Напоминание

Играя, познаем природу


Автор: Красавина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Заволжский филиал Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье м.р. Приволжский Самарская область
Населённый пункт: с. Заволжье, Самарская область
Наименование материала: Проект
Тема: Играя, познаем природу
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Играя, познаём природу»

Продолжительность проекта:
Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность

:
Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник... - эти слова героя романа И. Тургенева Отцы и дети знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко не беспредельны. За последнее время исчезло много природных богатств; полностью истреблен целый ряд видов животных и растений; нарушено плодородие почв больших территорий. Чтобы мир оставался безопасной средой обитания для человека, каждому из нас необходимо противостоять негативным явлениям и стремиться к экологической устойчивости. Посланники такого отношения к природе – дети. Необходимо с раннего детства на практике объяснять ребенку, насколько важно уважать природу и превращать заботу о ней в ежедневную привычку. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе.
Цель проекта:
 Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задачи проекта:
 Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.  Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.  Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.  Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.  Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.  Расширить представления у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Ожидаемые результаты:
 У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.  Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.  Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологи - ческими знаками, изобретут свои собственные знаки.  У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-след - ственные связи.  Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.  Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.  Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.  Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.  Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных расте - ний), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).  Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представле - ние о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руко - водствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.  У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.  Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:  все живые организмы имеют равное право на жизнь;  в природе все взаимосвязано;  в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.  Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя занимать - ся поисковой деятельностью.  Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.  К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.  Дети научатся проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Этапы работы над проектом

1.

Подготовительный этап:
 Формулировка темы проекта.  Выбор направления и жанра выполнения.  Обоснование актуальности выбранной темы.  Формулировка цели проекта  Формулировка задач проекта  Разработка программы и методики реализации  Выбор формы и срока предоставления конечного результата (отчёта)
2.

Основной этап

Формы и методы экологической работы с детьми:
 НОД по формированию элементарных экологических представлений;  ведение календарей природы;  экологические выставки;  игры;  экологические акции;  чтение экологических сказок;  викторины, конкурсы детских рисунков
Методика организации работы с родителями включает:
1. Создание условий для организации работы с семьей:  составление перспективного плана работы с родителями;  подбор текстов, составление анкет и памяток для родителей. 2. Организация практической работы с родителями:  анкетирование;  проведение консультаций;  выпуск тематических папок-передвижек, памяток;

Методы экологической работы с детьми


Метод Тема Срок проведения 1 Беседа Наш дом природа 1 неделя сентября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Родничок» Рисование Природа глазами детей Дидактические игры «Сохраним природу»; «Человек – друг природы»; Сюжетно-ролевые игры «Магазин семян» 2 Беседа Что такое живая и неживая природа 2 неделя сентября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Дождевой червяк» Аппликация Осенняя природа Дидактические игры «Люблю природу в любое время года»; «Накормите птиц»; Сюжетно-ролевые игры «Осенний бал» 3 Беседа Наши друзья - деревья 3 неделя сентября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Кустик с черно-лиловым глазом» Рисование Дары Деревьев Дидактические игры «Шкатулка загадок» «Собери пейзаж» Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в парк» 4 Беседа Животные нашего леса 4 неделя сентября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Кролик и зайчиха» Аппликация Животные в нашем лесу Дидактические игры «Наедине с природой»; «Кто хочет стать экологом?» Сюжетно-ролевые игры Лесная аптека 5 Беседа О правилах поведения на природе 1 неделя октября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Коварный болотный кустарник» Рисование Опасные растения Дидактические игры «Что мы чувствуем»; «Чудесные путешествия в природу»; Сюжетно-ролевые игры Спасатели
6 Беседа Поведение человека лесу 2 неделя октября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Зеленый след волшебной лошадки» Аппликация Лесная полянка Дидактические игры «Я – листочек»; «Хорошо – плохо»; Сюжетно-ролевые игры Пожарники 7 Беседа Чистый воздух и водам – богатство страны 3 неделя октября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Маленький росточек» Рисование Река «Волга» Дидактические игры «Что будет, если...?»; «Узнай лекарственное растение» Сюжетно-ролевые игры Происшествие на речке 8 Беседа Как уберечь природу 4 неделя октября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Капустная бабочка» Аппликация Бабочка Дидактические игры «Кто что ест»; «Верно ли, что...? Сюжетно-ролевые игры Лесная больница 9 Беседа Красная книга 1 неделя ноября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Для чего нерпе когти» Рисование Редкие животные Дидактические игры «Угадай животное» «Птицы — рыбы — звери» Сюжетно-ролевые игры Экологи 10 Беседа Как позаботиться о водоемах нашего края 2 неделя ноября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Капелька сока» Аппликация Вода – источник жизни Дидактические игры «У кого какой дом» «Летает, бегает, прыгает Сюжетно-ролевые игры Защитники природы 11 Беседа Природа Среднего Поволжья 3 неделя ноября
Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Ветер, птичка и муравей» Рисование Белая березка Дидактические игры Перемешай и соотнеси Угадай, кто я Сюжетно-ролевые игры Совы и вороны 12 Беседа Заволжье – дом родной 4 неделя ноября Чтение экологической сказки Экологическая сказка «Лесной гастроном Викторина Природа вокруг нас Дидактические игры Найди свое дерево Не природная тропа Сюжетно-ролевые игры «Коты-рыболовы» 13 Ведение календаря природы сентябрь - ноябрь 14 Экологическая выставка Поделка из природных материалов сентябрь - ноябрь 15 Акция Акция «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу» (совместная ак- ция для детей и родителей) сентябрь 16 Акция Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, за- готовка корма) октябрь-ноябрь
Организация работы с родителями
№ Форма Тема 1 Анкета Экологическое воспитание детей 2 Консультация Экологическое воспитание дошкольников 3 Консультация Досуг ребенка на природе 4 Консультация Роль семьи в экологическом воспитании ребенка 5 Консультация Правила поведения в природе 6 Консультация Воспитываем добротой 7 Консультация Сокровища леса 8 Памятка для родителей Берегите свою планету 9 Папка-передвижка Природа в жизни вашей семьи

3.Заключительный этап
 Выставка детского творчества  Оценка результатов проекта: повышение экологической культуры родителей и бережное отношения детей к природе. Следовательно, можно сказать, что деятельность по формированию экологического воспитания в рамках реализации проекта эффективна.


В раздел образования