Напоминание

Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС


Автор: Узикова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №39"
Населённый пункт: Сергиев Посад
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ д/с комбинированного вида № 39 г. Сергиев-Посад. Выступление на педсовете. Тема: «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС». Воспитатель. Узикова О.А. (30.11.2016г)
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Тема моего выступления
«Современные формы взаимодействия с семьей в свете

ФГОС».
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44 говорится: 1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.  Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.  Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.  Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.  Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные,

индивидуальные и наглядно-информационные.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись последовательно, системно. Наиболее распространенными методами изучения семьи являются, прежде всего,
проведение анкетирования,

личные беседы, наблюдения, посещение семьи,
которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Анкетирование воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе, в зависимости от поставленных задач.
Важным звеном в индивидуальной работе

с родителями является

посещение семьи.
Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В
процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями

являются консультации.
Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Наблюдение как метод изучения
семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. В процессе включённого наблюдения мы может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Педагог использует не только наблюдение со стороны, но и создаёт

специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:

совместный труд
(приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории подготовка участка к зимним забавам , к летней оздоровительной работе, и др.) 
досуг, развлечения

.
(ПРИВЕСТИ ПРИМЕР?) Физкультурно-оздоровительный досуг посвящённый « День здоровья». «Папа, мама, я- спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты».


занятия с родителями и детьми.

К коллективным формам работы с родителями относятся родительское

собрание.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий, презентации. К собраниям готовятся выставки детских работ или стенд с фотографиями из жизни группы.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с

родителями, как исследовательско - проектные, ролевые, деловые,

творческие игры.
Родители принимают активное участие в проектной деятельности.
Привести свой пример
(проект «Про всё на свете» по произведениям С.Я.Маршака (домашняя библиотека, участие в драматизации, мини-сценка «Волк и лиса», рисунки по прочитанным произведениям), «Пусть всегда будет мама» к Дню матери(оформление портфолио, коллаж «Моя семья»)
Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые

занятия, которые проводятся в конце учебного года.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз- можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
( Выявление творческих родителей и детей в группе) Регулярно проходятся конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Зимняя сказка», и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Выставки – коллекции. (Педагог, родители) Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс.
(Привести пример) Нетрадиционная техника рисования, работа с бумажными салфетками и
лепке из соленого теста, а также игр в вечерние часы, в выходные или праздничные дни.
Совместные с родителями экскурсии.
Из этих экскурсий дети возвращаются обогащенными новыми впечатле- ниями о природе, о насекомых, о своём крае и т.д. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Праздник в детском саду
- это радость, веселье, торжество, которые раз- деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника Отечества, 8 марта, организуют дни рождения. В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио- нальный контакт. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Традиционным стало проведение акции
«Подари книгу детям», «Посади дерево» У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от- ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Задача организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с друзьями. А любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. «Маленькая библиотека», созданная благодаря родителям.
Мини – музеи.
Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.

Главная задача наглядной пропаганды
– целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Примером информационной пропаганды служит

уголок для родителей.
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию
на две части:

1. материалы информационного характера
: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
2.

материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и

семье.
В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные

выставки.
Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, «Игрушки моей бабушки», альбомы и т.д
Информационные листки,
которые могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравляем с днем рождения .
Памятки для родителей.

Родительская газета
оформляется самими родителями. Чаще всего оформляются к праздникам.
Папки–передвижки,
которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на

наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их

вопросам.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди- телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте
хвалить своих родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с

родителями свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; повышение их активности в совместных мероприятиях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения; 2) индивидуальный подход; 3) сотрудничество, а не наставничество; 4) тщательная подготовка к каждому мероприятию; 5) Профессионализм и компетентность педагога
Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:
"Круглый стол" по любой теме; - собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование; - интервью с родителями и детьми на определенные темы; - тематические выставки; - консультации специалистов; - устный журнал для родителей - семейные спортивные встречи; - почта и телефон доверия; - конкурсы семейных талантов; - семейные проекты "Наша родословная" и д.т. - открытые занятия для просмотров родителей; - контрольные работы для родителей; - аукцион секретов воспитания; - родительская гостиная; - портфолио семейного успеха. Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между
родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.
Специалистами предлагаются



способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года; - оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога. - организовать благодарственное письмо от родителей выпускников; - оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Вывод.
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Таким образом, педагог, изучая семью, опыт семейного воспитания,

преследует прежде всего интересы ребёнка.
.


В раздел образования