"Проектная деятельность на уроках музыки и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС"
Автор: Полубенцева Наталья Сергеевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" Населённый пункт: Иркутская область, г.Зима Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность на уроках музыки и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС" Раздел: среднее образование
и во внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
Полубенцева Наталья Сергеевна,
учитель музыки МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №10
г.Зимы
Современный образовательный процесс предполагает активное использование педа-
гогических технологий, одной из которых является технология проектной деятельности.
Одной из важных задач обучения музыке является формирование универсальных учеб -
ных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться и самосовершенствоваться.
Использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной дея-
тельности является одним из способов решения этой проблемы, тем самым способствуя
формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению.
Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в про-
цессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в
обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на
продуктивно-творческий уровень. А это в условиях ФГОС, который в основной школе
предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального проекта, очень
актуально.
Технология проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства и
внеурочную деятельность. Так как на уроках искусства происходит созидание через твор-
чество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды ху-
дожественной деятельности. Применительно к уроку музыки, проект - это специально ор-
ганизованный учителем и выполняемый обучающимися комплекс действий, завершаю-
щихся созданием творческого продукта.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выпол-
нение традиционного задания.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка
цели своей работы. Помощь педагога необходима для осмысления учеником вопроса:
«Зачем я собираюсь делать этот проект? Ответив на этот вопрос, обучающийся опре-
деляет цель своей работы и ставит следующий вопрос «Что для этого следует сделать?» .
Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг – как это делать . Поняв это, выберет способы, которые будет исполь-
зовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего хочет добиться в
итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Продумав эти вопросы, при-
ступаем к работе.
В преподавании музыки проектная технология может использоваться в рамках про-
граммного материала практически по любой теме.
Учитывая типологию форм организации проектной деятельности в своей деятельно-
сти отдаю предпочтения следующим проектам:
- по видам: информационный, информативно-исследовательский, творческий, игровой.
Краткий обзор некоторых проектов, рождённых в стенах нашей школы и которые заслу-
живают внимания.
Тема проекта: « Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля «Виринея»
Участник проекта: Шашутина Мария
Форма работы: индивидуальная
Цель: изучение песенной культуры русского народа, календарно-обрядовых праздников,
развитие творческих способностей детей через их художественную деятельность.
1
Пение, и в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый жанр искус-
ства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко вглубь истории, бережно
сохраняются и развиваются народом.
В Зиминской детской музыкальной школе создан детский ансамбль народного пения
«Виринея». Этот коллектив знаком жителям города Зима по прекрасным концертным про-
граммам.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИРКУТСКОЙ ЕПАРХИИ
ИСТОРИЯ ХРАМОВ ЗИМИНСКОГО РАЙОНА
Цель проекта:
Узнать историю возникновения г. Зима,
храмов находящихся на территории
города и Зиминского района.
ЦЕРКВИ ГОРОДА ЗИМА
1. Церковь Пресвятой Троицы
2. Церковь св. великомученика Феодора Тирона
3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
4. Церковь Святителя Николая Чудотворца.
В конце XIX века в трех селениях- в Зиме, Кимильтее и Черемхово были построены ка-
менные церкви. Все по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского.
Тема проекта: «Видение музыки через рисунок»
Участники проекта: обучающиеся 5 класса
Цель: определить влияние музыкальных произведений, на воображение учащихся, отоб-
ражённое в рисунках.
Музыкальные произведения были отобраны в соответствии с развитием суточного време-
ни (от рассвета до лунного света), таким образом, происходит развитие музыкальных об-
разов в течение суток.
Музыкальные
произведения
для
обсуждения:
«Утро»
Э.Григ
из
сюиты
«Пер
Гюнт»,
«Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргский из оперы «Хованщина», «Игра воды» М.Равель,
«Апрель» П.Чайковский из цикла «Времена года», «Вальс цветов» П.Чайковский из балета
«Щелкунчик», «Вечер в горах» Э.Григ, «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К.Дебюс-
си.
В ходе работы над проектом удалось увидеть влияние музыки на рождающиеся художе -
ственные образы, отображённые в рисунках обучающихся. Ребята не рисовали абсолютно
идентичные рисунки, составленные в ходе беседы, а привносили своё видение на музы-
кальное произведение, которое менялось вследствие прослушивания музыкального произ -
ведения.
В преддверии празднования Дня Победы предлагается групповой проект « Песни войны не
умрут никогда».
Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории.
На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала
побеждать нашим солдатам во время Великой Отечественной войны.
Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Готовится материал литературный, му-
зыкальный (ставятся цели, задачи и распределяются задания).
Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе пла-
ну. У каждого свое задание: разучивание военной песни с элементами театрализации, а значит и
костюмами; поиск материала про эту песню, информацию о композиторе, который ее сочинил, ин-
тересные факты, связанные с ее созданием; оформление работы и подготовка презентации.
2
Четвертый этап. Результаты. Выводы. Дальнейшая реализация проекта
Пятый этап. Оценка результатов (активность, качество и объем используемых источников, креа-
тивность).
Шестой этап. Накануне празднования Дня Победы презентовать свой проект
Тема проекта: «Акция «100 песен нашей Победы».
Цель: познакомиться с «главными» песнями победы.
В сети интернет на протяжении нескольких лет проходит Всероссийская акция «Ура Побе -
де!». В рамках акции проводился опрос «Голосуй за главную песню Победы!», в котором
обучающиеся нашей школы тоже приняли участие.
Для ветеранов, а также для всех, кто чтит подвиг своего народа, была придумана акция
«100 песен нашей Победы». Более пяти лет на портале 9maya проходило голосование, в
котором приняли участие более 100 000 человек. По итогам голосования был составлен
сборник из 100 самых знаковых, самых любимых военных песен - как фронтовых, так и
созданных в послевоенные годы.
Тема проекта: «Акция «Бессмертный полк».
Цель: узнать, когда и где впервые прошла акция, кто был её организатором.
«Бессмертный полк» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана,
деда, прадеда, принимает участие в параде 9 Мая в колонне «Бессмертного полка».
Датой рождения «Бессмертного полка» считается 9 мая 2012 года. Хоть акция проводит-
ся недавно, но у неё уже есть свой гимн. Авторами которого являются Мария Левашко и
Максим Дунаевский.
Финальным продуктом стало участие в городской акции «Георгиевская ленточка», где
обучающиеся школы представили вниманию зрителей концертный номер.
Военная тематика также нашла отражение в репертуаре вокальной студии «Звездопад».
Участники студии разучивают песни о Родине, войне, подвигах наших солдат, о Мире. Ре -
бята студии являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и
фестивалей разного уровня: «Окинские родники», «Колокол памяти», «Гордость России»,
«Медалинград» и др. Участвуют в городских праздниках.
Наиболее одарённые и увлечённые ребята выходят за рамки уроков и проектно-исследо-
вательская работа продолжается для них и во внеурочной деятельности. В основном - это
участники вокальной студии. Со своими проектами и исследованиями наши ребята прини-
мают успешное участие на творческих конкурсах и научно-практических конференциях
различного уровня.
Проект-презентация «Звездопад». Это проект о деятельности вокального коллектива. Каж -
дый слайд презентации проиллюстрирован фото и видео фрагментами выступлений.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: используя на уроках и во
внеурочной работе проектную деятельность, решается главная задача - открыть креатив -
ные способности каждого ребенка.
3