Роль педагога в формировании музыкально-одаренной личности в условиях ДО
Автор: Белогорова Виктория Геннадьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБУ № 49 "Веселые нотки" Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: статья Тема: Роль педагога в формировании музыкально-одаренной личности в условиях ДО Раздел: дошкольное образование
ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДО
Одним из важных условий формирования творческой личности,
способной воспринимать, чувствовать, оценивать все прекрасное, является
воспитание и развитие музыкально-одаренных и талантливых детей. И наше
современное общество для дальнейшего развития всех областей науки,
культуры, производства остро нуждается в творческом потенциале. Перед
всеми педагогами стоят не только теоретические вопросы одаренности и
талантливости, но и практические проблемы, связанные с образованием и
воспитанием одаренных детей.
Детская одаренность является самым ведущим, загадочным и очень
интересным явлением природы. Каждый ребенок уникален по-своему, и от
рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных
условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигнуть
лучших результатов. И чем раньше будет выявлена музыкальная одаренность
и начата целевая работа по ее развитию, тем глубже и полнее будет
раскрыта одаренная личность и достигнуты успехи не только в
музыкальной, но и в других сферах художественной деятельности.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети,
которые имеют задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной
работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в
реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в
подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их
привлекает сценическая и театральная деятельность. Индивидуальные
занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными
детьми стала актуальной и значимой не только для нас, музыкальных
руководителей детского сада, но и для современного общества в целом.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления
работы с талантливыми детьми в системе музыкального воспитания.
Однако музыкальные способности у детей выявляются по-разному. У
кого-то уже на первом году жизни все три основные способности
(музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память) проявляются
достаточно ярко, развиваются быстро и легко. У других способности
обнаруживаются позже, развиваются труднее. Многие дети уже к двум -
трем годам жизни могут различать мелодии, точно интонировать, хлопать
ритмично в ладошки. Это свидетельствует о музыкальности детей. У многих
появляется желание подражать, а это уже является первой ступенькой к
творчеству, которая в процессе развития может привести к написанию своего
собственного сочинения – маленькой песенки или простенькой мелодии, а в
дальнейшем и более серьезных, масштабных произведений. Творческие и
исполнительские способности могут проявляться по-разному, в зависимости
от наличия природных и развития основных . Наиболее сложно развиваются
у детей музыкально-слуховые представления- способность воспроизводить
мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на
музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность
развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления
способностей не является показателем того, что у ребенка они отсутствуют
вообще.
Необходимо помнить, что три основные музыкальные способности
тесно взаимосвязаны между собою. Так, оба компонента музыкального слуха
(эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных детей в различных
качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при
восприятии музыки и трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие,
обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями и легко
воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но
тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе
даже одной из способности. Поэтому, если какая-либо способность отстает в
развитии, это может послужить причиной медленного развития других, так
как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга.
Важно вовремя это выявить и довести до определенного уровня с помощью
правильно подобранных методов педагогической работы.
Большое значение на развитие музыкальности ребенка имеет то
окружение, в котором он растет, и те музыкальные впечатления, которые он
получает в повседневной жизни. В ходе своей педагогической практики, я
пришла к выводу, что на развитие творческого потенциала ребенка оказывают
влияние такие факторы, как наследственная генетика, личная активность
ребенка, его желание и стремление добиваться успехов, получать
удовольствие и радость от творческой деятельности, а также специально
организованное обучение, помощь и взаимодействие со стороны родителей и
педагогов.
В нашем детском саду разработана программа по поддержке
музыкально-вокальной одаренности, целью которой является создание
условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей
ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных, психологических и
музыкальных особенностей.
Задачи программы :
1.
Расширять диапазоны голосов детей, добиваться их естественного
звучания;
2.
Укреплять голосовые связки, организовать правильную постановку
голосового аппарата, увеличить силу звучания голоса
3.
Развивать певучесть звука, дикцию, навыки дыхания, раскрепо-
щенность;
4.
Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего
мира через вокал;
5.
Развивать у детей желание к творческой деятельности, поощрять
самостоятельность, активность, инициативу.
Основными принципами программы являются:
1.
Системность занятий.
2.
Индивидуальные особенности психики ребёнка.
3.
Разнообразие и сложность музыкального репертуара.
4.
Создание и предоставление условий для творчества и импровизации.
5.
Креативность, эмоциональность и грамотность педагога.
6.
Использование наглядного пособия (картин, костюмов, атрибутов,
видеоматериалов и т.д.)
7.
Тесное сотрудничество с другими специалистами, и семьями
воспитанников.
Структура занятий:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Интонационно – фонетические упражнения.
3. Упражнения на дыхание.
4. Распевание.
5
.
Пальчиковые игры;
6. Знакомство с песней – ее содержанием, прослушивание, разъяснение
текста;
7.Разучивание песни -
работа над звукообразованием, интонированием,
дыханием, дикцией, темпом, ритмом.
8. Закрепление.
9 . Работа
над
эмоционально-выразительным
характером
исполнения
песни.
В нашем саду для детей с высоким уровнем развития музыкальности
организована дополнительная кружковая работа. Воспитанники принимают
активное
участие в конкурсных программах, фестивалях, проектах на разных
уровнях;
являются
победителями
сольных,
ансамблевых
номеров
в
концертных программах разной тематики, проводимых как детском саду, так
и на уровне ДОУ и города.
По
итогам
эффективной
проведенной
работы
с
одаренными
детьми
можно сделать следующий вывод, что система индивидуальных занятий дает
возможность
в
значительной
степени
повысить
уровень
музыкального
развития
ребенка,
сформировать
у
него
творческий
подход
не
только
к
музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепить его уверенность в
своих способностях, желанием стать настоящей творческой личностью!