Автор: Волкова Ирина Владимировна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МОБУ СОШ №16 Населённый пункт: Башкортостан, г. Белорецк Наименование материала: конспект урока Тема: выразительные возможности натюрморта Раздел: среднее образование
Тип урока: урок-обобщение
Цель:
расширить знания о натюрморте;
Задачи:
совершенствовать навыки композиционного построения предметов в
натюрморте;
развивать творческие способности, изобразительные навыки;
Оборудование: набор из различных предметов, раздаточный материал
(варианты композиций, задания группам, последовательность изображения
натюрморта), картины художников.
Краски, карандаши, листы формат А 3и А4
Технологии : ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный
подход.
Словарь: натюрморт, блик, тень, рефлекс, живопись, графика.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности рабочих мест.
II. Введение в тему урока.
1.Послушайте фрагмент песни и завершите
фразу. Звучит песня из мультфильма
“Пластилиновая ворона”. –
Натюрморт
- Какие жанры вы ещё знаете?
Натюрморт, пейзаж,
портрет, бытовой.
Исторический,батальный,
анималистический.
- Какой жанр нам позволяет овладеть
первоначальными навыками рисования?
натюрморт
- Почему?
Художник изображает
неподвижные предметы.
- Что же такое “натюрморт”?
Исходную точку раннего натюрморта можно
найти в 15-16 веках, когда он рассматривался
как часть исторического или жанровой
композиции. Окончательно он сформировался в
17 в. В творчестве фламандских и голландских
художников.
Изображение неживых
предметов.
Натюрморты делятся по своему исполнению на: живописный, графический,
декоративный.
Сегодня заключительный урок по этой теме. Сейчас мы просмотрим
репродукции художников с натюрмортами и вы определите к какому виду
они относится и их выразительные особенности.
( просматриваются слайды с натюрмортами и определяются виды
натюрмортов)
Особое внимание хочу обратить на 2 натюрморта. Они выполнены
Белорецкой художницей-педагогом Аникиной Ириной Владимировной, кто
посетил последнюю выставку, наверняка узнали эти работы.(обсуждается
техника исполнения и выразительные особенности)
- А кто сейчас сможет сформулировать тему нашего урока?
«Выразительные
возможности
натюрморта»
2. Целеполагание.
- Мы с вами обобщим и систематизируем знания о натюрморте, повторим
композиционные основы построения натюрморта, выполним практическую
работу.
- Что мы должны успеть на
уроке?
Повторить, порисовать, проанализировать,
закрепить.
3.
Мотивация.
- А почему очень важно уметь передавать очертания предметов?
Геометрия, архитектура, черчение .
- Где эти знания могут понадобиться? Сервировка стола, дизайн
комнаты.
Вот сейчас мы и посмотрим, как вы справитесь с заданием.
III. Закрепление материала.
1.Индивидуальная работа
Выбрать из имеющихся на столе наборе случайных предметов три и
составить композицию, выполнить натюрморт в наиболее понравившемся
виде : графическом, живописном, декоративном.
- Почему некоторые композиции
необходимо уравновешивать?
Чтобы не было пустот в рисунке, а
также для соотнесения цветов.
- Что же такое композиция?
Умение составлять, сочинять,
располагать.
2.
Разминка “Найди ошибку в композиции”.
- Посмотрите на доску ,где показаны варианты изображения натюрмортов
.
Где вы видите в изображении ошибку и почему?
На 2-м и 3-м рисунке, т. к. сзади стоящие предметы не могут выступать
вперёд. Лимон не прозрачен.
IV. Практическая работа (Дифференциация)
( Дети сами выбирают формат А3 или А4 на котором будут работать,
рассчитывают свои силы)
Алгоритм выполнения натюрморта.
1.
наметить место расположения натюрморта
2.
выполнить построение
3. определиться с техникой исполнения.
4.
выполнить работу в выбранной технике, используя выразительные
особенности выбранной технике изображения натюрморта.
Физкультминутка .
Разминка плечевого сустава.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1.
контроль организации рабочего места;
2.
контроль правильности выполнения приёмов работы;
3.
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
4.
контроль объёма и качества выполненной работы.
Выставка и анализ работ.
VI. Контроль знаний.
Ребятам зачитывается определение термина, они говорят сам термин.
VII. Итог урока.
- Вернёмся к нашим целям. Мы должны были успеть за урок:
- закрепить материал (игра “Термин”, “Найди ошибку”)
- практически поработать (натюрморты в различных техниках)
- Целей мы достигли!
Рефлексия.
- Давайте оценим наше настроение после творческой деятельности.
(на столах разноцветные кружочки)
Если:
- настроение приподнялось, и вам было приятно общаться – поднимите
красный
- настроение осталось прежним - зелёный
- настроение испортилось – коричневый.
Высталение оценок и домашнее задание.
Формат А3, карандаши и вдохновение.