Методика обучения выразительности пения старших дошкольников.
Автор: Мордвинова Ольга Сергеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ № 104 "Гуси - лебеди" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: методическая разработка Тема: Методика обучения выразительности пения старших дошкольников. Раздел: дошкольное образование
старших дошкольников.
Из опыта работы Мордвиновой О.С.,
музыкального руководителя МБДОУ№ 104 «Гуси-лебеди»
«Песни поют не голосом - а сердцем»
Л.Утесов
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется
идеей
научить
ребёнка
петь
хорошо,
чётко,
внятно,
с
любовью
и
настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Системная
работа
позволяет
учесть
и
физиологические
и
вокальные
особенности
каждого ребёнка. Но мы обратимся к коллективному пению дошкольников, и,
исходя
из
возраста
старших
дошкольников,
будем
опираться
на
их
уже
«солидный»
дошкольный
жизненный
и
музыкальный
опыт,
их
знания,
умения и навыки.
Каждый ребенок-творец: художник, музыкант, танцор, певец…
Действительно, все дети любят петь, но не все умеют, а выразительное пение
маленького
артиста
принесет
и
ему,
и
близким
ему
людям
много
незабываемых приятных мгновений, поэтому задача взрослых- помочь детям,
научить их не просто петь, но и поверить в собственные силы, помочь
добиться результатов, почувствовать свою индивидуальность и значимость.
Выразительное пение является итогом обучения пению, демонстрацией
полученных знаний, приобретенных умений и навыков исполнения.
Пение- это основное средство музыкального образования и воспитания.
Оно
наиболее
близко
и
доступно
детям.
Дети
ярче
и
непосредственнее
взрослых
воспринимают
музыку
и
активно
выражают
свои
чувства
и
переживания,
представления
об
окружающей
действительности;
музыка,
песня убеждает сильнее, чем полученная другим путём информация, именно
в
пении,
через
ознакомление
с
жанром
песни,
происходит
интеграция
сложных
понятий,
легко
понимаемых
старшим
дошкольником.
Пение
благотворно
влияет
на
детский
организм,
помогает
развитию
речи,
углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
Процесс обучения пению требует от взрослого и детей большой
активности
и
умственного
напряжения
сопоставлять
различный
характер
музыкальных фраз, предложений, произведений.
При обучении пению, согласно возрастным возможностям, ребёнок
учится эмоционально откликаться, сравнивать своё пение с пением других,
прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, оценивать качество
исполнения.
Как же добиться выразительного пения в старшем дошкольном
возрасте?
Мы знаем, что дети очень любят петь, а если, иметь ввиду, конкретно,
старший дошкольный возраст, петь уже песни. Но, к сожалению, в наше
время немногие авторы слов и музыки создают яркие, простые и понятные
детские песни. На данный момент, нет популярных массовых современных
детских песен; зачастую мы являемся свидетелями «перепетых» детских
советских песен в новых обработках и новой взрослой эстрадной манере
исполнения. Однако, именно это нам и дает возможность самим продумывать
репертуар
для
песенного,
в
частности,
исполнения
и
в
преломлении
советской классики для российских дошкольников на современных примерах
добра и справедливости, а также осуществлять сольные яркие выступления.
Итак, наша задача до начала пения песен с детьми – объединить -
методическое музыкальное песенное наследие с музыкальными песенными
тенденциями, и, с учетом общих и музыкальных умений детей, подобрать
саму песню для будущего репертуара исполнителей.
Таким образом, работа над выразительным пением со старшими
дошкольниками, начинается с первого этапа- выбора песни
Каковы же критерии выбора песни для разучивания?
Песня должна быть:
-тематически и идейно интересной;
-образнопривлекательной;
- удобной по тесситуре и диапазону (ре-си 1-ой октавы);
- мелодически последовательной (скачки возможны в пределах квинты);
-метрически и ритмически доступной;
-иметь яркую понятную ладовую окраску.
Следующим, вторым этапом является
эмоционально- образный, высоко-технический, яркий исполнительский
показ песни педагогом (музыкальным руководителем или воспитателем),
Третий этап работы над песней
предполагает
непосредственную
активную
деятельность
старших
дошкольников
и
взрослого, музыкального руководителя, над вокально- хоровыми умениями и
н а в ы к а м и ,
в к л юч а ю щ и м и о с н о в н ы е
ко м п о н е н т ы
в
с и с т е м е
голосообразования:
-напоминание детям правильной певческой установки (спина прямая, удобная
устойчивая
поза,
плечи
-
опущены,
положение
головы
–
вертикально,
сообразно туловищу)
-умение
брать
активно,
но
бесшумно
дыхание,
не
поднимая
плечи,
и
целесообразно его расходовать во время пения;
-выполнять
правила
об
ауфтакте,
певческом
и
междуфразовом
дыхании
(возобновлять дыхание в удобных и оправданных по замыслу местах, по
показу руководителя, помнить, что нельзя брать дыхание в середине слова);
-включать в работу голосовые резонаторы;
-активно задействовать артикуляционный аппарат ( напоминать о состоянии
губ,
языка,
относительно
зубов,
верхнего
неба
и
необходимости
четкой
дикции).
-метро-
ритмическая
работа
над
литературным
или
народным
текстом
(включает
прохлопывание
ритмизованных
предложений,
фраз,
слов;
проговаривание
в
заданном
ритме
и
метре
на
примарных
тонах
и
проговаривание с элементами движения звуковысотности…);
-работа над мелодией ( показ движения мелодии, совместно с движением
руки- одновременно с детьми, или возможен показ движения мелодической
линии по пособиям- лесенке или Столбице).
-объединение
мелодической
и
ритмической
линий
в
деятельности;
Четвертый этап развития выразительности в пении предполагает
образно- эмоциональную деятельность.
На третьем этапе мы работали над технической стороной песни:
дыханием, текстом, мелодией, дикцией, а когда технически у нас уже все
стало
выверено,
наступила
пора
и
«раскрасить»
в
яркие
эмоциональные
музыкальные краски наше произведение, нашу песню!
Самое радостное, осмысленное и эмоционально приподнятое настроение у
детей
старшего
дошкольного
возраста
возникает
именно
в
этот
период
деятельности,
именно,
добиваясь
нужного
результата,
музыкальный
руководитель имеет возможность с детьми и пошутить, если произведение
веселое, жизнерадостное,
или задуматься, а иногда и опечалиться, как
например,
песни
о
расставании
с
детским
садом
для
выпускников.
И.
последний, музыкальный штрих- атрибуты и костюмы( или форма одежды) ,
для
зрелищности
выступления_
исполнения
песни-
уже
настроят
самих
исполнителей, а так е зрителей на музыкальное исполнение или восприятие
песни.
Пятый этап концертное исполнение
На этапе выступление дети, старшие дошкольники, получают долгожданную
награду-
аплодисменты
зала-
высокую
оценку
своей
музыкальной
деятельности, которая, конечно, совпадает с их желаниями, с одной стороны,
а с другой стороны- дети просто горды, тем, что товарищи могут не только
быть в играх, но и в творческой деятельности.
Исполнение
песни
-
всегда
творческая
деятельность,
итог
обучения
выразительности пения, исполнение песни и значимо и самоценно и для
самих артистов- старших дошкольниках.
Итак, выразительное пение не только благотворно влияет на детский
организм,
помогает
развитию
речи,
углублению
дыхания,
укреплению
голосового аппарата, но и «шаг за шагом» обогащает нравственно ребенка,
помогает
поверить
в
свою
значимость,
неповторимость,
помогает
устанавливать дружеские контакты с людьми...
А в заключении - вывод о методике обучения выразительности пения
старших дошкольников
Интеграция обучения выразительности пения старших дошкольников
Этапы обучения выразительности пения
старших дошкольников
Знания, умения , навыки во всех
образовательных областях
пе1.этап выбор песни( для педагога)
2 этап восприятие песни
( непосредственно для детей)
Расширение
познавательного
интереса.
Дети
узнают
жанр,
историческую
эпоху,
название
произведения, авторов, страны, в
которых авторы родились, жили,
историю создания и идею песни.
3 этап( непосредственно для детей)
Работа
над
«технической»
стороной
песни, - певческой установке, ауфтакте,
п е вч е с ко м
д ы х а н и и ,
г о л о с о в ы х
резонаторах, артикуляционный аппарате,
метро- ритмическая работа -работа над
мелодией.
Сведения о голосовом
а п п а р а т е ,
с о х р а н е н и и
и
укреплении
своего
здоровья,
д ы хат е л ь н ы х
г и м н а с т и к а х ,
(Стрельниковой)
двигательные
в
т. ч., мимические и дыхательные
упражнения; обучение и развитие
координации
между
слухом,
голосом
и
движением
руки,
развитие
мелкой
и
крупной
моторики.
4э т а п
р а з в и т и е
о б р а з н о -
эмоциональной сферы деятельности.
Подведение к «концертному
и с п о л н е н и ю »
з р е л и щ н о с т и
выступления_
Личностный
рост,
р а з в и т и е
памяти,
эстетических
чувств,
м ы ш л е н и я ,
а д е к в а т н о й
самооценки,
коммуникабельности,
артистизма
и с п о л н е н и я ,
у м е н и я
ориентироваться
в
заданном
пространстве.
5этап
концертное
исполнени
е
Моральное
удовлетворение
и
поощрения исполнителям.
Представленная методика обучения выразительности пения старших
дошкольников удобна в применении ко всем программам музыкального
направления, именно, обучения пению.