Напоминание

Специфика работы социального педагога с опекунскими семьями


Автор: Сидоркина Лариса Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Школа № 99
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы социального педагога с опекунскими семьями
Раздел: среднее образование





Назад





Специфика работы социального педагога с кровными и

опекунскими семьями.
Защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является важнейшей составляющей социальной политики государства. В связи с проводимыми реформами в Российской Федерации пересмотрено значение того, в каких условиях развивается ребенок, т.к. именно в детстве закладывается основа личности и события, тенденции того периода накладывают отпечаток на характер и поведение в будущей жизни. Воспитываясь в семье, ребенок во взрослой жизни неосознанно использует модель поведения своих родителей. Многолетний опыт выявил недостатки институциональных форм устройства детей. Дети, не имея опыта проживания в семье, не могут стать полноценными гражданами общества. Они лишены базовых составляющих, необходимых для успешного развития: любви, душевного тепла, не говоря уже о том, что зачастую дети сталкиваются с унижением и давлением со стороны воспитателей и других детей. Нередки случаи недостаточного питания ребенка и контроля за состоянием его здоровья. Т.е. длительное время не реализуются существенные потребности ребенка, вызванные лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимые для выживания и успешного развития ребенка. Кроме того, в обществе сильны стереотипы о неполноценности этих детей, что после выхода из институциональной формы воспитания препятствует их успешной жизни в дальнейшем. В настоящее время происходит качественное изменение системы социальной защиты детей, и в связи с этим необходима детальная проработка механизма взаимодействия органов власти, занимающимися вопросами опеки и попечительства. Актуальность исследования. Институциональные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в современном мире потеряли свою актуальность. Приоритетными в Российской Федерации являются семейные формы устройства: опека (попечительство), усыновление, приемная семья.
Опека
– это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных. Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права - одна из обязанностей социального педагога. Но работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка, ибо социальный педагог, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязан в трехдневный срок
обследовать жилищно-бытовые условия ребенка и доложить о создавшейся ситуации в органы опеки и попечительства и помочь специалистам определить его дальнейшее место жительства. Если у ребенка есть родственники или знакомые, которые согласны взять над ним опеку (попечительство), то до достижения совершеннолетия социальный педагог будет являться для них помощником в воспитании, обучении и нравственном развитии ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ

при работе с детьми, находящимися под опекой:
- Принимайте ученика таким, какой он есть, не сравнивайте его с другими учениками, а лишь с самим собой. - Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка. - Предъявляя требования, не унижайте ребенка. - Развивайте способность сопереживать личным примером. - Поощряйте любые успехи в поведении ребенка. - Проводить индивидуальную работу на уроке и во внеклассное время. - Сопровождение учебного процесса, с выходом на успех. - В связи с повышенной ранимостью, следить за интонацией. - Не навредите здоровью и психике ребенка. - Помните, что успех рождает успех. Органом опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. О р г а н о п е к и и п о п е ч и т е л ь с т в а п о м е с т у ж и т е л ь с т в а подопечных осуществляет надзор за деятельно стью их о п е к у н о в , попечителей. Опекун (попечитель) безвозмездно исполняет свои обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка. Органы опеки и попечительства ежемесячно выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на полное содержание подопечного ребенка, исходя из натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Не выплачиваются денежные средства на содержание тех подопечных родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам. Факт добровольной передачи с объяснением причины должен быть оформлен в письменном виде: заявление со стороны родителей и согласие со стороны опекуна. Опекуны (попечитель) имеют право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье и нормальном развитии. Опекун (попечитель) вправе определять способы воспитания ребенка с четом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения ребенком основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Опекуны (попечители) обязаны проживать вме сте со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства. Опекуны (попечители) обязаны извещать орган опеки и попечительства о перемене места жительства. Доходы подопечного должны расходоваться опекуном исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать какие – либо сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав или уменьшение имущества подопечного. Попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав или уменьшение имущества подопечного. Опекун (попечитель) их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества
подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. Опекун (попечитель) не вправе представлять подопечного при ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна (попечителя) и их близкими родственниками. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей в случаях: - возвращения ребенка родителям (усыновителям); - по просьбе опекуна (попечителя) при наличии уважительных причин; - в случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей. Попечительство прекращается по достижении ребенком 18 лет, а также при вступлении его в брак и других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Защитой прав несовершеннолетних в соответствии с законом занимаются непосредственно органы опеки и попечительства органов местного самоуправления.
Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
 выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;  участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;  контроль за здоровьем и оздоровлением детей;  поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);  работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;  защита интересов опекаемых;  законодательное просвещение;  практические мероприятия для семьи. Важной, главной, а может быть, и основной задачей является помощь опекаемым детям, опекунам, их семье. К сожалению, кроме психолого- педагогической, моральной поддержки чаще всего мы ничего им не можем
предложить. Но моральная поддержка, помощь в воспитании и обучении - это тоже немало.


В раздел образования