"Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО"
Автор: Мухаматчина Наталия Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с "Звёздочка" Населённый пункт: Нижегородская область г. Шахунья Наименование материала: статья Тема: "Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Тема:
«Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей в
условиях реализации ФГОС ДО»
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит.
Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей
меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек
проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников»,
прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так
сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм
индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется
вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени,
бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно
готовят детей к школе.
Одной из причин «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов
максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном
учреждении к «школьной» модели Основное время и внимание педагоги уделяют
занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении
для развития детей.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и
педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра
рассматривается
как
один из сквозных механизмов развития ребенка,
как важное
средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе
завершения дошкольного образования" ребенок
должен овладеть разными формами и
видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным
правилам и социальным нормам;"(п.4.6 ФГОС ДО) Думается, что соседство этих фраз не
случайно. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.
Причины
нарушений:
1)
непонимание
взрослыми
важности
игры;
2)
отсутствие
безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды,
поддерживающей
игру:
4)
давление
образовательных
задач
и
приоритет
обучающих
действий; 5) жесткое програмирование свободного времени. Главная причина — право на
игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновникb
ФГТ, а теперь и ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение
оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время
для игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности
дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Об этом мы и
будем говорим на наших ММО в течении года. И разговор затронет разные возраста, не
только средний.
Введение и реализация ФГОС ДО - это инновационная деятельность, успешность
которой зависит от понимания ее значения в образовательной практике всеми участниками
образовательных отношений. Главная особенность в организации образовательной
деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности,
1
повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного
возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной
деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции
образовательных областей. Ключевая установка Стандарта дошкольного детства - это
поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия
взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дошкольное детство
должно быть разнообразным. Через игру ребенок открывает удивительный мир, его
разнообразие и богатство. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир взрослых
взаимоотношений. Его основная потребность - жить вместе с окружающими людьми.
Реализация этой потребности происходит в игре.
“Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А. Сухомлинский.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность,
имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней
происходит
ориентация
в
отношениях
между
людьми,
овладение
первоначальными
навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А.
П. Усова и др.).
Вместе
с
тем
сегодня
исследователи
(Р.
А.
Иванкова,
Н.
Я.
Михайленко,
Н.А.
Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными
занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые,
бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов,
преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
В
ФГОС
ДО
обобщены
психолого
–
педагогические
условия
организации
образовательного
процесса
и
связанные
с
ними
требования
к
профессиональной
деятельности воспитателя детского сада:
-поддержка
спонтанной
игры
детей,
ее
обогащение,
недирективная
помощь
детям,
поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;
-обеспечение
игрового
времени
и
пространства
(в
т.ч.
обеспечение
его
игровым
оборудованием
и
полифункциональным
игровым
материалом
в
соответствии
со
спецификой образовательной прогрммы);
-подбор
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования,
обеспечивающих
свободный выбор детей;
обеспечение периодической сменяемости игрового материала,
2
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и и
сследовательскую активность детей;
-осуществление
образовательной
деятельности
в
формах,
специфических
для
детей
данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры.
Эти условия моделируются специально, т.к. одной из проблем современных детей
является то, что они не умеют играть. Поэтому стандарт профессиональной деятельности
педагога
требует
от
педагога
наличия
соответствующих
компетенций,
связанных
с
умением и способностью организовать игровое педагогическое взаимодействие с детьми,
включить
игру
в
образовательный
процесс
и
сформировать
на
ее
основе
игровое
образовательное пространство.
Игра, реализующая потребность ребенка в социальной компетенции, когда мотивом
является «быть, как взрослый», определяет специфику социальной ситуации развития
ребенка. Освоение социальной позиции «Я и общество» осуществляется через
моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый-ребенок), взрослый-
взрослый, ребенок-ребенок, ребенок-взрослый) в игровой, воображаемой ситуации. Кроме
того, игра выступает в роли своеобразного «мостика» от мира детей к миру взрослых, где
все переплетено и взаимосвязано.
В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что
ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра
вызывает качественные изменения в его психике.
Ведущая деятельность - это деятельность определяющая характер психического развития
на том или ином этапе детства.
Признаки ведущей деятельности : 1-развитие всех познавательных психических
процессов
2- зарождение новых видов деятельности.
3- формирование новых качеств личности.
Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий
взрослых и отношений между ними, в особой условной форме.
Влияние игры на общее развитие ребенка
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В
игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В
условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие
умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с предметами
заместителями- он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с
названием.
Предмет заместитель становится опорой для мышления. Таким образом игра влияет на
мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития
воображения.
3
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том что через нее он
знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей , которые становятся
образцом для его собственного поведения . в игре ребенок приобретает основные навыки
общения.
В игре складываются и другие виды деятельности ребенка , которые потом
приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование,
конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя ребенок разыгрывает тот
или иной сюжет.
Стройка из кубиков вплетается в ход игры . только к старшему дошкольному возрасту
результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение. так же
внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность , которая
позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться играя- он к
учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.
Основополагающим является положение о том , что в дошкольном возрасте игра является
тем видом деятельности , в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее
содержание . Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в
зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя , а можно
прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и
педагогических исследованиях убедительно доказано, что в игре происходит
разностороннее развитие ребенка. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка,
формирующая представление о мире развивающая вкус, нравственные чувства.
Как условие развития игры рассматриваются игрушки, включенные в содержание
предметно-игровой среды. Модель игрового пространства , понимается сегодня как
сложное многоуровневое образование, в которое входят:
-предметно-пространственная среда (ее предметное наполнение, дизайн. Цвет),
способствующая развитию социально-личностной сферы ребенка;
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие
два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во
время игры. Предметно-игровая среда должна способствовать закреплению полученных
ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его
самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения
действительности. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от
практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а
в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с
помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей
и пр.
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на
самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением
содержания игры.
4
Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от
содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их
игры.
Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со
стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность
приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и
преобразовывать игровое пространство.
-организация игровой деятельности как социокультурной практики детей;
-разработка методического наполнения содержания психолого-педагогического
сопровождения процессасоциально – личностного развития ребенка.
Единство компонентов такой среды обеспечивается за счет ее интерактивности, чему
способствуют следующие приемы взаимодействия воспитателя с детьми при обыгрывании
среды:
1 блок : задания на совершенствование игровой части среды:
-приемы фантазирования, усваиваемые при обыгрывании предметно-развивающей среды
(аналогия, оживление, ускорение, замедление)
-задания на придумывание максимального количества вариантов употребления той или иной
игрушки (чудо-вещь)
-дизайнерские задания (дизайн домика, мебели, для сказочного персонажа из разного рода
коробочек)
2 блок : задания на формирование обратной связи между ребенком м объектами предметно –
игровой среды:
-игровые задания по «оживлению» объектов среды : предметов, игрушек
-парные игровые задания с элементами театрализации, «одушевление» и «оживление»
игрушек и кукол
-задания на «превращение» антиигрушек в «обычные» хорошие игрушки и моделирование
общения с ними
-изготовление интерактивных дидактических игр, позволяющих уточнить смыслы
педагогического взаимодействияи воздействия элементов, объектов и компонентов среды на
детский коллектив (обыгрывание сказок, создание серии игр типа «ходилок»)
-создание условий для самостоятельного обыгрывания ребенком предметно- игровой среды
посредством технологических карточек.
Эти приемы входят в содержание игрового взаимодействия педагога и его воспитанников,
включая ряд компонентов :
5
-когнитивный (знание педагогов о многовариативности использования составляющих
предметно-игровой среды, представлений детей о возможностях ее преобразования в
совместной деятельности)
-деятельностный (активное сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-
игровой среде)
-эмоционально – личностный (благоприятный эмоциональный фон, взаимное уважение и
учет интересов в процессе совместной деятельности педагогов и детей)
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой,
каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась
природа
самого
ребенка.
В
его
жизни
произошли
принципиальные
изменения
в
предметном
и
социальном
мире, изменились
и
ожидания
взрослых
от
детей,
воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
В
настоящее
время
дети
растут
и
развиваются
в
условиях
постиндустриального
информационного
общества.
С
самого
рождения
они
сталкиваются
с
современными
технологиями и достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, рекламные
ролики
и
новинки
кинематографа
заменили
детям
общение
с
родителями,
игры
со
сверстниками, и возможность замечать мир вокруг
Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний
(книги, телевидение, компьютер, интернет).
И,
конечно,
нашу
повседневную
жизнь
уже
невозможно
представить
себе
без
информационно-коммуникативных
технологий.
Использование
информационно-
коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном
образовательном
учреждении
—
это
одна
из
самых
новых
и
актуальных
проблем
в
отечественной дошкольной педагогике.
Интерактивная
доска
–
универсальный
инструмент,
позволяющий
сделать
занятия
с
детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Возможности,
предоставляемые
сетевыми
ресурсами,
позволяют
решить
ряд
задач,
актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Во-первых,
это
дополнительная
информация,
которой
по
какой-либо
причине
нет
в
печатных изданиях.
Во-вторых, это
разнообразный
иллюстративный
материал,
как
статический,
так
и
динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих,– это наиболее демократический способ распространения новых методических
идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места
их проживания.
Игра нового поколения – это квест – игра.
Квест
-
это
приключенческая
игра,
в
которой
необходимо
решать
задачи
для
продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой
6
можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке
и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими,
интеллектуальными.
Игры
построены
на
коммуникационном
взаимодействии
между
игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей,
что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Погружение в
атмосферу
игры
было
бы
неполным
без
неожиданных
встреч. Квест
–
это
приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения
по
сюжету,
подразумевает
активность
каждого
участника.
Это
игра,
в
которой
задействуется
одновременно
и
интеллект
участников,
их
физические
способности
и
воображение.
В
игре
необходимо
проявлять
находчивость,
тренировать
собственную
память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают
отлично
справляться
с
командообразованием,
помогают
им
наладить
успешное
взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение
обязанностей
и
взаимозаменяемость,
и
при
необходимости
научиться
без
паники
мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной
жизни
участники
вряд
ли
сталкивались.
В
каждом
квесте
для
детей
обязательно
совмещаются элементы обучения и отдыха. Приготовила для вас 3 сценария квест – игры.
Наряду
с
традиционными
для
дошкольников
игровыми
сюжетами,
активно
возникают
новые,
основанные
на
отражении
впечатлений
от
современных
фильмов,
рекламы, мультфильмов. При этом многие взрослые , родители, педагоги, не поддерживая
новых игровых сюжетов, прибегая к прямому их запрету, стремятся ограничить детский
опыт только традиционными для дошкольников играми. Такая позиция взрослых не может
быть названа эффективной, т.к. игнорирует новые социальные ориентации и потребность
ребенка отразить их в содержании игр с антиигрушками : монстрами, суперменами,
бионик – вуменами, куклами Братц и др.
Дети тайком все равно играют с ними, потому что такие игры уже стали частью
детского
игрового
сообщества.
Однако,
наблюдая
за
тем,
как,
увлекшись
игрой
с
антиигрушкой, ребенок все чаще отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью,
ее скрытой сутью. Взрослый чувствует свою педагогическую беспомощность и опасность
того,
что
происходит:
опасноть
эта
прямопропорциональна
негативности
персонажа.
Понимая это, можно:
-не запрещать играть с такими игрушками, а «отсеивать» мультфильмы, в которых
они участвуют
-если
ребенок
уже
увлекся
образом
антигероя,
то
можно
самим
придумать
волшебные
истории
и
рисовать
мультфильмы,
используя
приемы
комментированного
рисования,
в
которых
герой-«антиигрушка»
«подан»
как
участник
социальных
взаимоотношений,
обнаруживающий
свою
негативную
суть
или
свои
недостатки
(например «сильный, а знает мало и боится в этом признаться»)
7
-создавать игровые ситуации с участием антиигрушек, давая ребенку возможность
сделать «моральный выбор» не в пользу игрушки самостоятельно
Можно предложить родителям и детям акции – конкурсы:
-на лучшую сказочную историю с героем – антиигрушкой, сочиненную вместе с
ребенком
-на лучший родительский сценарий игры-драматизации, в которой заложен выбор
ребенком линии поведенияв не в пользу антиигрушки.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это
лишение его главного источника развития
Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает
особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность
проявить собственную активность и самостоятельность.
Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они
используют
все
доступные
им
игровые
средства,
свободно
объединяются
и
взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов
разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру
дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим
людям.
Они
на
собственном
опыте
будут
убеждаться,
как
важно
умело
налаживать
контакты с окружающими.
Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские
замыслы,
гарантирует
свободу,
самостоятельность
и
непринужденность,
удовольствие
ребенка
от
игры,
способствует
возникновению
у
детей
стремления
самим
овладеть
игровыми способами.
8