Играем - память, внимание. мышление, речь развиваем
Автор: Ямщикова Татьяна Александровна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5 "Многопрофильная" Населённый пункт: ХМАО, Тюменская область, г. Нефтеюганск Наименование материала: Методическая разработка: практикум для родителей Тема: Играем - память, внимание. мышление, речь развиваем Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
дошкольное отделение
Практикум для родителей «Играем – внимание, память,
мышление, речь развиваем»
педагог – психолог Т.А. Ямщикова
г. Нефтеюганск
Практикум «Играем – память, внимание, мышление, речь
развиваем»
Цель:
Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах
развития и воспитания дошкольников.
Задачи:
Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения
ребенка в школе.
Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей
познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних
условиях.
Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
Развивать у родителей навыки рефлексии.
Предварительная работа:
Изучение психолого-педагогической литературы.
Подбор игр и игровых упражнений.
Оформление стендовой информации «Готовимся к школе».
Демонстрационный материал: детская игрушка «грузовая машина», сундучок с
набором различных предметов (газета, пакет целлофановый, стеклянный пузырек
из-под духов, бутылка пластмассовая, стакан, чайная ложка, прищепка, маленькое
сито, игрушечный пистолет и т.д.)
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников;
бумага, цветные карандаши; игрушки.
Ход:
Психолог: Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня
здесь, с нами. Сегодня мы продолжим с вами разговоры о готовности наших
детей к школе.
Психолог:
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим
высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет. Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ: «Помочь, откажитесь нам?» (нет)
Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (да)
Психолог:
Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра –
это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это
мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить
взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии
дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А
значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – те
психические функции, которые необходимы для успешного обучения в школе,
благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных
классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем
развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль.
Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность
следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим
детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в
домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.
Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг.
Игра «Действуй по инструкции»
Психолог:
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите
в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!-
Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Психолог:
В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать
задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра «Загружаем Грузовую машину»
Психолог:
Нам нужно загрузить машину именами, начинающимися на букву «А».
А теперь загрузим предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда,
инструменты, цветы)
- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Психолог:
В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно слушать,
сосредотачиваться, обогащается словарный запас, закрепляется понятие
классификация.
Игра «Необитаемый остров»
Психолог: «Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и
океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий
шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу
палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все
успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на
необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши
вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось
схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове,
дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам
удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам
помочь”.
Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и
сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для
чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются
любые, даже самые несуразные варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый,
стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня,
стаканчик от йогурта, чайная ложка, прищепка, маленькое сито и т.д.- Возникли ли
у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)
- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)
Психолог: Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления,
восприятия и внимания. Кроме того, играя в “Необитаемый остров”, дети имеют
возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные
гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь
осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время
просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг.
Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать,
анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное
предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их
целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и
воображение.
Психолог: Конечно, не стоит забывать и о важности развития мелкой моторики, и
графомоторных навыков, подготовке руки к письму. По - очереди и как можно
быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и
поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять
в прямом и обратном порядке.
Для повышения самооценки ребенка, уверенности в себе можно рассказывать
детям сказки, или истории которые вы можете придумывать сами.
«Сказка о храбром Зайчонке».
Психолог:
В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть
сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на
деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя.
Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка». От этого ему становилось
грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один. Был у него один-
единственный друг-Барсучонок. И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к
реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой
деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по
мосту, одна доска вдруг сломалась, и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и
стал барахтаться в воде, прося о помощи.
А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и
звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого
поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего
друга. Он сказал себе: «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не
думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга
на берег.
Барсучонок был спасен! Когда они вернулись домой и рассказали про случай на
реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же
звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и
добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для
Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им, и он сам гордился собой,
потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он
на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило: «Верь в себя и
всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и
никогда не дразнил его трусишкой!
Психолог:
Такие сказки рождают у ребенка ощущения, что вы его понимаете, таким образом,
они начинают следовать основной идее наших историй, они показывают детям, что
выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание
обязательно будет счастливым
Рефлексия «Все у меня в руках»
Психолог:
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе
бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Психолог: Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого
человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени
для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание,
любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте
затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит
порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не
будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
И напоследок я хочу рассказать вам притчу.
Притча о родителях и детях: «Однажды к мудрецу пришел человек.— Ты
мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит
меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая.
Зачем ей сердце? Мудрец сказал:— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет,
отнеси его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался
разгневанный человек и воскликнул:— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить
этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок,
полная негодования!— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.— Она сказала:
«Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Психолог:
Прослушав эту притчу, я думаю, что она вас натолкнула на размышления о
развитии и воспитании своего ребенка.