Напоминание

"Смысловое значение образа-символа Черного монаха в рассказе А.П.Чехова "Черный монах"


Автор: Мальцева Галина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Смысловое значение образа-символа Черного монаха в рассказе А.П.Чехова "Черный монах"
Раздел: среднее образование





Назад





Тезисы к проекту по литературе

«Смысловое значение образа – символа Черного монаха в

рассказе А.П. Чехова «Черный монах».

Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 109»

Мальцева Галина Сергеевна
«Черный монах» имеет давно установившуюся репутацию необычного для Чехова произведения: насыщенность символами, ярко выраженное сюжетное начало, небытовая сфера изображения – все это как будто выводит рассказ из ряда чеховских произведений. В своей работе я бы хотела остановиться на раскрытии смысла – образа Черного монаха. Что же символизирует этот образ? Интересно обратиться к пространственным и временным характеристикам миража. У Чехова читаем: «Образ Черного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой». Значит, мираж во временном отношении вечен. Что же касается его существования в пространстве, автор указывает, будто он возник от образа вполне реального человека: «Тысячу лет назад какой-то монах шел по пустыне…» В легенде легко усмотреть своеобразную интерпретацию евангельского мифа об Иисусе Христе, его скитаний по пустыне. Черный монах ведет разговор с Ковриным, главным героем рассказа, о вечной жизни, о людском бессмертии. С проблемой вечной жизни о проповедях монаха связывается и проблема избранничества. Молодого ученого Коврина Черный монах как раз и относит к числу истинных служителей вечной правде в отличие от стадных людей. Таким образом, Черный монах как бы осуществляет функцию посредника между земным миром и идеальным бытием. В основе художественного образа Коврина лежит идея двоемирия: два мира противостоят друг другу: мир обыденного сознания и мир идеальный, пленивший воображение героя. У Коврина неутоленная жажда познания чего-то необыкновенного в жизни. Эта неутоленная жажда и вызывает душевную болезнь. Призрак монаха ласково и лукаво выполняет то, чего Коврин не нашел в реальной жизни, среди людей. Наш герой с готовностью поддается искушению, так как теперь не надо ничего искать, мучиться, страдать в поисках истины – все это восполняют беседы с Черным монахом. Конечно, с точки зрения медицины, это не более чем галлюцинации, порожденные воспаленным мозгом переутомившегося ученого. Творческая одержимость героя оборачивается безумием – раздвоением личности, и образ Черного монаха есть не что иное, как «второе Я Коврина», итог его
напряженных философских раздумий. Коврин говорит монаху: «Странно, ты повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову, ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли». Сам Коврин понимает, что имеет дело с галлюцинацией в образе Черного монаха, но герой необыкновенно дорожит этими «контактами», ибо они дарят ему чувство уверенности в себе, ощущение гармоничности бытия, поднимают его в своих глазах, усиливают значимость научных трудов. «То, что говорил Черный монах, придавало его работе особенное необыкновенное значение и наполняло его душу гордостью, сознанием собственной высоты». Коврин сам признается, что после посещения монаха несказанная радость переполняет его: «Я только что пережил светлые, чудные, неземные минуты» - с восторгом признается Коврин Тане. «Я хочу любви, которая захватила бы меня всего» - кричит Коврин, находясь в состоянии абсолютного счастья после встречи с монахом. «Сумасшедший», больной Коврин был близок к выполнению библейских заповедей: всех любил, не впадал в уныние…Когда же его вылечили, и он перестал видеть Черного монаха – изменилось умонастроение героя. Излечившись, от нервного расстройства, он вместе с тем, утратил способность воспринимать красоту окружающего мира, теряет вкус к жизни вообще. Реальная жизнь наказывает его за попытку забыть ее. Рассказ имеет кольцевую композицию, и мы можем сравнить два восприятия Ковриным парка: в ожидании Черного монаха и после излечения болезни. В момент ожидания все воспринимается в ярких красках: «Пламенеет вечерняя заря, колосится рожь…», после излечения совсем другая картина: «Тускнеет вечерняя заря, вместо ржи лежал скошенный овес». Вместе с визитами «черного гостя» из жизни Коврина ушли радость, любовь, упоение творчеством, сменившись скукой и раздражением. С негодованием обрушивается Коврин на своих врачевателей: «Зачем вы меня вылечили? Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, даже счастлив, а теперь я как все, мне скучно жить…». Мы, читатели, задаем себе вопрос: «Чем вызвана духовная опустошенность Коврина? Имеет ли он основания обвинять окружающих?» Думается, достаточных оснований для обвинения у Коврина нет. Таня и ее отец искренне желали ему блага и творили добро так, как разумели. В том, что духовный потенциал главного героя остался нереализованным, я считаю, виноват он сам. Эту же точку зрения высказывают многие литературоведы, но не все. Почему вообще стало возможным появление в жизни молодого ученого черного монаха? Думаю, что причина в том, что у него были глубокие сомнения в отношении своей незаурядности, научной и собственной значимости. В сложном и многотрудном процессе построения себя как
личности Коврину недоставало главного строительного материала: веры в себя. Но он не избрал путь трудный, но единственно истинный - утверждение себя через труд для людей, утверждение себя в реальном мире, а «ушел» в себя, убеждая в часы одиночества, что он непонятный гений. Поэтому Коврин последнего периода рассказа скучен, зол, раздражителен. «Коврин ясно осознавал, что он посредственность и охотно мирился с этим»- читаем мы на последних страницах рассказа. Но Чехов не захотел оставить своего персонажа самого поэтического и фантастического рассказа в такой обыденности и пошлости, как Ионыча. В финале рассказа героем снова овладевает беспокойство, которое означает, что душа не омертвела и распахнута навстречу волнениям жизни. Многоцветие мира вновь открылось Коврину: «Он звал Таню, звал большой сад, звал парк, сосны, с мохнатыми корнями, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, жизнь, которая была так прекрасна». Над телом Коврина «колдует» его прежний черный визитер, монах – призрак шепчет ему, что он улетает для высшего блага, но Коврин все-таки в последние минуты зовет Таню, которая написала уже ему письмо – проклятье. Но несмотря ни на что, в глазах автора герой заслуживает прощения. Коврин умирает с блаженной улыбкой на устах. Я считаю, что трудные поиски духовного источника у человека должны происходить в реальном мире.


В раздел образования