Напоминание

"Проектная деятельность на уроках музыки и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС"


Автор: Полубенцева Наталья Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10"
Населённый пункт: Иркутская область, г.Зима
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках музыки и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





«Проектная деятельность на уроках музыки

и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
Полубенцева Наталья Сергеевна, учитель музыки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 г.Зимы Современный образовательный процесс предполагает активное использование педа- гогических технологий, одной из которых является технология проектной деятельности. Одной из важных задач обучения музыке является формирование универсальных учеб - ных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться и самосовершенствоваться. Использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной дея- тельности является одним из способов решения этой проблемы, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению. Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в про- цессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. А это в условиях ФГОС, который в основной школе предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального проекта, очень актуально. Технология проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства и внеурочную деятельность. Так как на уроках искусства происходит созидание через твор- чество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды ху- дожественной деятельности. Применительно к уроку музыки, проект - это специально ор- ганизованный учителем и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершаю- щихся созданием творческого продукта. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выпол- нение традиционного задания. В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима для осмысления учеником вопроса:
«Зачем я собираюсь делать этот проект?
Ответив на этот вопрос, обучающийся опре- деляет цель своей работы и ставит следующий вопрос
«Что для этого следует сделать?»
. Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы. Следующий шаг –
как это делать
. Поняв это, выберет способы, которые будет исполь- зовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить,
чего хочет добиться в

итоге.
Это поможет представить себе ожидаемый результат. Продумав эти вопросы, при- ступаем к работе. В преподавании музыки проектная технология может использоваться в рамках про- граммного материала практически по любой теме. Учитывая типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельно- сти отдаю предпочтения следующим проектам: - по видам: информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой. Краткий обзор некоторых проектов, рождённых в стенах нашей школы и которые заслу- живают внимания. Тема проекта: «
Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля «Виринея»
Участник проекта: Шашутина Мария Форма работы: индивидуальная Цель: изучение песенной культуры русского народа, календарно-обрядовых праздников, развитие творческих способностей детей через их художественную деятельность. 1
Пение, и в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искус- ства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко вглубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом. В Зиминской детской музыкальной школе создан детский ансамбль народного пения «Виринея». Этот коллектив знаком жителям города Зима по прекрасным концертным про- граммам. ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИРКУТСКОЙ ЕПАРХИИ ИСТОРИЯ ХРАМОВ ЗИМИНСКОГО РАЙОНА Цель проекта: Узнать историю возникновения г. Зима, храмов находящихся на территории города и Зиминского района. ЦЕРКВИ ГОРОДА ЗИМА 1. Церковь Пресвятой Троицы 2. Церковь св. великомученика Феодора Тирона 3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 4. Церковь Святителя Николая Чудотворца. В конце XIX века в трех селениях- в Зиме, Кимильтее и Черемхово были построены ка- менные церкви. Все по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского. Тема проекта:
«Видение музыки через рисунок»
Участники проекта: обучающиеся 5 класса Цель: определить влияние музыкальных произведений, на воображение учащихся, отоб- ражённое в рисунках. Музыкальные произведения были отобраны в соответствии с развитием суточного време- ни (от рассвета до лунного света), таким образом, происходит развитие музыкальных об- разов в течение суток. Музыкальные произведения для обсуждения: «Утро» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт», «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргский из оперы «Хованщина», «Игра воды» М.Равель, «Апрель» П.Чайковский из цикла «Времена года», «Вальс цветов» П.Чайковский из балета «Щелкунчик», «Вечер в горах» Э.Григ, «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К.Дебюс- си. В ходе работы над проектом удалось увидеть влияние музыки на рождающиеся художе - ственные образы, отображённые в рисунках обучающихся. Ребята не рисовали абсолютно идентичные рисунки, составленные в ходе беседы, а привносили своё видение на музы- кальное произведение, которое менялось вследствие прослушивания музыкального произ - ведения. В преддверии празднования Дня Победы предлагается групповой проект « Песни войны не умрут никогда». Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории. На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим солдатам во время Великой Отечественной войны. Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Готовится материал литературный, му- зыкальный (ставятся цели, задачи и распределяются задания). Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе пла- ну. У каждого свое задание: разучивание военной песни с элементами театрализации, а значит и костюмами; поиск материала про эту песню, информацию о композиторе, который ее сочинил, ин- тересные факты, связанные с ее созданием; оформление работы и подготовка презентации. 2
Четвертый этап. Результаты. Выводы. Дальнейшая реализация проекта Пятый этап. Оценка результатов (активность, качество и объем используемых источников, креа- тивность). Шестой этап. Накануне празднования Дня Победы презентовать свой проект Тема проекта:
«Акция «100 песен нашей Победы».
Цель: познакомиться с «главными» песнями победы. В сети интернет на протяжении нескольких лет проходит Всероссийская акция «Ура Побе - де!». В рамках акции проводился опрос «Голосуй за главную песню Победы!», в котором обучающиеся нашей школы тоже приняли участие. Для ветеранов, а также для всех, кто чтит подвиг своего народа, была придумана акция «100 песен нашей Победы». Более пяти лет на портале 9maya проходило голосование, в котором приняли участие более 100 000 человек. По итогам голосования был составлен сборник из 100 самых знаковых, самых любимых военных песен - как фронтовых, так и созданных в послевоенные годы. Тема проекта:
«Акция «Бессмертный полк».
Цель: узнать, когда и где впервые прошла акция, кто был её организатором. «Бессмертный полк» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана, деда, прадеда, принимает участие в параде 9 Мая в колонне «Бессмертного полка». Датой рождения «Бессмертного полка» считается 9 мая 2012 года. Хоть акция проводит- ся недавно, но у неё уже есть свой гимн. Авторами которого являются Мария Левашко и Максим Дунаевский. Финальным продуктом стало участие в городской акции «Георгиевская ленточка», где обучающиеся школы представили вниманию зрителей концертный номер. Военная тематика также нашла отражение в репертуаре вокальной студии «Звездопад». Участники студии разучивают песни о Родине, войне, подвигах наших солдат, о Мире. Ре - бята студии являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и фестивалей разного уровня: «Окинские родники», «Колокол памяти», «Гордость России», «Медалинград» и др. Участвуют в городских праздниках. Наиболее одарённые и увлечённые ребята выходят за рамки уроков и проектно-исследо- вательская работа продолжается для них и во внеурочной деятельности. В основном - это участники вокальной студии. Со своими проектами и исследованиями наши ребята прини- мают успешное участие на творческих конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня. Проект-презентация «Звездопад». Это проект о деятельности вокального коллектива. Каж - дый слайд презентации проиллюстрирован фото и видео фрагментами выступлений. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: используя на уроках и во внеурочной работе проектную деятельность, решается главная задача - открыть креатив - ные способности каждого ребенка. 3


В раздел образования