Напоминание

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе V вида


Автор: Ярускина Тамара Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГКОУ школа-интернат №26
Населённый пункт: город Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе V вида
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной

коррекционной школе V вида
Ребенок, словно чистый лист бумаги Неосторожно не сомни его судьбу, Ты помоги ему, придай отваги И научи выигрывать борьбу. Основные задачи специальной (коррекционной) школы V вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к ?, социальная адаптация в условиях современного общества. Каждый урок в специальной школе должен способствовать развитию познавательных интересов обучающихся и приобретению ими навыков самостоятельной работы. Обучение математике в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. При этом важно соблюдение следующих условий: - Наличие комфортных и безопасных условий обучения. -Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности. Это особенно важно в работе с детьми c ОНР. - Формирование и развитие мышления, а в коррекционной школе и развитие речемыслительной деятельности. -Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения. - Адаптация учебного процесса к особенностям учащихся с речевой патологией. Задачи преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида состоят в том, чтобы:  дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;  через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной, речемыслительной деятельности и личностных качеств;  воспитывать у учащихся с ОНР целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания, речемыслительной деятельности и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся с ОНР развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) _ это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому» (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка с ОНР? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка устного счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Формы проведения устного счета различны: - арифметическая головоломка; - игра «Интеллектуальный марафон»; - по программе, заданной блок-схемой, выполнить вычисления и расшифровать высказывание или тему урока; - решить примеры и расположить их в порядке убывания или возрастания и расшифровать слова. Такой материал можно использовать при изучении любой темы, хоть десятичных дробей, хоть обыкновенных, или действий с положительными и отрицательными числами; - математическая зарядка. Все задания для устного счёта должны иметь занимательный характер, оформляться наглядно, красочно. Такие задания развивают у учащихся с нарушением речи воображение, внимание, память, мышление. Вовлекать в учебную деятельность учащихся с речевой патологией нужно с самого начала урока, иначе невозможно добиться положительных результатов. Для этого эффективно проводить организационные моменты, связанные с темой урока и в разных формах. Например, при изучении темы «Окружность» организационный момент в таком виде: сядет тот, кто назовет правильно то, что вы видите на доске ( на доске изображены различные фигуры: прямая, луч, квадрат, прямоугольник и т.д.). - Как одним словом можно их назвать? (Фигуры) - Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну фигуру. А какую фигуру – вы должны отгадать. На доске прикреплены буквы чистой стороной к учащимся, из которых складывается тема урока «Окружность». Я задаю детям вопрос, за каждый правильный ответ открывается буква. В целях повышения эффективности урока использую разнообразные приемы, а так же систему разнообразных средств и методов. Метод обучения выбирается в зависимости от целей урока и от содержания проходимого материала, но при этом обязательным условием является активная работа обучающихся. С этой целью обеспечиваются повторение материала, связанного с изучением новых знаний, четко выделяется познавательный вопрос, который предстоит решить в процессе изучения нового, формирование абстрактных представлений проводится на основе использования конкретных и наглядных восприятий. Это различные средства наглядности, дидактические игры, постановка проблемных вопросов, организация наблюдений, создание психологических условий, организация практического действия каждого ученика и др. Например, знакомство с преобразованием чисел начинается с замены крупных мер более мелкими (5-й класс). Прежде всего надо создать такую ситуацию, в которой учащиеся могли бы убедиться в необ ходимости этого
преобразования. Например, ученику предлагается измерить полоску в дециметр, отрезать от нее полоску длиной в 4 см и ответить на вопросы: 1. Какой длины полоска осталась? (6 см) Какой длины полоска была? (1 дм.) Сколько сантиметров отрезали? (4 см.) Запись дается такая: 1 дм — 4 см. Надо 1 дм заменить 10 см. Предметом особого внимания является выработка у обучающихся навыка самостоятельной работы с учебником. Самостоятельная работа с учебником – традиционный приём работы на уроке с первых дней обучения детей в школе. Она проводится как при закреплении, так и при сообщении новых знаний. Формы этой работы различны. Например, обучающимся 5 классов при изучении темы «Нумерация чисел в пределах 100000» можно предложить по учебнику заполнить таблицу к заданию № 137 и ответить на вопросы, которые заранее написаны на доске. 1) На каком месте справа пишутся единицы? 2) На каком месте справа пишутся десятки? 3) На каком месте справа пишутся сотни? и т.д. Когда учащиеся готовы к ответу, надо предложить им ответить на те же вопросы с числами, которые даны на доске (1381, 10734, 30260, 124301). На дом учащиеся получают задание снова рассмотреть таблицу классов и разрядов и заполнить таблицу задания №139. Изучение некоторых вопросов нужно проводить по учебнику. Самостоятельная работа по учебнику планируется таким образом, чтобы учащиеся в процессе её выполнения действовали активно, сознательно выполняли поставленные перед ними учебные задачи. Вот один из примеров организации такой работы. При прохождении в 5 классе темы «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» можно предложить: а) Рассмотрите образец (№ 390) и объясните, как выполнено сложение; б) Пользуясь образцом, выполните сложение самостоятельно. После выполнения проводится фронтальная проверка работы. Самостоятельная работа по учебнику приучает обучающихся к мысли, что новые знания можно извлечь из учебника самостоятельно. Большое значение для развития активности и сознательности учащихся с речевой патологией в процессе выполнения самостоятельной работы имеет использование справочных таблиц. Например, таблицы мер, разрядные сетки для усвоения нумерации многозначных чисел, частные случаи умножения и деления и др. Справочные таблицы обычно висят в классе продолжительное время. Ученик в любой момент может обратиться к ним за справкой. В целях осуществления дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы предлагаю работы в 2-3 вариантах различной трудности, а так же индивидуальные задания с памятками отдельным ученикам. Например, для самостоятельной работы в 5 классе по теме «Вычитание обыкновенной дроби из 1» в помощь некоторым обучающимся раздаю памятки следующего содержания: 1. Запиши единицу в виде неправильной дроби. 2. Выполни вычитание дробей с одинаковыми знаменателями: вычти числители, а знаменатель оставь тот же. 3. Например, 1-2/5= 5/5 – 2/5 = 3/5 Такого рода памятки – инструкции способствуют формированию умений самостоятельного учебного труда. Применение дифференцированных заданий позволяет учителям управлять способами познавательной деятельности учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями. При планировании и проведении самостоятельных работ нужно освободить ученика от непроизвольных затрат времени и поэтому надо шире использовать перфокарточки, задания тестов, среди них есть задания альтернативных ответов, где нужно ответить «да» или «нет», «правильно» или «неправильно». Тестовые задания
можно дифференцировать, по уровню сложности, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ученику. Например, на обобщающем уроке по теме «Обыкновенная дробь» предлагаю выполнить тест: 1. Найдите правильную дробь: А) ; Б) ; В) . 2. Найдите неправильную дробь: А) ; Б) ; В) . 3. Сократите дробь : А) ; Б) ; В) . 4. Приведите дробь к знаменателю 28: А) ; Б) ; В) . 5. Выделите целую часть : А) ; Б) ; В) . Формирование у учащихся с ОНР навыков самоконтроля является серьёзной педагогической проблемой, любой опыт заслуживает внимания. Проверяя тетради обучающихся, подчеркиваю ошибки, но не исправляю их. Работа над ошибками в этом случае состоит в более глубоком осмыслении вычислительного приема или в осмыслении условия задачи, повторном её решении и проверке правильности вновь полученного ответа, а не в механическом переписывании исправленного учителям решения. Для улучшения управления учебным процессом важно результаты самостоятельных работ выявлять непосредственно на уроке. Широко использую обратную сторону доски. При проведении любой работы некоторые обучающиеся выполняют её на обратной стороне доски, по окончании работы обучающиеся сверяют свои работы с доской. Как показывает опыт учителей, улучшение организации и формы самостоятельной работы способствует не только повышению уровня навыков учащихся, но и постепенному обучению их приёмам самостоятельного пополнения знаний. Одним из эффективных приемов и методов обучения математике детей с ОНР является применение компьютерных технологий. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся с речевой патологией, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому учитель должен найти такие формы,
методы и приёмы обучения, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным и результативным и эффективным.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.


В раздел образования