л. Тогда
мы сможем это зерно взять с собой и
покормить им птичек.
колокол, облако, вилка, платье, стол,
флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак,
лампа, желудь.
Если ребенок правильно называет звук в
слове, то это зернышко отправляется в
кормушку. А если нет, то остается зерно
исправляется произношение, ребенок
делает попытку снова
Сейчас птицы возвращаются с теплых
стран. Они должны искать себе
пропитание, но это очень сложно ранней
весной. Как можно им помочь?
Игра «Покорми птиц»
Вот мы и собрали зерно. А куда мы теперь
можем положить зерно, корм птицам? Как
называется? Кормушка! Теперь кого будет
кормить? Кто у нас в гостях? (ласточка,
иволга, соловей).
Это зерно ты дашь кому? И т.д
Игра «Скажи ласково»
Ты покормил птичек, теперь они хотят
поиграть. Я буду говорить тебе слово и
колокол, облако, вилка,
платье, стол, флажок,
шоколад, ложка, лук,
лужа, лак, лампа,
желудь.
Определяют
необходимость кормить
птиц весной
По очереди берут зерно и
называют кому он его
отдаст. Кому? Ласточке,
Иволге, Соловью.
Ловят мяч по очереди и
образует
существительное, при
помощи уменьшительно-
ласкательных суффиксов
птичка
гнёздышко
крылышко
головушка
лапа- лапка, лапочка.
соловушка
лодочка
яблочко
Регулятивные
УУД:
учить принимать
и сохранять
учебную задачу.
Развивать
познавательно-
исследовательску
ю деятельность
Коммуникативны
е УУД:
кидать мяч. А ты должен сказать это слово
ласкового. И кинуть мне обратно.
птица –
гнездо –
крыло
голова-
лапа-
Соловей-
Лодка-
Яблоко-
Полка-
Кулак-
Игра «Скажи наоборот»
Ребенку предлагается прослушать
предложение и договорить слово,
противоположное названному по значению,
слово наоборот.
Ночью на улице темно, а днем...(светло).
Перец горький, а сахар... (сладкий).
Фея в сказках добрая, а ведьма … (злая)
Свеча горячая, а мороженое ...(холодное).
Летом тепло, а зимой... (холодно).
Паутинка тонкая, а веревка бывает…
(толстая)
Бабочка легкая, а ворона ... (тяжелая)
Пьеро в сказке грустный, а Буратино …
(веселый)
Дополнительно:
полочка
кулачок
Ловят по очереди мяч и
заканчивает предложение
словом антонимом
Светло, сладкий, злая,
холодное, холодно,
толстая, тяжелая, веселый
Дети берут по очереди
птичку и сажают ее по
инструкции, а затем
самостоятельно
озвучивает куда посадил
птичку, ориентируется в
пространстве на
горизонтальной
поверхности, определяет
местоположение,
обозначает
местоположение при
помощи предлогов,
выбирает правильные
предложно падежные-
конструкции,
контролирует правильное
произношение звука Л в
построенном предложение
развивать умение
слушать учителя
до конца;
развивать умение
высказывать свое
предположение
Игра «Посади птичку»
Что за птичка? Куда она залетела? Что
ты в парке видишь?
Посади соловья на лавку, под елку, посади
справа от клумбы, посади за клумбу, и т.д
Где сидит соловей? Ответ ребенка: Соловей
сидит на клумбе.
V.
Этап
Рефле
ксия
формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Длительно
сть этапа
Методы и
приемы работы
Формы
организации дея-
ти уч-ся
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
Планируемые
результаты УУД
2 мин
Устные,
аналитико-
синтетические
Подгрупповая
Вот мы и помогли птицам! Накормили
птенцов, проводили их в гнезда! Ласточка
тебе очень благодарна.
Какой ее любимый звук ты учился
правильно сегодня произносить? У тебя
получилось?
Какую пользу приносят птицы? Птицы
опыляют растения, уничтожают гусениц и
других вредных насекомых. Вот почему можно
сказать: «птицы – наши помощники». Кроме
того, птицы украшают леса, парки и сады.
Певчие птицы радуют нас своим пением.
Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем
сделать, чтобы живущим на земле птицам
было хорошо?
Отвечают на вопросы,
оценивают свои усилия
Коммуникативны
е УУД: развивать
умение слушать
учителя до
конца;ьразвивать
умение
высказывать свое
предположение;
развивать умения
строить и
поддерживать
диалог
Личностные
УУД:.
Воспитывать
положительное
отношение к
птицам,
профилактироват
ь агрессию по
отношению к
птицам;Воспиты
вать интерес к
миру природы и
формировать
чувство
ответственности
за перелётных
осуществлять
познавательную
рефлексию