Напоминание

Методика проведения сюжетно-ролевых игр


Автор: Митяева Алла Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №51"
Населённый пункт: город Хотьково
Наименование материала: Презентация
Тема: Методика проведения сюжетно-ролевых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




*
Методика

проведения

сюжетно-ролевых

игр



Составила: воспитатель

Митяева А. О.

Группа №1


ДЕТСТВО – ПЕРИОД ИГРЫ

ИГРА



эта центральная деятельность ребёнка,

имеющая место во все времена и у всех народов

;

ИГРА



служит средством реализации

стремлений детей участвовать в жизни

взрослых

;

ИГРА - часть общечеловеческой культуры

(обогащает опыт, развивает, обучает,

воспитывает, социализирует).


Ведущие психологи-педагоги, кто

занимался игрой
Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.
Игра – это вид деятельности, следовательно ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерность действий, результатов.
КОМПОНЕНТЫ ИГРЫ

Цель
По мере развития ребенка меняется характер целей: от подражательных к обдуманным,
мотивированным
целям
Средства

реализации
Для реализации своих целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими
Планомерные

действия
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, планировать свою игровую деятельность

СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Сюжет игры
Сюжет – та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Условное деление сюжетов (Д.Б. Эльконин): -бытовые; -производственные; -общественные. сюжет (главный компонент)- содержание – роль – игровые действия. 
Содержание игры
В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого: -внешняя сторона («человек- предмет») – преобладают предметно-игровые действия; - взаимоотношения людей («человек-человек») – преобладают ролевые действия, появляются ролевые диалоги, замещение предметов.
Динамика содержания игр

Младший дошкольный возраст:
содержание игры обрывочное, нелогичное (А.П. Усова). Частые повторы одинаковых действий. Доминирует интерес к действиям, теряют цель игры.
Средний дошкольный возраст:
целостность сюжета, живо откликаются на новые впечатления. «Усекают» и обобщают ситуации, используют символические действия.
Старший дошкольный возраст:
предварительно обдумывают содержание, активно используют речевые комментарии (словесные замещения действий). Этим сокращается логика содержания. 
Роль
-средство реализации сюжета; -игровая позиция для ребенка, которая реализуется в ролевом поведении; -образец того, как надо действовать. 
Игровые действия
-одно из основных средств реализации сюжета.

УРОВНИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1, 5 – 3 года. Условные действия с игрушками и предметами-

заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую

цепочку, ребенок вступает в кратковременное

взаимодействие со сверстниками

3 – 5 лет. Умение принимать и последовательно менять

игровые роли, реализовывать их через действия с

предметами и ролевую речь, вступает в ролевое

взаимодействие с партнёром-сверстником.

5 – 7 лет. Умение развёртывать в игре разнообразие по

последовательности событий, комбинируя их согласно

своему замыслу и замыслам 2- 3 партнёров – сверстников.

Реализовывать события через ролевые взаимодействия и

предметные действия.


РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ

ИГРОЙ
На каждом возрастном этапе в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:  Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где воспитатель является «играющим партнером».  Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
 Ранний и младший дошкольный возраст – внешняя предметно-игровая среда, организация воспитателем предметно-игровой ситуации;  Средний дошкольный возраст – проведение воспитателем подготовительного периода: помощь в выборе темы и распределении ролей;  Старший дошкольный возраст – подготовительный период может проводиться в форме придумывания разнообразных событий.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ В ИГРЕ
 Начало игры: а) по инициативе воспитателя: •внесение новых атрибутов •рассказ воспитателя. • совместная игра б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя)  Воспитатель не регламентирует игру детей: • вовлечение (подключение) в игру по желанию • свобода выхода из игры
 Предоставление детям возможности выбора: •вида игры • сюжета • роли. • партнера • игрушек, атрибутов и пр.  Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования  Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре: •эмоциональное включение в игру • внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т д.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ В ИГРЕ


ПРИЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ В ИГРЕ
 Организация совместных игр детей: а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры б) объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом  Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру  Видение возникающих конфликтов, тактичное их улаживание  Включение в игру детей застенчивых и «изолированных»  Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных)  Способствование полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные)
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Сюжетно-ролевые игры педагоги применяют так же на занятиях в детском саду. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения -
ролевого
,
делового
и
дружеского
.


В раздел образования