Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС
Автор: Узикова Оксана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №39" Населённый пункт: Сергиев Посад Наименование материала: методическая разработка Тема: Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с комбинированного вида № 39
г. Сергиев-Посад.
Выступление на педсовете.
Тема:
«Современные формы взаимодействия с
семьей в свете ФГОС».
Воспитатель. Узикова О.А.
(30.11.2016г)
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая
философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе
ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все остальные социальные институты призваны
поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное
рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья,
общественность.
Тема моего выступления
«Современные формы взаимодействия с семьей в свете
ФГОС».
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским
дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Ст.44
говорится:
1.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании
детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений
их развития.
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором
большое внимание уделяется работе с родителями.
Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками
педагогического процесса, оказав им помощь в реализации
ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского
сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания
детей.
Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных
представителей) воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной
взаимоподдержки.
Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в
собственных педагогических возможностях.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные,
индивидуальные и наглядно-информационные.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях начинать
необходимо с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от
пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи должно вестись
последовательно, системно. Наиболее распространенными методами
изучения семьи являются, прежде всего, проведение анкетирования,
личные беседы, наблюдения, посещение семьи, которые помогают
правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Анкетирование
воспитатели проводят в начале учебного года, в целях знакомства с
семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе, в
зависимости от поставленных задач.
Важным звеном в индивидуальной работе
с родителями является
посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с
условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В
результате воспитатель может дать родителям более обоснованные
рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии
воздействия на ребенка в детском саду и дома. Посещая семьи,
воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того,
такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с
мамой и папой, но и с остальными членами семьи, часто принимающими
участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и
дедушками т. д.).
В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах
домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. В
процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной
цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и
повышать педагогическую эффективность беседы.
Одной из форм дифференцированной работы с родителями
являются консультации.
Проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог
стремится дать квалифицированный совет.
Наблюдение как метод изучения
семьи характеризуется
целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в
какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с
ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода
ребёнка из детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза
многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым
можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре
общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие
наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного
воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. В процессе
включённого наблюдения мы может увидеть те семейные стороны
воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Педагог использует не только наблюдение со стороны, но и создаёт
специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей:
совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в
ремонте группы, территории
подготовка участка к зимним
забавам
,
к летней оздоровительной работе,
и др.)
досуг, развлечения
. (ПРИВЕСТИ ПРИМЕР?)
Физкультурно-оздоровительный досуг посвящённый « День здоровья». «Папа, мама, я-
спортивная семья!», посвященных Дню защитника Отечества, «Весёлые старты».
занятия с родителями и детьми.
К коллективным формам работы с родителями относятся родительское
собрание.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его
проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в
короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам.
К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление
памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей.
Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто
педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий, презентации. К собраниям готовятся выставки детских работ
или стенд с фотографиями из жизни группы.
В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с
родителями, как исследовательско - проектные, ролевые, деловые,
творческие игры.
Родители принимают активное участие в проектной деятельности.
Привести свой пример
(проект «Про всё на свете» по произведениям
С.Я.Маршака (домашняя библиотека, участие в драматизации, мини-сценка
«Волк и лиса», рисунки по прочитанным произведениям), «Пусть всегда
будет мама» к Дню матери(оформление портфолио, коллаж «Моя семья»)
Стало традицией приглашать родителей будущих школьников на открытые
занятия, которые проводятся в конце учебного года.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают воз-
можность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей,
перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
(
Выявление творческих родителей и детей в группе)
Регулярно проходятся конкурсы «Поделки из природного материала»,
«Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Зимняя сказка», и др.
Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о
которых и сами не подозревали.
Выставки – коллекции. (Педагог, родители)
Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют
кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители
приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию,
что рассказать ребенку о традиционных предметах.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс.
(Привести пример)
Нетрадиционная техника рисования, работа с бумажными салфетками и
лепке из соленого теста, а также игр в вечерние часы, в выходные или
праздничные дни.
Совместные с родителями экскурсии.
Из этих экскурсий дети возвращаются обогащенными новыми впечатле-
ниями о природе, о насекомых, о своём крае и т.д. Затем увлечённо рисуют,
делают поделки из природного материала. В результате у детей
воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким. Это начало
патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к
семье.
Праздник в детском саду
-
это радость, веселье, торжество, которые раз-
деляют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они
видят, что дети гордятся ими, и им хочется вместе с ними танцевать, петь
песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, но в своей памяти они
навсегда сохранят тепло общения, радость, сопереживание. Родители
принимают активное участие в новогодних праздниках, ко дню Защитника
Отечества, 8 марта, организуют дни рождения.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные
взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоцио-
нальный контакт.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую
компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Традиционным стало проведение акции
«Подари книгу детям», «Посади дерево»
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько
воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное от-
ношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать
подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Задача организовать это так,
чтобы взрослые сами захотели помочь,
принести книги и игры. Пусть не новая игра, но теперь ребенок играет с
друзьями. А любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу
друзей.
«Маленькая библиотека», созданная благодаря родителям.
Мини – музеи.
Данная форма работы способствует формированию культуры поведения,
систематизации ранее полученных знаний у детей.
Главная задача наглядной пропаганды
–
целенаправленное
систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления
родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском
саду, оказания практической помощи семье.
Примером информационной пропаганды служит
уголок для родителей.
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
1. материалы информационного характера : правила для родителей,
распорядок дня, объявления различного характера;
2.
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и
семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.
Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для
ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие
консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное
заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким,
ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его
содержанию.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные
выставки. Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные
игрушки, «Игрушки моей бабушки», альбомы и т.д
Информационные листки, которые могут нести в себе следующую
информацию:
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
поздравляем с днем рождения .
Памятки для родителей.
Родительская газета
оформляется самими родителями. Чаще всего
оформляются к праздникам.
Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу:
«Чтобы наши дети не болели», «Сезонные изменения» и т.д. Папка дается во
временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с
содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о
прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и
т.д.
Так же информацию о жизни детского сада родители получают, заходя на
наш сайт, где даются консультации, советы родителям по интересующим их
вопросам.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с роди-
телями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте
хвалить своих родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых,
когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с
родителями свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса
с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка,
его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных
методов воспитания;
повышение их активности в совместных мероприятиях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход;
3) сотрудничество, а не наставничество;
4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;
5)
Профессионализм и компетентность педагога
Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:
"Круглый стол" по любой теме;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей
- семейные спортивные встречи;
- почта и телефон доверия;
- конкурсы семейных талантов;
- семейные проекты "Наша родословная" и д.т.
- открытые занятия для просмотров родителей;
- контрольные работы для родителей;
- аукцион секретов воспитания;
- родительская гостиная;
- портфолио семейного успеха.
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не
всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные
ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между
родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным
вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание
родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета
педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.
Специалистами предлагаются
способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко
Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога.
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким
описанием их личных достижений.
Вывод.
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций
является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное
информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких
успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание
получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей
группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к
конфликтной ситуации.
Таким образом, педагог, изучая семью, опыт семейного воспитания,