Напоминание

НОД по развитию речи и начала грамоты тема:"Путешествие по стране Фантазий Н. Н. Носова"


Автор: Видякина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ городского округа Балашиха "Детский сад комбинированного вида №48 "Журавушка"
Населённый пункт: г.Балашиха МО
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по развитию речи и начала грамоты тема:"Путешествие по стране Фантазий Н. Н. Носова"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

городского округа Балашиха

"Детский сад комбинированного вида №48 «Журавушка

»

Конспект непосредственной образовательной

деятельности

по развитию речи и начала грамоты

в подготовительной группе № 5 «Незнайка»

Тема:

«Путешествие по стране Фантазий Н. Н. Носова»

Подготовила: воспитатель Видякина М.А.

2016-2017 уч.г.


Конспект НОД по развитию речи и начала грамоты

в подготовительной к школе группе.

Тема:
«Путешествие в Страну Фантазий Н.Н. Носова»
Цель:
развитие связной речи, фонематического слуха, путем использования художественных текстов Н. Н. Носова и пословиц. Образовательные: -учить пересказывать литературный текст, используя мнемотаблицу без пропусков и повторений, описывать поступки и переживания персонажей; -закрепить умение различать жанры произведений (рассказ, сказка, стихотворение); -продолжать знакомить с буквой, как символом обозначения звуков. Развивающие: -совершенствовать грамматический строй речи; -развивать зрительно-речевую память, внимание, фонематическое восприятие; -обогащать образную речь детей, посредством использования пословиц. Воспитательные: -воспитывать нравственные качества (честность, доброту, заботу о ближнем) через восприятие поступков художественных персонажей; -формировать навыки сотрудничества на занятии; - умение слушать своих товарищей.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова, просмотр мультфильмов по его произведениям, выставка книг с произведениями Н.Н. Носова, рисование иллюстраций к рассказам и сказкам; выбор детьми картинок-символов для мнемотаблицы по рассказу «Карасик». Словарная работа: шило, карасик, знакомство со словами – омографами.
Оборудование:
портрет Н.Н. Носова и др., иллюстрации к его произведениям и русским народным сказкам, мнемотаблица для пересказа, шкатулка, шило, мешочек, листы с буквами (раздаточный), карточки со словами для чтения, шарики су-джок (на каждого ребенка), игрушка Ежик.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационная часть.
-У нас сегодня гости! Давайте поздороваемся! Но это не все гости. (На доске портреты писателей и поэтов. Среди них Н.Н. Носов). А кого из них называют Незнайкиным папой? Почему? Ребята, мы с вами много путешествовали по стране фантазий Николая Николаевича Носова. И сегодня, с помощью иллюстраций вспомним некоторые его произведения; продолжим учиться пересказу и поиграем со звуками и словами. (Дети по иллюстрациям называют рассказы и сказки автора)
Основная часть.

1.
-Итак, что же писал Николай Носов? (На доске предложение из слов-карточек с ошибкой: НОСОВ (портрет) ПИСАЛ СТИХИ. -Исправьте ошибку. Подставьте нужные карточки. Что у нас получилось? НОСОВ (портрет) ПИСАЛ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ. -Смотрите, какое удивительное предложение у нас получилось. Что общего между всеми этими словами? (Они все со звуком « с») -И в полюбившемся нам с вами рассказе тоже есть звук «С», только из твердого он превращается в мягкий. И будет звучать…..(«С'») -Давайте теперь найдем букву, обозначающую эти звуки. (Детям предлагаются ряды букв, нужно найти и обвести среди других букву «С». После выполнения задания выполняется взаимопроверка. . -А теперь я перечислю несколько названий, а вы хлопните в ладоши, как только услышите то, в котором есть звук («С'»): «Заплатка», «Огурцы», «Саша», «Карасик». -Верно «Карасик».
2
. -Соня, сходи, пожалуйста, в библиотеку и возьми нужный нам рассказ. -А библиотекарем у нас сегодня будет Юля. (Обыгрывается ситуация в библиотеке). -В этой книге знакомые нам произведения. -Что объединяет все эти рассказы? Они какие? (Смешные, весёлые, добрые, интересные, забавные, поучительные) - Объясните, что значит поучительные? (Чему-то учат) -Вот мы сейчас и вспомним, чему учит рассказ «Карасик».

3.Пересказ литературного текста с использованием мнемотаблицы.
1). Первичное чтение текста, с демонстрацией сюжетной картины -Послушайте, как все начиналось. 2). Вопросы к прочитанному тексту. 1. Что подарила мама Виталику? 2. Какая это была рыбка? 3. Как мальчик заботился о ней? 4. Кто еще был у Виталика? 5. Как выглядел Мурзик? 6. Что он любил делать? 7. О чем беспокоилась мама? 8. Что пообещал Виталик маме? 3 ) . Повторное чтение текста с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. -Сейчас я вам прочитаю отрывок еще раз. А вы, прослушав, перескажите, глядя на картинки-подсказки. 4). Пересказ текста детьми с опорой на мнемотаблицу. (Заслушиваются 3-4 пересказа)
4.-
А вот что произошло дальше, можно сказать пословицей, «спрятанной в моей шкатулке». -Шкатулка затеряна в лесу. А вот этот ежик, превратившись в колючий шарик, поможет нам ее найти.
Рефлексия «Сказка про ежика» ( с использованием шариков «су-джок»)
Ж и л б ы л ё ж и к (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. -Давайте откроем шкатулку. Что это за предметы, и о какой пословице идет речь? ( «Шила в мешке не утаишь».)
-Ребята, а вы заметили, что и в пословице все слова объединяет что-то общее. Что же? (Звук «ш»). -А он какой? (Согласный, твердый). -Пословица нам знакома. Давайте вспомним, что она означает. -Шило острое и если его положить в мешок, рано или поздно оно острие порвет его и станет заметным. Так же и с человеком, скрывшим что-либо. -Нехороший поступок, который стараешься скрыть, все равно рано или поздно станет известным и виновнику будет за него стыдно. -Что пытался скрыть от мамы Виталик? (Он пытался скрыть свой поступок. Виталик обменял карасика на свисток, несмотря на мамин запрет)
5.
-А дальнейшие события этого поучительного рассказа нам помогут вспомнить иллюстрации из книги. -Посмотрите, ребята, в правильной ли последовательности расположены иллюстрации? (Работа у доски) (Дети располагают картинки в нужной последовательности). -Как вы думаете, прочитав какие строчки автора, художник нарисовал эти картинки? (Дети составляют предложения по иллюстрациям)
Итог занятия.
-В начале нашего занятия, мы говорили о том, что рассказ « Карасик» - поучительный. Прежде, чем ответить на мой вопрос: чему же он нас учит, охарактеризуйте главного героя рассказа Виталика. Какой он был? И как вы относитесь к его поступкам? (Дети высказывают свои рассуждения и в диалоге с воспитателем делают вывод о том, чему учит автор произведения). Оценка воспитателем речевой активности детей. Установка на последующую самостоятельную деятельность детей во второй половине дня для закреплении темы занятия: лепка из теста букв «С» и «Ш».
Приложение. Мнемотаблица для перессказа
1

Иллюстрации к рассказу
Иллюстрации книг


В раздел образования