Напоминание

Проект "Звездное путешествие по странам мира"


Автор: Голошубова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиала АН ДОО "Алмазик" детский сад №37 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Удачный Мирнинского района Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Звездное путешествие по странам мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Филиал АН ДОО «Алмазик» детский сад №37 «Звездочка» г. Удачного

Мирнинского района Саха (Якутия)

ПРОЕКТ «ЗВЕЗДНОЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО

СТРАНАМ МИРА»

Воспитателя 1квалификационной группы Голошубовой Ирины Ивановны.

2017


Участники проекта:
 Дети старшей группы;  воспитатели  родители.
Актуальность:
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями – культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других» М.М.Бахтина Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде. Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Цель:
формирование творческой личности через изучение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах и становление зачатков толерантности, уважения к чужой культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. 2. Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи, познакомить с традиционными занятиями данного народа.
3. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности. 4. Учить, доброжелательно относиться к окружающим людям, воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице. 5. Познакомить с различными источниками получения информации . 6. Формировать интеллектуальные и личностные качества дошкольников в ходе освоения всех непосредственно образовательной деятельности, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. 7. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение, музыкальные способности.
Предполагаемые итоги реализации:
1. Наличие первоначальных представлений о различных мировых культурах, особенностях взаимодействия человека с природой разных стран. 2. Создание системы знаний совместной деятельности «ребенок – педагог», «Ребенок – родитель». 3. Оснащение предметно-развивающей среды. 4. Становление устойчивого интереса к различным источникам получения информации. 5. Взаимодействие с социумом (посещение музеев, выставок, библиотек). 6. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
1 этап: сбор информации, материалов для реализации проекта
1. Постановка проблемы, определение цели и задач последовательной работы. 2. Сбор информации для реализации проекта. 3. Определение уровня знаний и представлений по данному направлению, методы педагогической диагностики.. 4. Создание предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой работы по поликультурному воспитанию. 5. Изучение передового опыта работы других детских садов. 6. Подбор методической литературы и информационного материала.
Педагогическая диагностика
Уровни сформированности знаний детей:
Высокий уровень
(13-15 баллов)  Знает название своего города, столицы России; называет материки и узнает (по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб России, может объяснить символику герба; называет природные богатства родного края и других стран мира,  передает свое отношение к национальным особенностям культуры и традициям народов других стран.

Средний уровень
(8-12 баллов)  Знает название города, свой домашний адрес, герб России; затрудняется назвать материки, достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животный и растительный мир других стран, их национальные особенности. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень
(5-7 баллов)  Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику России, не называет материки, не знает особенностей культуры разных народов. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
II этап:
1. Овладение элементарными базовыми знаниями о культуре разных народов и особенностях взаимодействия человека с природой разных стран. 2. Развитие речи, кругозора, памяти, мышления, коммуникативных качеств, творческого воображения, музыкальных способностей воспитанников. 3. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
Для работы в проекте «Звездное путешествие по странам мира» – были выбраны

лексические темы:
1. Мой микрорайон. 2. Мой город. 3. Моя родина – Россия. 4. Растения наших лесов. 5. Дикие животные России. 6. Наша страна на карте мира. 7-9. Материки. Их сходство и отличия. 10. Путешествия. Моря и океаны. 11. Растения разных материков. 12. Животные жарких стран. 13. Животные холодных стран. 14. Морские обитатели. 15-18. Страны и народы мира. 19. Школы народов мира.
Лексическая тема: Материки. Их сходства и отличия.

Социализация
* Дидактическая игра «Угадай по описанию» * Сюжетно-ролевая игра «Мы – путешественники»
*Сюжетно-ролевая игра «По пути В Индию» *Сюжетно-ролевая игра «В северных морях»
Познание
*Рассматривание иллюстративного материала. *Изучение справочно-энциклопедической литературы. *Беседы о материках. *Просмотр видеосюжетов о материках. *Просмотр мультфильма «Вокруг света с Лёликом и Боликом». *Просмотр м/ф «Рассказы прославленного моряка». *НОД по каждому материку «Здравствуй, новая земля!»
Развитие речи и коммуникация
*Составление рассказов по картинкам. *Составление рассказов из личного опыта. *Отгадывание загадок. *Общение с гостями, побывавшими в разных странах Япония, Китай, Индия, Германия, Америка, Италия. *Общение друг с другом во время рисования и изготовления карты материков. *Загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми). *Звуковой анализ слов.
Чтение художественной литературы
*Смысловое чтение атласа «Мир и человек». *Работа с атласом мира. * Знакомство с картой материков. *Чтение рассказов «География для малышей». *Олег Тихомиров «Как Колумб открывал Америку» ж-л «Мурзилка» 1 – 2005 г. *Олег Тихомиров «Открытие Антарктиды» ж-л «Мурзилка» 6 – 2002 г.
Продуктивная деятельность
*Объёмное конструирование «Карта мира». *Коллективная аппликация. *Создание альбома рисунков «Мы путешествуем по миру». *Совместно с родителями создание фотоальбома «Путешествуйте сами, путешествуйте с нами!». *Выставка рисунков «Здравствуй, новая земля!». *Объёмное конструирование «Животные жарких стран».
Художественно-эстетическая деятельность
*Прослушивание: Песенка друзей (Весёлые путешественники). *Разучивание песенок: «Песенка про шесть материков». *Муз.игра «Китайский дракон».
Физкультурно-оздоровительная работа

*Разучивание комплекса утренней гимнастики «На северных морях» . *Пальчиковая гимнастика «Африка». *Подвижные игры. *Физкультурный досуг «В Антарктиде» (способы передвижения животных Антарктиды).
ОБЖ
Беседа с детьми «Путешествие. Как себя вести в дороге» Используя созданный алгоритм, работа над каждой страной уникальна.
Народы мира: Китай
*Описательный рассказ о Китае. *Коллаж «Китай». *Рассматривание китайских иероглифов. *Традиционное китайское чаепитие. *Лепка китайских дракончиков из солёного теста. *Раскрашивание драконов из теста. *Музыкальная игра «Китайский дракон».
Народы мира: Индия
*Разучивание индийского национального танца. *Составление коллажа «Индия». *Пересказ рассказа «Как слон хозяина спас
».
*Активизация осязания и обоняния при опробовании разных сортов индийского чая. *Познавательное логопедическое занятие «Национальный индийский костюм». *Видеопрезентация «Страны мира».
Народы мира: Америка
*Ручной труд: Индейский национальный головной убор(вышивка орнамента североамериканских индейцев на головных повязках). *Просмотр видеосюжета «Неоткрытая Америка». *Коллаж «Северная Америка». *Спортивные состязания «Американский футбол». *Разучивание танца техасских ковбоев. *Познавательное логопедическое занятие «В гостях у индейского народа».
III этап:
 Обобщение опыта, определение результата практической деятельности, разработка алгоритма последующей педагогической работы по данному направлению.  Представление результатов проекта для родителей.
Продуктивные результаты проекта

1. Преобразована предметно-развивающая среда: – оборудованы уголки по поликультурному воспитанию, которые дают возможность проводить индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям; – оборудование и дидактический материал несет определенные сведения о разных мировых культурах, особенностях взаимодействия человека с природой разных стран; – обновлены материалы для родителей. 2. В результате реализации проекта: – у детей сформировались зачатки толерантности и уважения к чужой культуре; – у дошкольников сложился устойчивый интерес к изучению культур разных стран; – у воспитанников развились творческие, речевые, музыкальные, лингвистические способности; – сформировалось позитивное уважение к представителям других национальностей; – сформировалось умение ориентироваться в информационном пространстве; – дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры с поликультурной тематикой, самостоятельно развивая и усложняя сюжет игр; – прослеживается сотрудничество и сотворчество как равноправных партнеров, обеспечивается диалогичность взаимодействия, возможность самореализации каждого. 3. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по поликультурному воспитанию дошкольников.


В раздел образования