Автор: Голошубова Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Филиала АН ДОО "Алмазик" детский сад №37 "Звездочка" Населённый пункт: г. Удачный Мирнинского района Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Звездное путешествие по странам мира" Раздел: дошкольное образование
Филиал АН ДОО «Алмазик» детский сад №37 «Звездочка» г. Удачного
Мирнинского района Саха (Якутия)
ПРОЕКТ «ЗВЕЗДНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО
СТРАНАМ МИРА»
Воспитателя 1квалификационной группы Голошубовой Ирины Ивановны.
2017
Участники проекта:
Дети старшей группы;
воспитатели
родители.
Актуальность:
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими
личностями – культурами,
творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»
М.М.Бахтина
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях
развития поликультурного общества приобретает особую актуальность.
Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование
толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным
ценностям.
Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом
мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их
дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость
поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека
культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в
поликультурной среде.
Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных
ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с
детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических
сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур
других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного
становления, социального развития.
Цель: формирование творческой личности через изучение разных культур,
особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах и
становление зачатков толерантности, уважения к чужой культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать
представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
2. Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных
условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом
представителей изучаемой эпохи, познакомить с традиционными занятиями
данного народа.
3. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах
деятельности.
4. Учить, доброжелательно относиться к окружающим людям, воспитывать культуру
поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице.
5. Познакомить с различными источниками получения информации .
6. Формировать интеллектуальные и личностные качества дошкольников в ходе
освоения всех непосредственно образовательной деятельности, наряду с задачами,
отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением.
7. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление,
творческое воображение, музыкальные способности.
Предполагаемые итоги реализации:
1. Наличие первоначальных представлений о различных мировых культурах,
особенностях взаимодействия человека с природой разных стран.
2. Создание системы знаний совместной деятельности «ребенок – педагог»,
«Ребенок – родитель».
3. Оснащение предметно-развивающей среды.
4. Становление устойчивого интереса к различным источникам получения
информации.
5. Взаимодействие с социумом (посещение музеев, выставок, библиотек).
6. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
1 этап: сбор информации, материалов для реализации проекта
1. Постановка проблемы, определение цели и задач последовательной работы.
2. Сбор информации для реализации проекта.
3. Определение уровня знаний и представлений по данному направлению, методы
педагогической диагностики..
4. Создание предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой
работы по поликультурному воспитанию.
5. Изучение передового опыта работы других детских садов.
6. Подбор методической литературы и информационного материала.
Педагогическая диагностика
Уровни сформированности знаний детей:
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название своего города, столицы России; называет материки и узнает
(по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб России,
может объяснить символику герба; называет природные богатства родного края
и других стран мира,
передает свое отношение к национальным особенностям культуры и
традициям народов других стран.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес, герб России; затрудняется
назвать материки, достопримечательности (делает это после пояснений
взрослого); затрудняется назвать животный и растительный мир других стран, их
национальные особенности. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с
ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия
города, не может объяснить символику России, не называет материки, не знает
особенностей культуры разных народов. Помощь педагога и вспомогательные
вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются.
Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные
термины.
II этап:
1. Овладение элементарными базовыми знаниями о культуре разных народов и
особенностях взаимодействия человека с природой разных стран.
2. Развитие речи, кругозора, памяти, мышления, коммуникативных качеств,
творческого воображения, музыкальных способностей воспитанников.
3. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
Для работы в проекте «Звездное путешествие по странам мира» – были выбраны
лексические темы:
1. Мой микрорайон.
2. Мой город.
3. Моя родина – Россия.
4. Растения наших лесов.
5. Дикие животные России.
6. Наша страна на карте мира.
7-9. Материки. Их сходство и отличия.
10. Путешествия. Моря и океаны.
11. Растения разных материков.
12. Животные жарких стран.
13. Животные холодных стран.
14. Морские обитатели.
15-18. Страны и народы мира.
19. Школы народов мира.
Лексическая тема: Материки. Их сходства и отличия.
Социализация
* Дидактическая игра «Угадай по описанию»
* Сюжетно-ролевая игра «Мы – путешественники»
*Сюжетно-ролевая игра «По пути В Индию»
*Сюжетно-ролевая игра «В северных морях»
Познание
*Рассматривание иллюстративного материала.
*Изучение справочно-энциклопедической литературы.
*Беседы о материках.
*Просмотр видеосюжетов о материках.
*Просмотр мультфильма «Вокруг света с Лёликом и Боликом».
*Просмотр м/ф «Рассказы прославленного моряка».
*НОД по каждому материку «Здравствуй, новая земля!»
Развитие речи и коммуникация
*Составление рассказов по картинкам.
*Составление рассказов из личного опыта.
*Отгадывание загадок.
*Общение с гостями, побывавшими в разных странах Япония, Китай, Индия,
Германия, Америка, Италия.
*Общение друг с другом во время рисования и изготовления карты материков.
*Загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).
*Звуковой анализ слов.
Чтение художественной литературы
*Смысловое чтение атласа «Мир и человек».
*Работа с атласом мира.
* Знакомство с картой материков.
*Чтение рассказов «География для малышей».
*Олег Тихомиров «Как Колумб открывал Америку» ж-л «Мурзилка» 1 – 2005 г.
*Олег Тихомиров «Открытие Антарктиды» ж-л «Мурзилка» 6 – 2002 г.
Продуктивная деятельность
*Объёмное конструирование «Карта мира».
*Коллективная аппликация.
*Создание альбома рисунков «Мы путешествуем по миру».
*Совместно с родителями создание фотоальбома «Путешествуйте сами,
путешествуйте с нами!».
*Выставка рисунков «Здравствуй, новая земля!».
*Объёмное конструирование «Животные жарких стран».
Художественно-эстетическая деятельность
*Прослушивание: Песенка друзей (Весёлые путешественники).
*Разучивание песенок: «Песенка про шесть материков».
*Муз.игра «Китайский дракон».
Физкультурно-оздоровительная работа
*Разучивание комплекса утренней гимнастики «На северных морях» .
*Пальчиковая гимнастика «Африка».
*Подвижные игры.
*Физкультурный досуг «В Антарктиде» (способы передвижения животных
Антарктиды).
ОБЖ
Беседа с детьми «Путешествие. Как себя вести в дороге»
Используя созданный алгоритм, работа над каждой страной уникальна.
Народы мира: Китай
*Описательный рассказ о Китае.
*Коллаж «Китай».
*Рассматривание китайских иероглифов.
*Традиционное китайское чаепитие.
*Лепка китайских дракончиков из солёного теста.
*Раскрашивание драконов из теста.
*Музыкальная игра «Китайский дракон».
Народы мира: Индия
*Разучивание индийского национального танца.
*Составление коллажа «Индия».
*Пересказ рассказа «Как слон хозяина спас ».
*Активизация осязания и обоняния при опробовании разных сортов индийского
чая.
*Познавательное логопедическое занятие «Национальный индийский костюм».
*Видеопрезентация «Страны мира».
Народы мира: Америка
*Ручной труд: Индейский национальный головной убор(вышивка орнамента
североамериканских индейцев на головных повязках).
*Просмотр видеосюжета «Неоткрытая Америка».
*Коллаж «Северная Америка».
*Спортивные состязания «Американский футбол».
*Разучивание танца техасских ковбоев.
*Познавательное логопедическое занятие «В гостях у индейского народа».
III этап:
Обобщение опыта, определение результата практической деятельности,
разработка алгоритма последующей педагогической работы по данному
направлению.
Представление результатов проекта для родителей.
Продуктивные результаты проекта
1. Преобразована предметно-развивающая среда:
– оборудованы уголки по поликультурному воспитанию, которые дают возможность
проводить индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками по их
интересам и предпочтениям;
– оборудование и дидактический материал несет определенные сведения о разных
мировых культурах, особенностях взаимодействия человека с природой разных
стран;
– обновлены материалы для родителей.
2. В результате реализации проекта:
– у детей сформировались зачатки толерантности и уважения к чужой культуре;
– у дошкольников сложился устойчивый интерес к изучению культур разных стран;
– у воспитанников развились творческие, речевые, музыкальные, лингвистические
способности;
– сформировалось позитивное уважение к представителям других
национальностей;
– сформировалось умение ориентироваться в информационном пространстве;
– дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры с поликультурной
тематикой, самостоятельно развивая и усложняя сюжет игр;
– прослеживается сотрудничество и сотворчество как равноправных партнеров,
обеспечивается диалогичность взаимодействия, возможность самореализации
каждого.
3. Повысился уровень родительской активности в организации совместной
деятельности по поликультурному воспитанию дошкольников.