Напоминание

Роль педагога в формировании музыкально-одаренной личности в условиях ДО


Автор: Белогорова Виктория Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБУ № 49 "Веселые нотки"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в формировании музыкально-одаренной личности в условиях ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад







РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-

ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДО
Одним из важных условий формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать все прекрасное, является воспитание и развитие музыкально-одаренных и талантливых детей. И наше современное общество для дальнейшего развития всех областей науки, культуры, производства остро нуждается в творческом потенциале. Перед всеми педагогами стоят не только теоретические вопросы одаренности и талантливости, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одаренных детей. Детская одаренность является самым ведущим, загадочным и очень интересным явлением природы. Каждый ребенок уникален по-своему, и от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигнуть лучших результатов. И чем раньше будет выявлена музыкальная одаренность и начата целевая работа по ее развитию, тем глубже и полнее будет раскрыта одаренная личность и достигнуты успехи не только в музыкальной, но и в других сферах художественной деятельности. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, которые имеют задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая и театральная деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой не только для нас, музыкальных руководителей детского сада, но и для современного общества в целом. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с талантливыми детьми в системе музыкального воспитания. Однако музыкальные способности у детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности (музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память) проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Многие дети уже к двум - трем годам жизни могут различать мелодии, точно интонировать, хлопать ритмично в ладошки. Это свидетельствует о музыкальности детей. У многих появляется желание подражать, а это уже является первой ступенькой к творчеству, которая в процессе развития может привести к написанию своего собственного сочинения – маленькой песенки или простенькой мелодии, а в дальнейшем и более серьезных, масштабных произведений. Творческие и исполнительские способности могут проявляться по-разному, в зависимости
от наличия природных и развития основных . Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления- способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем того, что у ребенка они отсутствуют вообще. Необходимо помнить, что три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны между собою. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных детей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе даже одной из способности. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной медленного развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя это выявить и довести до определенного уровня с помощью правильно подобранных методов педагогической работы. Большое значение на развитие музыкальности ребенка имеет то окружение, в котором он растет, и те музыкальные впечатления, которые он получает в повседневной жизни. В ходе своей педагогической практики, я пришла к выводу, что на развитие творческого потенциала ребенка оказывают влияние такие факторы, как наследственная генетика, личная активность ребенка, его желание и стремление добиваться успехов, получать удовольствие и радость от творческой деятельности, а также специально организованное обучение, помощь и взаимодействие со стороны родителей и педагогов. В нашем детском саду разработана программа по поддержке музыкально-вокальной одаренности,
целью
которой является создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных, психологических и музыкальных особенностей.
Задачи
программы
:
1. Расширять диапазоны голосов детей, добиваться их естественного звучания; 2. Укреплять голосовые связки, организовать правильную постановку голосового аппарата, увеличить силу звучания голоса 3. Развивать певучесть звука, дикцию, навыки дыхания, раскрепо- щенность;
4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через вокал; 5. Развивать у детей желание к творческой деятельности, поощрять самостоятельность, активность, инициативу. Основными
принципами
программы являются: 1. Системность занятий. 2. Индивидуальные особенности психики ребёнка. 3. Разнообразие и сложность музыкального репертуара. 4. Создание и предоставление условий для творчества и импровизации. 5. Креативность, эмоциональность и грамотность педагога. 6. Использование наглядного пособия (картин, костюмов, атрибутов, видеоматериалов и т.д.) 7. Тесное сотрудничество с другими специалистами, и семьями воспитанников.
Структура занятий:
1. Артикуляционная гимнастика. 2. Интонационно – фонетические упражнения. 3. Упражнения на дыхание. 4. Распевание. 5 . Пальчиковые игры; 6. Знакомство с песней – ее содержанием, прослушивание, разъяснение текста; 7.Разучивание песни - работа над звукообразованием, интонированием, дыханием, дикцией, темпом, ритмом. 8. Закрепление. 9
.
Работа над эмоционально-выразительным характером исполнения песни.
В нашем саду
для детей с высоким уровнем развития музыкальности организована дополнительная кружковая работа. Воспитанники принимают активное участие в конкурсных программах, фестивалях, проектах на разных уровнях; являются победителями сольных, ансамблевых номеров в концертных программах разной тематики, проводимых как детском саду, так и на уровне ДОУ и города. По итогам эффективной проведенной работы с одаренными детьми можно сделать следующий вывод, что система индивидуальных занятий дает возможность в значительной степени повысить уровень музыкального развития ребенка, сформировать у него творческий подход не только к музыкальным, но и к другим видам деятельности, укрепить его уверенность в своих способностях, желанием стать настоящей творческой личностью!


В раздел образования