Авторская программа дополнительного образования по изодеятельности "Семь цветов радуги" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 5 до 6 лет
Автор: Васильева Надежда Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Верхоянский детский сад №2" Населённый пункт: г.Верхоянск Республики Саха (Якутия) Наименование материала: Авторская программа Васильевой Н.В. по кружковой деятельности воспитанников МБДОУ №2 г.Верхоянска Тема: Авторская программа дополнительного образования по изодеятельности "Семь цветов радуги" (с использованием нетрадиционных техник изображения). Для детей от 5 до 6 лет Раздел: дошкольное образование
дополнительного образования по изодеятельности «Семь цветов радуги»
(с использованием нетрадиционных техник изображения).
Для детей от 5 до 6 лет
Паспорт программы:
Название программы
Программа
Руководитель программы
Васильева Надежда Викторовна
Составитель программы
Воспитатель МБДОУ Верхоянский детский
сад №2
Вид
Адаптированная
Направление программы
Художественно-творческое
Цель программы
Развивать художественно-творческие
способности детей через нетрадиционную
технику изображения.
Задачи программы
1.
Обучать
приемам
нетрадиционой
техники
рисования
и
способам
изображения
с
использованием
различных материалов.
2.
Учить
детей
видеть
и
понимать
прекрасное
в
жизне
и
искусстве,
радоваться красоте природе.
3.
Подводить
детей
к
с озда нию
в ы р а з и т е л ь н о г о
о б р а з а
п р и
изображении
предметов
и
явлений
окружающей деятельности.
4.
Формировать
умение
оценивать
созданные изображения.
5.
Р а з в и в а т ь
э м о ц и о н а л ь н у ю
отзывчивость
при
во сприятии
картинок,
иллюстраций.
Обращать
внимание
детей
на
выразительные
средства, учить замечать сочетание
цветов.
6.
Развивать
творческие
способности
детей.
7.
Воспитывать
у
детей
интерес
к
изобразительной деятельности.
Возраст детей, на которых рассчитана
программа
5-6 лет
Срок реализации
1 год
Основные блоки
На 1 этапе– репродуктивном ведется
активная работа с детьми по обучению
детей нетрадиционным техникам
рисования, по ознакомлению с различными
средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется
активная работа по совместной
деятельности детей друг с другом,
сотворчество воспитателя и детей по
использованию нетрадиционных техник, в
умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети
самостоятельно используют
нетрадиционные техники для
формирования выразительного образа в
рисунках.
Кружок «Семь цветов радуги»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Т е м а : «Национальный
компонент
и
обучение
старших
дошкольников
комбинированию НТР с аппликацией».
Пояснительная записка
Дошкольный
возраст
характеризуется
возрастающей
познавательной
активностью,
интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью
детей
осознавать
поставленные
перед
ними
цели.
Изобразительная
деятельность
с
использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства
дает
возможность
для
развития
творческих
способностей
дошкольников.
Важность
данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста
позволяет
сформировать
координацию
движений
пальцев
рук,
развить
речевую
и
умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовноть ребенка к школьному
обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования,
проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед
детьми в ходе начального обучения ( особенно в первом классе), связана с недостаточной
точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искожения в написании букв,
построении рисунка, не в точности в изготовлении поделок.
Проблема развития детского творчество в наше время является одной из наиболее
актуальных проблем, ведь реч идет о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразования личности уже на первых этапах ее становления.
Программа
«Изобразительная
деятельность
в
детском
саду»,
Казаковой
Р.Г.
«Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста.
Нетрадиционные
техники»,
Рябков
Н.Б.
«Занятия по изобратильной деятельности дошкольников. Бумажная пластика», Швайко
Г.С. «Занятия по изобратительной деятельности в детском саду».
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание
программы с требованиями жизни. В настоящие время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств способных решать современные задачи
творческого
восприятия
и
развития
личности
в
целом.
В
системе
эстетического.
Творческого
воспитания
подростающего
поколения
особая
роль
пренадлежит
изобразительному
искусству.
Уменя
видеть
и
понимать
красоту
окружающего
мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой актуальности, возникает целеустремлённость, усидчивость чувства
взаимопомощи
дает
возможность
творческой
самореализации
личности.
Программа
направлено на то чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразие
материалов, используемых в рисовании учатся на основе полученных знаний создавать
свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный
подход
к
выполнению
изображения
дает
толчок
развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает
экспериментировать,
творить.
Рисовать
нетрадиционными
способами,
увлекательная,
завораживающая
деятельность.
Это
огромная
возможность
для
детей
думать, пробовать, искать, экспериментиравать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчек
к
развитию
воображения,
проявления
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока не известных.
Творчество для детей это отражения душевной работы. Чувство, разум, глаза и руки-
инструменты
души.
Творческий
процесс
–
это
настоящее
чудо.
«В
творчестве
нет
правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно- творческих
способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, так
как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал на много выше.
Связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского
интеллекта, активизирует творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное
условия
развития
ребенка
–
не
только
оригинальное
задание,
но
и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все
занятия
в
разработанной
мной
программе
носят
творческий
характер.
Проведение
занятий
с
использованием
нетрадиционных
техник
по
этой
программе:
развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учить детей
свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учить детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми
материалами.
Развивает
мелкую
моторику
рук.
Развивает
творческие
способности,
воображения
и
полет
фантазии.
Во
время
работы
дети
получают
эстетическое
удовольствие.
Воспитывается
уверенность
в
своих
творческих
возможностях,
через
использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью является развитие у детей творческого
и
исследовательского
характеров,
пространственных
представлений,
не
которых
физических
закономерностей,
познание
свойств
различных
материалов,
овладение
разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и
появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость
в
создании
данного
направления
существует,
так
как
она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих
способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель:
- Обучить
различным техникам рисования умению применять их самостоятельно в
творчестве;
- Познакомить детей с созданием нового, оригинального произведения искусства;
-Воспитывать эстетического отношение к природе и искусству.
Задачи:
1.
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов.
2.
Учить
детей
видеть
и
понимать
прекрасное
в
жизни
и
искусстве,
радоваться
красоте природе.
3.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и
явлений окружающей деятельности.
4.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
5.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание
цветов.
6.
Развивать творческие способности детей.
7.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием
терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по
изготовлению изделия.
Практической
последовательности
–
изготовление
изделия
под
руководством
воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Форма
обучения:
специального
организованная
деятельность;
беседы,
экспериментирования,
рисунки-сочинения,
игровые
упражнения;
подгрупповые
упражнения по овладению техникам нетрадиционного рисования, аппликации.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраст, включает занятия
по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования,
включает
предметное,
сюжетное,
декоративное
рисование,
рисование
по
замыслу,
включает необходимое оборудование. Программа подгруппой детей из 10 человек 1 раз в
неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.
Итогом детский деятельности могут служит выставки детских работ, совместные с
родителями
работы,
совместные
с
родителями
развлечения
с
использованием
приобретенных навыков.
Место проведения: изостудия детского сада.
Используемый материал:
Рисование:
-акварельные краски, гуашь;
-свеча;
-ватные палочки;
-поролоновые печатки;
-коктейльные трубочки;
-матерчатые салфетки;
-стаканы для воды;
-подставки под кисти;
-кисти;
-пищевой краситель.
Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага
разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, природный и бросовый материал.
Срок реализации: 1 год.
Форма
подведения
итогов:
диагностическое
обследование
детей
по
усвоению
программы.
Предполагаемые результат:
1.
Дети освоят правила безопасности во время работы.
2.
Дети смогу создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные
композиции.
3.
Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники
аппликации.
4.
У детей выявятся улучшения показательной мелкой моторики пальцев рук,
умение ориентироваться на плоскости, и, как следствие, улучшение речевой активности.
Форма
занятий
– тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
Формы
подведения
итогов
в
конце
года
реализации
дополнительной
образовательной прграммы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение отрытого мероприятия
-Проведение мастер-класс среди педагогов
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно
решать
задачи
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста.
Так
как
представленный материал способствует:
-Развитию мелкой моторики рук;
-Обострению тактильного восприятия;
-Улучшению цветовосприятия;
-Концентрации внимания;
-Повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-Сформируются навыки трудовой деятельности;
-Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-Умения находить новые способы для художественного изображения;
-Умения
передавать
в
работах
свои
чувства
с
помощью
различных
средств
выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить
к
видению
мира,
который
изображают,
и
использовать
для
самовыражения
любые
доступные средства.
Работа с родителями.
Совместно с родителями будет осуществляться выставка рисунков детей рисунков
детей. Планируется также совместное родителей и детей развлечение «Путешествие в мир
красок».
Родительские
собрания
будут
проводиться
в
разных
формах:
круглый
стол,
родительская
приемная
и
т.п.
Это
активизирует
родителей,
привлекая
их
к
беседе,
дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются
разнообразием
и
не
может
быть
единого
стандарта:
жизненные
задачи
диктуют
потребность тех или иных знаний.
Список используемой литературы:
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»
Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
3. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-
7лет.
4. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и
художественного развития
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
6. А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
7. Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.
8. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. - №18
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва.2007.
12. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс].
13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.