Автор: Красавина Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Заволжский филиал Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье м.р. Приволжский Самарская область Населённый пункт: с. Заволжье, Самарская область Наименование материала: Проект Тема: Играя, познаем природу Раздел: дошкольное образование
Продолжительность проекта:
Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность
: Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и
достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие
масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник... - эти слова героя романа И. Тургенева Отцы и дети знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются
все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко
не беспредельны. За последнее время исчезло много природных богатств; полностью истреблен целый ряд видов животных и растений;
нарушено плодородие почв больших территорий.
Чтобы мир оставался безопасной средой обитания для человека, каждому из нас необходимо противостоять негативным явлениям и
стремиться к экологической устойчивости. Посланники такого отношения к природе – дети. Необходимо с раннего детства на практике
объяснять ребенку, насколько важно уважать природу и превращать заботу о ней в ежедневную привычку.
Ведущей формой
деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает
различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом
образовании
дошкольников
через
различные
виды
деятельности
формирует
осознанное
отношение
к
природе.
Задачи
воспитателя
заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к
окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задачи проекта:
Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Расширить представления у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Ожидаемые результаты:
У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные,
человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.
Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологи -
ческими знаками, изобретут свои собственные знаки.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-след -
ственные связи.
Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных расте -
ний), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке
природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных
районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представле -
ние о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руко -
водствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы
общего дома природы:
все живые организмы имеют равное право на жизнь;
в природе все взаимосвязано;
в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя занимать -
ся поисковой деятельностью.
Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.
Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом
воспитании детей детского сада.
Дети научатся проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
Этапы работы над проектом
1.
Подготовительный этап:
Формулировка темы проекта.
Выбор направления и жанра выполнения.
Обоснование актуальности выбранной темы.
Формулировка цели проекта
Формулировка задач проекта
Разработка программы и методики реализации
Выбор формы и срока предоставления конечного результата (отчёта)
2.
Основной этап
Формы и методы экологической работы с детьми:
НОД по формированию элементарных экологических представлений;
ведение календарей природы;
экологические выставки;
игры;
экологические акции;
чтение экологических сказок;
викторины, конкурсы детских рисунков
Методика организации работы с родителями включает:
1. Создание условий для организации работы с семьей:
составление перспективного плана работы с родителями;
подбор текстов, составление анкет и памяток для родителей.
2. Организация практической работы с родителями:
анкетирование;
проведение консультаций;
выпуск тематических папок-передвижек, памяток;
Методы экологической работы с детьми
№
Метод
Тема
Срок проведения
1
Беседа
Наш дом природа
1 неделя сентября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Родничок»
Рисование
Природа глазами детей
Дидактические игры
«Сохраним природу»;
«Человек – друг природы»;
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин семян»
2
Беседа
Что такое живая и неживая природа
2 неделя сентября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Дождевой червяк»
Аппликация
Осенняя природа
Дидактические игры
«Люблю природу в любое время года»;
«Накормите птиц»;
Сюжетно-ролевые игры
«Осенний бал»
3
Беседа
Наши друзья - деревья
3 неделя сентября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Кустик с черно-лиловым глазом»
Рисование
Дары Деревьев
Дидактические игры
«Шкатулка загадок»
«Собери пейзаж»
Сюжетно-ролевые игры
«Путешествие в парк»
4
Беседа
Животные нашего леса
4 неделя сентября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Кролик и зайчиха»
Аппликация
Животные в нашем лесу
Дидактические игры
«Наедине с природой»;
«Кто хочет стать экологом?»
Сюжетно-ролевые игры
Лесная аптека
5
Беседа
О правилах поведения на природе
1 неделя октября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Коварный болотный кустарник»
Рисование
Опасные растения
Дидактические игры
«Что мы чувствуем»;
«Чудесные путешествия в природу»;
Сюжетно-ролевые игры
Спасатели
6
Беседа
Поведение человека лесу
2 неделя октября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Зеленый след волшебной лошадки»
Аппликация
Лесная полянка
Дидактические игры
«Я – листочек»;
«Хорошо – плохо»;
Сюжетно-ролевые игры
Пожарники
7
Беседа
Чистый воздух и водам – богатство страны
3 неделя октября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Маленький росточек»
Рисование
Река «Волга»
Дидактические игры
«Что будет, если...?»;
«Узнай лекарственное растение»
Сюжетно-ролевые игры
Происшествие на речке
8
Беседа
Как уберечь природу
4 неделя октября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Капустная бабочка»
Аппликация
Бабочка
Дидактические игры
«Кто что ест»;
«Верно ли, что...?
Сюжетно-ролевые игры
Лесная больница
9
Беседа
Красная книга
1 неделя ноября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Для чего нерпе когти»
Рисование
Редкие животные
Дидактические игры
«Угадай животное»
«Птицы — рыбы — звери»
Сюжетно-ролевые игры
Экологи
10
Беседа
Как позаботиться о водоемах нашего края
2 неделя ноября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Капелька сока»
Аппликация
Вода – источник жизни
Дидактические игры
«У кого какой дом»
«Летает, бегает, прыгает
Сюжетно-ролевые игры
Защитники природы
11
Беседа
Природа Среднего Поволжья
3 неделя ноября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Ветер, птичка и муравей»
Рисование
Белая березка
Дидактические игры
Перемешай и соотнеси
Угадай, кто я
Сюжетно-ролевые игры
Совы и вороны
12
Беседа
Заволжье – дом родной
4 неделя ноября
Чтение экологической сказки
Экологическая сказка «Лесной гастроном
Викторина
Природа вокруг нас
Дидактические игры
Найди свое дерево
Не природная тропа
Сюжетно-ролевые игры
«Коты-рыболовы»
13
Ведение календаря природы
сентябрь - ноябрь
14
Экологическая выставка
Поделка из природных материалов
сентябрь - ноябрь
15
Акция
Акция «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу» (совместная ак-
ция для детей и родителей)
сентябрь
16
Акция
Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, за-
готовка корма)
октябрь-ноябрь
Организация работы с родителями
№
Форма
Тема
1
Анкета
Экологическое воспитание детей
2
Консультация
Экологическое воспитание дошкольников
3
Консультация
Досуг ребенка на природе
4
Консультация
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
5
Консультация
Правила поведения в природе
6
Консультация
Воспитываем добротой
7
Консультация
Сокровища леса
8
Памятка для родителей
Берегите свою планету
9
Папка-передвижка
Природа в жизни вашей семьи
3.Заключительный этап
Выставка детского творчества
Оценка
результатов
проекта:
повышение
экологической
культуры
родителей
и
бережное
отношения
детей
к
природе.
Следовательно, можно сказать, что деятельность по формированию экологического воспитания в рамках реализации проекта
эффективна.