Напоминание

Методика обучения выразительности пения старших дошкольников.


Автор: Мордвинова Ольга Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 104 "Гуси - лебеди"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика обучения выразительности пения старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методика обучения выразительности пения

старших дошкольников.
Из опыта работы Мордвиновой О.С., музыкального руководителя МБДОУ№ 104 «Гуси-лебеди» «Песни поют не голосом - а сердцем» Л.Утесов Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Системная работа позволяет учесть и физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка. Но мы обратимся к коллективному пению дошкольников, и, исходя из возраста старших дошкольников, будем опираться на их уже «солидный» дошкольный жизненный и музыкальный опыт, их знания, умения и навыки. Каждый ребенок-творец: художник, музыкант, танцор, певец… Действительно, все дети любят петь, но не все умеют, а выразительное пение маленького артиста принесет и ему, и близким ему людям много незабываемых приятных мгновений, поэтому задача взрослых- помочь детям, научить их не просто петь, но и поверить в собственные силы, помочь добиться результатов, почувствовать свою индивидуальность и значимость.

Выразительное пение является итогом обучения пению, демонстрацией полученных знаний, приобретенных умений и навыков исполнения. Пение- это основное средство музыкального образования и воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети ярче и непосредственнее взрослых воспринимают музыку и активно выражают свои чувства и переживания, представления об окружающей действительности; музыка, песня убеждает сильнее, чем полученная другим путём информация, именно в пении, через ознакомление с жанром песни, происходит интеграция
сложных понятий, легко понимаемых старшим дошкольником. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Процесс обучения пению требует от взрослого и детей большой активности и умственного напряжения сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, произведений. При обучении пению, согласно возрастным возможностям, ребёнок учится эмоционально откликаться, сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, оценивать качество исполнения. Как же добиться выразительного пения в старшем дошкольном возрасте? Мы знаем, что дети очень любят петь, а если, иметь ввиду, конкретно, старший дошкольный возраст, петь уже песни. Но, к сожалению, в наше время немногие авторы слов и музыки создают яркие, простые и понятные детские песни. На данный момент, нет популярных массовых современных детских песен; зачастую мы являемся свидетелями «перепетых» детских советских песен в новых обработках и новой взрослой эстрадной манере исполнения. Однако, именно это нам и дает возможность самим продумывать репертуар для песенного, в частности, исполнения и в преломлении советской классики для российских дошкольников на современных примерах добра и справедливости, а также осуществлять сольные яркие выступления. Итак, наша задача до начала пения песен с детьми – объединить - методическое музыкальное песенное наследие с музыкальными песенными тенденциями, и, с учетом общих и музыкальных умений детей, подобрать саму песню для будущего репертуара исполнителей. Таким образом, работа над выразительным пением со старшими дошкольниками, начинается с
первого этапа- выбора песни
Каковы же критерии выбора песни для разучивания? Песня должна быть:
-тематически и идейно интересной; -образнопривлекательной; - удобной по тесситуре и диапазону (ре-си 1-ой октавы); - мелодически последовательной (скачки возможны в пределах квинты); -метрически и ритмически доступной; -иметь яркую понятную ладовую окраску.
Следующим, вторым этапом является
эмоционально- образный, высоко-технический, яркий исполнительский показ песни педагогом (музыкальным руководителем или воспитателем),
Третий этап работы над песней

предполагает
непосредственную активную деятельность старших дошкольников и взрослого, музыкального руководителя, над вокально- хоровыми умениями и н а в ы к а м и , в к л юч а ю щ и м и о с н о в н ы е ко м п о н е н т ы в с и с т е м е голосообразования: -напоминание детям правильной певческой установки (спина прямая, удобная устойчивая поза, плечи - опущены, положение головы – вертикально, сообразно туловищу) -умение брать активно, но бесшумно дыхание, не поднимая плечи, и целесообразно его расходовать во время пения; -выполнять правила об ауфтакте, певческом и междуфразовом дыхании (возобновлять дыхание в удобных и оправданных по замыслу местах, по показу руководителя, помнить, что нельзя брать дыхание в середине слова); -включать в работу голосовые резонаторы; -активно задействовать артикуляционный аппарат ( напоминать о состоянии губ, языка, относительно зубов, верхнего неба и необходимости четкой дикции). -метро- ритмическая работа над литературным или народным текстом (включает прохлопывание ритмизованных предложений, фраз, слов;
проговаривание в заданном ритме и метре на примарных тонах и проговаривание с элементами движения звуковысотности…); -работа над мелодией ( показ движения мелодии, совместно с движением руки- одновременно с детьми, или возможен показ движения мелодической линии по пособиям- лесенке или Столбице). -объединение мелодической и ритмической линий в деятельности;
Четвертый этап развития выразительности в пении предполагает

образно- эмоциональную деятельность.


На третьем этапе мы работали над технической стороной песни: дыханием, текстом, мелодией, дикцией, а когда технически у нас уже все стало выверено, наступила пора и «раскрасить» в яркие эмоциональные музыкальные краски наше произведение, нашу песню! Самое радостное, осмысленное и эмоционально приподнятое настроение у детей старшего дошкольного возраста возникает именно в этот период деятельности, именно, добиваясь нужного результата, музыкальный руководитель имеет возможность с детьми и пошутить, если произведение веселое, жизнерадостное, или задуматься, а иногда и опечалиться, как например, песни о расставании с детским садом для выпускников. И. последний, музыкальный штрих- атрибуты и костюмы( или форма одежды) , для зрелищности выступления_ исполнения песни- уже настроят самих исполнителей, а так е зрителей на музыкальное исполнение или восприятие песни.
Пятый этап концертное исполнение
На этапе выступление дети, старшие дошкольники, получают долгожданную награду- аплодисменты зала- высокую оценку своей музыкальной деятельности, которая, конечно, совпадает с их желаниями, с одной стороны, а с другой стороны- дети просто горды, тем, что товарищи могут не только быть в играх, но и в творческой деятельности.
Исполнение песни - всегда творческая деятельность, итог обучения выразительности пения, исполнение песни и значимо и самоценно и для самих артистов- старших дошкольниках. Итак, выразительное пение не только благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, но и «шаг за шагом» обогащает нравственно ребенка, помогает поверить в свою значимость, неповторимость, помогает устанавливать дружеские контакты с людьми... А в заключении - вывод о методике обучения выразительности пения старших дошкольников
Интеграция обучения выразительности пения старших дошкольников
Этапы обучения выразительности пения старших дошкольников Знания, умения , навыки во всех образовательных областях
пе1.этап выбор песни( для педагога)

2 этап восприятие песни

( непосредственно для детей)
Расширение познавательного интереса. Дети узнают жанр, историческую эпоху, название произведения, авторов, страны, в которых авторы родились, жили, историю создания и идею песни.
3 этап( непосредственно для детей)
Работа над «технической» стороной песни, - певческой установке, ауфтакте, п е вч е с ко м д ы х а н и и , г о л о с о в ы х резонаторах, артикуляционный аппарате, метро- ритмическая работа -работа над мелодией. Сведения о голосовом а п п а р а т е , с о х р а н е н и и и укреплении своего здоровья, д ы хат е л ь н ы х г и м н а с т и к а х , (Стрельниковой) двигательные в т. ч., мимические и дыхательные упражнения; обучение и развитие координации между слухом, голосом и движением руки, развитие мелкой и крупной
моторики.
4э т а п

р а з в и т и е

о б р а з н о -

эмоциональной сферы деятельности.
Подведение к «концертному и с п о л н е н и ю » з р е л и щ н о с т и выступления_ Личностный рост, р а з в и т и е памяти, эстетических чувств, м ы ш л е н и я , а д е к в а т н о й самооценки, коммуникабельности, артистизма и с п о л н е н и я , у м е н и я ориентироваться в заданном пространстве.
5этап
концертное исполнени е Моральное удовлетворение и поощрения исполнителям. Представленная методика обучения выразительности пения старших дошкольников удобна в применении ко всем программам музыкального направления, именно, обучения пению.


В раздел образования