Автор: Маньковская Татьяна Николаевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6" Населённый пункт: город Новочебоксарк,Чувашская Республика Наименование материала: конспект классного часа Тема: Конспект классного часа, посвященного Дню матери Раздел: среднее образование
(5 класс)
В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 «О
Дне матери» праздник День Матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.
Я хочу начать наше мероприятие со слов известного писателя Максима Горького, который
сказал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без
матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»
Первый подарок, который делает нам мать,- это жизнь, второй – любовь,
и третий – понимание /Д.Брауэр/
Всех прошу обратить внимание на солнце , которое нарисовано на доске
Для чего нужно солнце в жизни?
Оно дает жизнь всему живому на земле . Так и мама дала жизнь вам , дети.
На белом свете есть слова, И одно из таких святых, теплых
ласковых слов — это слово «МАМА». Слово, которое ребенок говорит чаще
всего — слово «МАМА». Слово, при котором взрослый, хмурый человек улыбнется, это
тоже слово «МАМА» .
- Ребята, назовите качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло.
Назовите , какая у вас мама и давайте это напишем на лучиках .
- Не беда , ребята , что лучики кончились , но мы можем еще сказать о мамах .
А теперь проверим, как каждый из ребят знает свою маму:
Вопросы:
1.
Дата рождения мамы.
2.
Какого цвета глаза у мамы?
3.
Любимый фрукт мамы.
4.
Сколько братьев и сестер у твоей мамы?
5.
Где родилась твоя мама?
6.
Любимое время года мамы.
7.
Любимое блюдо мамы.
8.
Какой размер обуви у твоей мамы?
9.
Какой любимый мамин праздник?
10. Любимый цвет Вашей мамы?
11. В каком году родилась мама?
12. Любимая песня мамы?
13. Любимая телепередача мамы?
14. Любимый фильм мамы?
15. Какое образование у мамы?
16. Какой предмет в школе маме нравился больше всего?
Дорогие ребята! У всех вас есть мамы. Не было бы мам, не было бы нас. А всегда ли мы
помним об этом? Всегда ли окружаем своих самых близких и родных людей теплом и
лаской, заботой и вниманием? К сожалению не всегда.
Самое дорогое, что есть у мамы- это её ребёнок. Мать готова отдать свою жизнь за жизнь
своего ребёнка. Счастье матери- это счастье её ребёнка. Всё хорошо у ребёнка, значит и
маме хорошо и радостно. А вот дети не всегда понимают это. Обижаются на маму, если
мама ругает за плохие оценки, заставляет есть суп, делать зарядку и чистить зубы.
Думают, что мама придирается. Начинают маме грубить , возникают ссоры, неприятности
. Отношения между мамой и ребёнком портятся.
Ребята, как вы думаете, когда между людьми складываются хорошие, добрые отношения?
- когда есть взаимопонимание.
Учитель: А как вы понимаете, что это такое?
- это когда люди понимают друг друга.
Учитель: Мамы любят своих детей и строят свои отношения с ними не зависимо от того,
понимают или нет- всё строится на материнской любви. И это всё объясняет и
оправдывает.
А вот ребёнок должен научиться понимать свою маму. Так вот давайте сегодня
попытаемся понять, какие же они наши мамы, что они чувствуют, чем живут, в чём их
главные ценности. Ответим на вопрос: что значит быть мамой.
Девочка:
Во время войны мы жили в деревне. Папа воевал, мама работала в колхозе. Нас у неё было
четверо. Я старшая, в 42-м мне было 10 лет. Ясно помню: густеют в доме сумерки,
холодно, хочется есть. Все сказки малышам пересказала, а они всё равно хнычут. Мне так
тоскливо, что вот-вот сама разревусь. И тут приходит мама. Она зажигает лампу, топит
печь, ставит варить картошку. Голос у неё ласковый, лицо спокойное, хоть и усталое. Я
прижалась к её груди лицом, знаю, что это – счастье. И вдруг я осознала, что значит быть
матерью. Это значит всегда приносить с собой свет, тепло, надежду, утешение.
Учитель:
И действительно, всё самое теплое связано с матерью. И как спокойно на душе, когда
рядом мамочка. Думаю, вы все со мной согласитесь. И сейчас проверю, насколько вы
любите своих мамочек. Пусть каждый по очереди назовёт ласковые слова, обращенные к
маме.
Вот мы и познакомились с первым маминым уроком.
Ведущий 2:
Если солнышко проснулось – утро засияло.
Если мама улыбнулась – так отрадно стало!
Если в тучах солнце скрылось – замолчали птицы.
Если мама огорчилась – где нам веселиться!
Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!
Никогда тебя, родная, огорчать не будем!
Девочка:
Это было 4 года назад. Мы тогда ещё жили не в отдельной квартире, а с соседями – кухню
и переднюю убирали по очереди по неделям, а потом сдавали дежурство. Я вымыла пол,
почистила раковину и газовую плиту. Мне казалось, я всё сделала, как полагается. Пришла
с работы мама, посмотрела и спросила: «А тетя Лена видела?» Я говорю: «Нет ещё». «Вот
и славно!» – обрадовалась она, – «А то было бы неудобно». Переоделась и начала мою
работу переделывать. И я увидела, как засверкали краны, как с раковины исчезла чернота,
заблестели кафельные плитки. Мама меня не упрекала, только говорила: «Вот теперь тетя
Лена пусть примет дежурство». А мне стало стыдно, и я слово дала – всякую работу
делать так, чтобы её после меня никто не переделывал.
Учитель:
Да, мама – это всегда образец для подражания. А вы, ребята помогаете своим мамам? А
ну-ка, ответьте мне на вопросы :
– С какой стороны при сервировке стола должен располагаться нож?
– Где должна находиться вилка?
– В какой воде лучше стирать вещи в холодной или теплой?
–При приготовлении макарон, в какую воду их кладут: в кипящую или холодную?
Ведущий 4:
Ты маму знаешь только дома.
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
И не всегда ты видишь маму
В её заботах трудовых:
Не шлёшь ты с нею телеграммы,
Не лечишь с нею ты больных,
Не мчишься с ней на паровозе,
Её не видишь у станка,
И главных дел её в колхозе
Не разделяешь ты пока.
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей её своей заботой
Во всём ей помоги тогда!
Мальчик:
Мы с мамой стояли на горе, на лыжах. Я уже несколько раз спускался с горы, а она ни
разу. Я видел – она боится, даже очень. Я думал, что она не станет с неё съезжать, пойдёт
на пологий спуск. А мама постояла, вздохнула и сказала: «Надо» и съехала. Я потом об
этом много раз вспоминал, когда в каком-нибудь деле хотелось в обход пойти или даже
назад повернуть. Мама всё-таки женщина и не совсем молодая, а не захотела сдаваться. Я
твёрдо убежден, что мама – это сила, преодолевающая страх.
Учитель:
Никто со мной спорить не будет, что ничего не страшно, если рядом мама.
Сказка о жёлтой гусыне.
Эту сказку написал учитель, которого знает весь мир. Это В. А. Сухомлинский. Его
биографы говорят о том, что он на¬писал более тысячи сказок. И многие из них посвящены
Маме. Он очень любил свою маму. И в ее честь он написал одну из своих самых прекрасных
сказок.
Ребята выходят и читают сказку
В. А. Сухомлинского «Сказка о желтой гусыне».
«...В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она
впервые показывала своим дет¬кам большой мир. Этот мир был ярким. Зеленым, радостным:
пе¬ред гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелено¬му лугу. Когда жизнь
счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным
голосом Гусыня стала со¬зывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые круп¬ные капли дождя. Гусята
подумали: мир не такой уж уютный и доб¬рый. И как только они об этом подумали, каждому
из них вспомни¬лась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они
подняли свои маленькие головки и бросились к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери,
она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того,
чтобы прикры¬вать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того,
чтобы летать
Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не при¬ходило, что крыло имеет две
стороны: внутри тепло и сухо, а снару¬жи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот гро-ма, вой ветра и стук градин.
Им даже стало весело: за матерински-ми крыльями творится что-то страшное, а они в
тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.
Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а
требовали.
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они уви¬дели, что у матери
изранены крылья, вырваны многие перья. Гусы¬ня тяжело дышала. Она пыталась расправить
крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова был радостным и
добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и
в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький,
подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя изранены крылья?»
Учитель: Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпа¬лись по траве, они
были счастливы...»
:Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте
говорить маме доб¬рые и нежные слова. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть сло¬ва
прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы слышат вовре¬мя, а не тогда, когда это, к
сожалению, поздно.
Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того,
что они делают для вас, своих детей. И не забывайте говорить «прости меня, мама»!
Учитель
Выбирал мальчишка розу осторожно,
Так, чтоб остальные не помять,
Продавщица глянула тревожно:
Помогать ему, не помогать?
Тоненькими пальцами в чернилах,
Натыкаясь на цветочные шипы,
Выбрал ту, которая раскрыла
Поутру сегодня лепестки.
Выгребая свою мелочь из карманов,
На вопрос — кому он покупал?
Засмущался как-то очень странно:
“Маме...”, — еле слышно прошептал.
День рожденья, ей сегодня тридцать...
Мы с ней очень близкие друзья.
Только вот лежит она в больнице,
Скоро будет братик у меня.
Убежал. А мы стояли с продавщицей,
Мне — за сорок, ей — за пятьдесят.
Женщинами стоило родиться,
Чтобы вот таких растить ребят.
Учитель : Мы попытались понять наших мам, попытались немного почувствовать душу
женщины- матери. Это очень сложно, но если любишь человека и желаешь ему добра, то
со временем наверное удастся это сделать
1 ученик
Мы еще в рассветных снах витаем —
Мамы поднимаются чуть свет.
Мы опять куда-то улетаем —
Мамы долго-долго машут вслед.
2 ученик :
И лежат сыновние печали
Белым снегом на висках у них.
Если б матерей мы выбирали,
Все равно бы выбрали своих.
3 ученик
Можете объехать всю Россию,
Провести в дороге много дней,
Никого не встретите красивей,
Никого не встретите родней.
4 ученик:
Шлите им почаще телеграммы,
Письмами старайтесь их согреть.
Все на свете могут наши мамы,
Только не умеют не стареть.
Учитель : И вот наконец настало время,чтобы на заготовленных заранее бумажных
сердечках вы написали какие-то самые важные слова,пожелания и поздравления своим
мамам, после чего можно по вашему усмотрению украсить ваши сердечки-письма.
Пусть ваши мамы получат поздравления , которые вы, непременно прочитаете сами
выразительно с теплотой, любовью и поверьте, для вашей мамы не будет более дорогого
подарка, чем приготовленный сегодня вами.
Девочка1 :
Во время войны мы жили в деревне. Папа воевал, мама работала в колхозе. Нас у неё было
четверо. Я старшая, в 42-м мне было 10 лет. Ясно помню: густеют в доме сумерки, холодно,
хочется есть. Все сказки малышам пересказала, а они всё равно хнычут. Мне так тоскливо, что
вот-вот сама разревусь. И тут приходит мама. Она зажигает лампу, топит печь, ставит варить
картошку. Голос у неё ласковый, лицо спокойное, хоть и усталое. Я прижалась к её груди лицом,
знаю, что это – счастье. И вдруг я осознала, что значит быть матерью. Это значит всегда
приносить с собой свет, тепло, надежду, утешение.
Стихотворение 1
Если солнышко проснулось – утро засияло.
Если мама улыбнулась – так отрадно стало!
Если в тучах солнце скрылось – замолчали птицы.
Если мама огорчилась – где нам веселиться!
Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!
Никогда тебя, родная, огорчать не будем!
Девочка2:
Это было 4 года назад. Мы тогда ещё жили не в отдельной квартире, а с соседями – кухню и
переднюю убирали по очереди по неделям, а потом сдавали дежурство. Я вымыла пол,
почистила раковину и газовую плиту. Мне казалось, я всё сделала, как полагается. Пришла с
работы мама, посмотрела и спросила: «А тетя Лена видела?» Я говорю: «Нет ещё». «Вот и
славно!» – обрадовалась она, – «А то было бы неудобно». Переоделась и начала мою работу
переделывать. И я увидела, как засверкали краны, как с раковины исчезла чернота, заблестели
кафельные плитки. Мама меня не упрекала, только говорила: «Вот теперь тетя Лена пусть
примет дежурство». А мне стало стыдно, и я слово дала – всякую работу делать так, чтобы её
после меня никто не переделывал
Стихотворение 2
Ты маму знаешь только дома.
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
И не всегда ты видишь маму
В её заботах трудовых:
Не шлёшь ты с нею телеграммы,
Не лечишь с нею ты больных,
Не мчишься с ней на паровозе,
Её не видишь у станка,
И главных дел её в колхозе
Не разделяешь ты пока.
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей её своей заботой
Во всём ей помоги тогда!
Мальчик:
Мы с мамой стояли на горе, на лыжах. Я уже несколько раз спускался с горы, а она ни разу. Я
видел – она боится, даже очень. Я думал, что она не станет с неё съезжать, пойдёт на пологий
спуск. А мама постояла, вздохнула и сказала: «Надо» и съехала. Я потом об этом много раз
вспоминал, когда в каком-нибудь деле хотелось в обход пойти или даже назад повернуть. Мама
всё-таки женщина и не совсем молодая, а не захотела сдаваться. Я твёрдо убежден, что мама –
это сила, преодолевающая страх.
1 «...В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на
прогулку. Она впервые показывала своим деткам большой мир. Этот мир был ярким.
Зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь
счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным
голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
2 Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя.
Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали,
каждому из них вспомнилась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как
нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к
матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего
для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, а потом уж для того,
чтобы летать
3 Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет
две стороны: внутри тепло и сухо, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин.
Им даже стало весело: за матерински-ми крыльями творится что-то страшное, а они в
тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала
крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они
не просили, а требовали.
4 Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери
изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась
расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова был
радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так
красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один,
самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя
изранены крылья?»
5 Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпались по траве, они были
счастливы...»
1 ученик
Мы еще в рассветных снах витаем —
Мамы поднимаются чуть свет.
Мы опять куда-то улетаем —
Мамы долго-долго машут вслед.
2 ученик :
И лежат сыновние печали
Белым снегом на висках у них.
Если б матерей мы выбирали,
Все равно бы выбрали своих.
3 ученик
Можете объехать всю Россию,
Провести в дороге много дней,
Никого не встретите красивей,
Никого не встретите родней.
4 ученик:
Шлите им почаще телеграммы,
Письмами старайтесь их согреть.
Все на свете могут наши мамы,
олько не умеют не стареть.