Автор: Митяева Алла Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №51" Населённый пункт: город Хотьково Наименование материала: Презентация Тема: Методика проведения сюжетно-ролевых игр Раздел: дошкольное образование
занимался игрой
Изучением особенностей сюжетно - ролевой
игры дошкольника занимались многие педагоги и
психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В.,
Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А.,
Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А.
Мацкевич М., Новосёлова С.Л.
Игра – это вид деятельности, следовательно ей
присущи черты, характерные для всякой
деятельности: наличие цели, мотивов, средств
реализации, планомерность действий, результатов.
КОМПОНЕНТЫ ИГРЫ
Цель
По мере развития
ребенка меняется
характер целей:
от
подражательных к
обдуманным,
мотивированным
целям
Средства
реализации
Для реализации своих целей
ребенок подбирает себе
товарищей, отбирает
необходимые игрушки, по
ходу игры совершает
определенные действия и
поступки, вступает в
разнообразные отношения с
играющими
Планомерные
действия
К старшему
дошкольному возрасту
дети приобретают
умение договариваться
о теме и содержании
игры, распределять
роли, планировать
свою игровую
деятельность
СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Сюжет игры
Сюжет – та сфера
действительности,
которая воспроизводится
детьми.
Условное деление сюжетов
(Д.Б. Эльконин):
-бытовые;
-производственные;
-общественные.
сюжет (главный компонент)- содержание – роль – игровые действия.
Содержание игры
В содержании игр выражены
разные уровни проникновения
ребенка в деятельность
взрослого:
-внешняя сторона («человек-
предмет») – преобладают
предметно-игровые действия;
- взаимоотношения людей
(«человек-человек») –
преобладают ролевые
действия, появляются
ролевые диалоги, замещение
предметов.
Динамика содержания игр
Младший дошкольный возраст:
содержание игры обрывочное,
нелогичное (А.П. Усова). Частые
повторы одинаковых действий.
Доминирует интерес к
действиям, теряют цель игры.
Средний дошкольный возраст:
целостность сюжета, живо
откликаются на новые
впечатления. «Усекают» и
обобщают ситуации, используют
символические действия.
Старший дошкольный возраст:
предварительно обдумывают
содержание, активно используют
речевые комментарии (словесные
замещения действий). Этим
сокращается логика содержания.
Роль
-средство реализации сюжета;
-игровая позиция для ребенка,
которая реализуется в ролевом
поведении;
-образец того, как надо действовать.
Игровые действия
-одно из основных средств
реализации сюжета.
УРОВНИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами-
заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую
цепочку, ребенок вступает в кратковременное
взаимодействие со сверстниками
3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять
игровые роли, реализовывать их через действия с
предметами и ролевую речь, вступает в ролевое
взаимодействие с партнёром-сверстником.
5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по
последовательности событий, комбинируя их согласно
своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников.
Реализовывать события через ролевые взаимодействия и
предметные действия.
РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРОЙ
На каждом возрастном этапе в педагогическом
процессе по отношению к игре необходимо
различать две тесно связанные ситуации:
Формирование игровых умений в процессе
совместной игры воспитателя с детьми, где
воспитатель является «играющим партнером».
Формирование самостоятельной детской игры,
в которую воспитатель непосредственно не
включается, а лишь обеспечивает условия для
ее активизации и использования детьми уже
имеющихся в их арсенале игровых умений.
УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
Ранний и младший дошкольный возраст –
внешняя предметно-игровая среда,
организация воспитателем предметно-игровой
ситуации;
Средний дошкольный возраст – проведение
воспитателем подготовительного периода:
помощь в выборе темы и распределении
ролей;
Старший дошкольный возраст –
подготовительный период может проводиться
в форме придумывания разнообразных
событий.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ В ИГРЕ
Начало игры:
а) по инициативе воспитателя:
•внесение новых атрибутов
•рассказ воспитателя.
• совместная игра
б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны
воспитателя)
Воспитатель не регламентирует игру детей:
• вовлечение (подключение) в игру по желанию
• свобода выхода из игры
Предоставление детям возможности выбора:
•вида игры
• сюжета
• роли.
• партнера
• игрушек, атрибутов и пр.
Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к
гибкому использованию игрового оборудования
Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре:
•эмоциональное включение в игру
• внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности
и т д.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ В ИГРЕ
ПРИЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ В ИГРЕ
Организация совместных игр детей:
а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми,
предлагая игры
б) объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом
Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться,
делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять
сочувствие и уважительное отношение к партнеру
Видение возникающих конфликтов, тактичное их улаживание
Включение в игру детей застенчивых и «изолированных»
Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне
расторможенных и агрессивных)
Способствование полоролевой социализации мальчиков и
девочек в игре (отдельные игры и совместные)
Игра, несомненно, является ведущим видом
деятельности дошкольника. Через игру ребёнок
познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Сюжетно-ролевые игры педагоги применяют так
же на занятиях в детском саду. Такие занятия дарят
детям радость познания, творчества.
Ролевые игры учат ребёнка основам
трёх очень важных видов
человеческого общения - ролевого ,
делового и дружеского .