Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании дошкольников
Автор: Рачкина Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №12" Красная шапочка" Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании дошкольников Раздел: дошкольное образование
Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании дошкольников
«Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Из года в год личностные качества ребенка формируются в активной
деятельности,
которая
на
каждом
возрастном
этапе
является
ведущей,
определяет
его
интересы,
отношение
к
действительности,
особенности
взаимодействия
с
окружающими
людьми.
В
дошкольном
возрасте
такой
ведущей деятельностью является ИГРА.
В ФГОС говорится о необходимости реализации Программы, прежде
всего в форме игры . Это правильный подход, но здесь есть риск превращения
спонтанной
детской
деятельности
в
специфическую
форму
занятия.
Эти
проявления игры необходимо очень четко различать.
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества и связи между
детьми в ней очень серьезные. Это игра в кого-то, т.е. воспроизведение
действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной
или
выдуманной.
Игра
–
есть
деятельность,
в
которой
ребенок
сначала
эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих
отношений.
Можно играть в дочки-матери или поход в гости, в цирк или
транспорт, почту или в магазин. В принципе - играть можно во что угодно, в
любую человеческую деятельность, в любое реальное или вымышленное
событие человеческой жизни или истории.
Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Становясь
в
игре
мамой,
ребёнок
примеривает
на
себя
не
только
действия
мамы
(например,
укачивание
малыша),
но
и
её
чувства
и
эмоциональные
отношения:
заботу
и
нежность,
ласку
и
строгость.
Ребёнок
всегда
сопереживает герою, роль которого он играет, а потому он как бы проживает
в своём воображении события, происходящие с героем, и приобщается к его
опыту,
вбирает
его
в
свою
душу.
Прожитые
в
игре
чувства
обогащают
репертуар эмоционального реагирования малыша - испытав их "понарошку"
в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной"
жизни. После того как малыш ощутил себя в игре тем, кто заботится о
других, ему будет легче проявлять заботу в повседневной жизни. Таким
образом, игра оказывается первой школой человеческих чувств.
Для
детей
игра,
которую
принято
называть
«спутником
детства»,
составляет
основное
содержание
жизни,
выступает
как
ведущая
деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются
все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в
процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление,
воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство воспитания.
Ролевые
игры
учат
ребёнка
основам
трёх
очень
важных
видов
человеческого общения - ролевого, делового и дружеского .
Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых
социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиента и
банковского
служащего
и
так
далее.
Это
общение
строится
по
чётко
определённым
правилам
и
нормам,
которые
определяют,
как
вступить
в
контакт,
что
уместно
сказать
в
той
или
иной
ситуации,
как
закончить
общение.
Деловое
общение
-
это
умение
договариваться
с
другими
людьми,
убеждать их и находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов.
Наконец, ролевые игры учат детей ещё одному очень важному виду
общения - дружескому.
Это общение, в которое люди вступают не ради достижения каких-то
целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости с
другим человеком и возможности разделить с ним свои чувства, ради радости
совместной деятельности и чувства, что тебя понимают, принимают и, если
будет надо, поддержат. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми,
ребёнок только начинает учиться дружескому общению, но это начало очень
важно. Ибо именно оно закладывает потребность в дружеском общении и
побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.
Как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения,
специфические для общества, в котором он живет. И если раньше эти игры
были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы,
чем на красочные описания тех или иных событий. Именно в сюжетной игре
скрыт
большой
потенциал
возможностей
для
обучения
ребенка,
элементарным
бытовым
навыкам,
которые
являются
к р а й н е й
необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Уже на ранней и младшей возрастных ступенях именно в игре дети
имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и
углублять
свои
знания
умения.
Чем
старше
становятся
дети,
чем
выше
уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является
педагогическая
направленность
игр
на
формирование
поведения,
взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Поэтому особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что
если взрослые не организуют игру ребёнка, её будет "организовывать" то, что
он
видит,
т.е.
массовая
теле-
и
видеопродукция,
компьютерные
игры.
В
результате многие дети начинают играть в "людей-пауков", роботов-убийц и
тому подобных персонажей.
В дошкольном детстве закладываются основы представления человека о
мире и основы его личностной идентичности, т.е. того, с чем человек себя
отождествляет
и
кому
подражает.
Л.Н.
Толстой
проявил
немалую
проницательность,
когда
утверждал,
что
личность
человека
в
основном
складывается к 5 годам. Причём личностно-смысловой "каркас" образа мира
и образа самого себя формируется в значительной мере именно в сюжетно-
ролевой игре. Определяя содержание детских игр, поток массовой видео- и
компьютерной
продукции
создаёт
эмоционально-смысловую
основу
представления о мире как арене борьбы "наших" и "чужих" - борьбы, где
жестокость и холодный расчёт приносят успех, где сильный всегда прав,
обмануть и убить врага всегда похвально, где часто нет места ни любви, ни
сопереживанию, ни благородству, ни даже элементарной порядочности.
Для
того
чтобы
обучение
сюжетно-ролевой
игре
детей
проходило
полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных
навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия.
Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки,
достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать
возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения
сюжетно-ролевой
игре
необходимо
иметь
образные
игрушки
(куклы,
животные
и
др.),
игрушки-двигатели
(машинки
и
др.),
конструкторы.
Необходимо подбирать соответствующие принадлежности для игр: фартуки,
повязки, халаты, шапочки. В старших группах необходимо организовывать
зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать и
гладить.
В
связи
с
расширением
тематики
игр
выделяется
место
и
подбираются
атрибуты
для
организации
игр
«Зоопарк»,
«Школа»,
Парикмахерская» и др.
Для того, чтобы игра служила средством развития коммуникативных
навыков детей, необходимо соблюдение следующих условий:
создание условий для игр в течение дня;
организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в
процессе игры;
развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;
обучение навыкам игрового взаимодействия;
организация работы по обогащению содержания игр;
своевременное введение вербальных и невербальных средств
коммуникации (в устной, письменной форме).
Копируя
поведение
взрослых,
многие
дети
перевоплощаются
в
асоциальных взрослых, например, в злодеев или в пьяных людей. Поэтому
основной задачей воспитателей будет помочь ребенку в том, чтобы выбрать
негативное отношение к подобным образам и моделям поведения. Однако
при этом не стоит впадать в крайности и учить ребенка шаблонной игре,
которые не дают детям развивать свое воображение и проявлять фантазию.
Развитие
сюжетно-ролевых
игр
не
останавливается
с
концом
дошкольного возраста. Расцвет творческих сюжетных игр обычно приходится
на 7-10 лет, когда дети, если им есть с кем играть и у них есть на это время,
могут придумывать и разыгрывать целые приключенческие повести. Если
ребёнку играть не с кем, то игра может переходить во внутренний план, т.е.
превращаться в мечты и свободное фантазирование. В последующие годы
творческие
сюжетные
игры
могут
перерастать
в
придумывание
всевозможных историй, увлечение театром, изобразительным искусством и
другими творческими видами деятельности, а также в содержательное и
эмоционально-личностное общение со взрослыми и сверстниками.