"Смысловое значение образа-символа Черного монаха в рассказе А.П.Чехова "Черный монах"
Автор: Мальцева Галина Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109" Населённый пункт: город Пермь, Пермский край Наименование материала: Педагогический проект Тема: "Смысловое значение образа-символа Черного монаха в рассказе А.П.Чехова "Черный монах" Раздел: среднее образование
«Смысловое значение образа – символа Черного монаха в
рассказе А.П. Чехова «Черный монах».
Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 109»
Мальцева Галина Сергеевна
«Черный монах» имеет давно установившуюся репутацию необычного
для
Чехова
произведения:
насыщенность
символами,
ярко
выраженное
сюжетное начало, небытовая сфера изображения – все это как будто выводит
рассказ из ряда чеховских произведений.
В своей работе я бы хотела остановиться на раскрытии смысла – образа
Черного монаха. Что же символизирует этот образ? Интересно обратиться к
пространственным и временным характеристикам миража. У Чехова читаем:
«Образ
Черного
монаха
стал
без
конца
передаваться
из
одного
слоя
атмосферы в другой». Значит, мираж во временном отношении вечен. Что же
касается его существования в пространстве, автор указывает, будто он возник
от образа вполне реального человека: «Тысячу лет назад какой-то монах шел
по
пустыне…»
В
легенде
легко
усмотреть
своеобразную
интерпретацию
евангельского мифа об Иисусе Христе, его скитаний по пустыне. Черный
монах ведет разговор с Ковриным, главным героем рассказа, о вечной жизни,
о людском бессмертии. С проблемой вечной жизни о проповедях монаха
связывается и проблема избранничества. Молодого ученого Коврина Черный
монах как раз и относит к числу истинных служителей вечной правде в
отличие
от
стадных
людей.
Таким
образом,
Черный
монах
как
бы
осуществляет
функцию
посредника
между
земным
миром
и
идеальным
бытием.
В основе художественного образа Коврина лежит идея двоемирия: два
мира противостоят друг другу: мир обыденного сознания и мир идеальный,
пленивший
воображение
героя.
У
Коврина
неутоленная
жажда
познания
чего-то
необыкновенного
в
жизни.
Эта
неутоленная
жажда
и
вызывает
душевную болезнь. Призрак монаха ласково и лукаво выполняет то, чего
Коврин не нашел в реальной жизни, среди людей. Наш герой с готовностью
поддается
искушению,
так
как
теперь
не
надо
ничего
искать,
мучиться,
страдать в поисках истины – все это восполняют беседы с Черным монахом.
Конечно,
с
точки
зрения
медицины,
это
не
более
чем
галлюцинации,
порожденные воспаленным мозгом переутомившегося ученого. Творческая
одержимость героя оборачивается безумием – раздвоением личности, и образ
Черного
монаха
есть
не
что
иное,
как
«второе
Я
Коврина»,
итог
его
напряженных философских раздумий. Коврин говорит монаху: «Странно, ты
повторяешь
то,
что
часто
мне
самому
приходит
в
голову,
ты
как
будто
подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли». Сам Коврин понимает,
что
имеет
дело
с
галлюцинацией
в
образе
Черного
монаха,
но
герой
необыкновенно дорожит этими «контактами», ибо они дарят ему чувство
уверенности в себе, ощущение гармоничности бытия, поднимают его в своих
глазах, усиливают значимость научных трудов. «То, что говорил Черный
монах,
придавало
его
работе
особенное
необыкновенное
значение
и
наполняло его душу гордостью, сознанием собственной высоты». Коврин сам
признается, что после посещения монаха несказанная радость переполняет
его:
«Я
только
что
пережил
светлые,
чудные,
неземные
минуты»
-
с
восторгом признается Коврин Тане. «Я хочу любви, которая захватила бы
меня всего» - кричит Коврин, находясь в состоянии абсолютного счастья
после встречи с монахом.
«Сумасшедший»,
больной
Коврин
был
близок
к
выполнению
библейских
заповедей:
всех
любил,
не
впадал
в
уныние…Когда
же
его
вылечили, и он перестал видеть Черного монаха – изменилось умонастроение
героя. Излечившись, от нервного расстройства, он вместе с тем, утратил
способность воспринимать красоту окружающего мира, теряет вкус к жизни
вообще. Реальная жизнь наказывает его за попытку забыть ее.
Рассказ
имеет
кольцевую
композицию,
и
мы
можем
сравнить
два
восприятия Ковриным парка: в ожидании Черного монаха и после излечения
болезни.
В
момент
ожидания
все
воспринимается
в
ярких
красках:
«Пламенеет
вечерняя
заря,
колосится
рожь…»,
после
излечения
совсем
другая
картина:
«Тускнеет
вечерняя
заря,
вместо
ржи
лежал
скошенный
овес». Вместе с визитами «черного гостя» из жизни Коврина ушли радость,
любовь,
упоение
творчеством,
сменившись
скукой
и
раздражением.
С
негодованием обрушивается Коврин на своих врачевателей: «Зачем вы меня
вылечили? Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел,
даже счастлив, а теперь я как все, мне скучно жить…». Мы, читатели, задаем
себе вопрос: «Чем вызвана духовная опустошенность Коврина? Имеет ли он
основания обвинять окружающих?» Думается, достаточных оснований для
обвинения у Коврина нет. Таня и ее отец искренне желали ему блага и
творили добро так, как разумели. В том, что духовный потенциал главного
героя остался нереализованным, я считаю, виноват он сам. Эту же точку
зрения высказывают многие литературоведы, но не все.
Почему вообще стало возможным появление в жизни молодого ученого
черного монаха? Думаю, что причина в том, что у него были глубокие
сомнения
в
отношении
своей
незаурядности,
научной
и
собственной
значимости.
В
сложном
и
многотрудном
процессе
построения
себя
как
личности Коврину недоставало главного строительного материала: веры в
себя.
Но
он
не
избрал
путь
трудный,
но
единственно
истинный
-
утверждение себя через труд для людей, утверждение себя в реальном мире, а
«ушел» в себя, убеждая в часы одиночества, что он непонятный гений.
Поэтому Коврин последнего периода рассказа скучен, зол, раздражителен.
«Коврин ясно осознавал, что он посредственность и охотно мирился с этим»-
читаем мы на последних страницах рассказа. Но Чехов не захотел оставить
своего персонажа самого поэтического и фантастического рассказа в такой
обыденности и пошлости, как Ионыча. В финале рассказа героем снова
овладевает
беспокойство,
которое
означает,
что
душа
не
омертвела
и
распахнута навстречу волнениям жизни. Многоцветие мира вновь открылось
Коврину: «Он звал Таню, звал большой сад, звал парк, сосны, с мохнатыми
корнями, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, жизнь, которая
была так прекрасна». Над телом Коврина «колдует» его прежний черный
визитер, монах – призрак шепчет ему, что он улетает для высшего блага, но
Коврин все-таки в последние минуты зовет Таню, которая написала уже ему
письмо
–
проклятье.
Но
несмотря
ни
на
что,
в
глазах
автора
герой
заслуживает прощения. Коврин умирает с блаженной улыбкой на устах. Я
считаю,
что
трудные
поиски
духовного
источника
у
человека
должны
происходить в реальном мире.