Автор: Шкунова Любовь Леонидовна Должность: учитель логопед Учебное заведение: МБДОУ №46 Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита Наименование материала: презентация Тема: координация работы логопеда и воспитателя Раздел: среднее профессиональное
Общеобразовательное
Охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей.
Обеспечение их интеллектуального и личностного
развития.
Забота об эмоциональном благополучии каждого
ребенка.
Взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития детей.
Коррекционно – развивающее
Исправление речевых и сопутствующих ему речевых
нарушений у детей
Взаимосвязь логопеда с
воспитателями:
- Семинары, индивидуальные беседы
- Совместное обследование.
- Еженедельные логопедические пятиминутки по
индивидуальным особенностям детей с речевыми
нарушениями, предоставление речевого
материала (для закрепления - карточки): по
обучению грамоте, речевые задания по
лексическим темам, задания по индивидуальной
работе на закрепление звукопроизношения.
- Консультации.
- Открытые занятия, взаимопосещение.
- Совместные занятия, досуги, развлечения,
праздники.
1) анализ результатов образовательной деятельности по
коррекционной работе;
2) подготовка и обсуждение учебно- методических пособий и
дидактических материалов по логопедии;
3) проведение открытых логопедических мероприятий и
логопедических часов;
4) подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики
проведения диагностики и коррекции речевых нарушений,
5) обсуждение и утверждение календарно-тематического плана;
6) обсуждение методики проведения отдельных видов занятий и
содержания дидактических материалов к ним;
7) организация и внедрение новых технологий обучения;
8) разработка и совершенствование средств повышения
наглядности обучения, а также методики их использования в
учебном процессе;
9) взаимопосещения с целью обмена опытом и
совершенствования методики проведения коррекционной
деятельности.
10) совместные заседания в целях обмена опытом работы;
11) изучение опыта работы М/О других учебных заведений и
обмен опытом этой работы;
12) разработка положений о проведении выставок, конкурсов т.д.
Формы работы
Диагностическая работа
Воспитатель
сообщает логопеду
результаты своих
наблюдений за ребенком
в различных видах
деятельности;
историю его раннего
речевого развития и
условия семейного
воспитания;
проводит диагностику
общего развития.
Логопед
проводит комплексное
логопедическое обследование
детей, результаты которого
отображает в «Экранах
звукопроизношения»;
знакомит воспитателя с
«Листами учета результатов
обследования», в которых
каждый ребенок отнесен к одной
из следующих групп: с
нормальным речевым
развитием; дефектами
звукопроизношения и другими
нарушениями речевого
развития.
Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели
и логопеды планируют деятельность с детьми исходя
из основных коррекционных задач.
Совместная коррекционная
работа
Логопед формирует первичные
речевые навыки у детей.
Воспитатель закрепляет
сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной
деятельности логопеда и воспитателя.
Совместное изучение содержания программы обучения и
воспитания детей.
Воспитателю необходимо знать содержание не только
тех разделов программы, по которым он
непосредственно проводит занятия, но и тех, которые
проводит логопед, так как правильное планирование
занятий воспитателя обеспечивает необходимое
закрепление материала в разных видах деятельности.
Обсуждение результатов совместного изучения детей,
которое велось на занятиях и повседневной жизни.
Совместная подготовка ко всем детским праздникам
(логопед отбирает речевой материал, а воспитатель
закрепляет его).
Разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции логопеда:
Обеспечение гибкого и щадящего режима
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-
личностных особенностей детей, определение основных направлений и
содержание работы с каждым ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и
выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Коррекция звукопроизношения с использованием оздоровительных
технологий.
Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза.
Устранение недостатков слоговой структуры слова.
Формирование послогового чтения.
Обогащение словарного запаса, формирование лексико-
грамматического строя речи.
Обучение связной речи.
Предупреждение нарушений чтения и письма.
Развитие психических функций.
Функции воспитателя
Учет лексической темы при проведении занятий в группе в течении
недели.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по
текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
Систематический контроль за поставленными звуками и
грамматической правильностью речи в процессе всех режимных
моментов.
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой общей
моторики.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию
естественного общения детей.
Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек,
текстов, знакомство с художественной литературой, работа над
пересказом и составление всех видов рассказывания).
Закрепление навыков чтения и письма.
Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по
заданию логопеда.
Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического
мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно
произносимом (бездефектном) речевом материале.
Документация логопеда (после обследования).
Тетрадь №1 – речевая карта на каждого ребенка.
Тетрадь № 2 – связь работы логопеда и воспитателей.
Тетрадь № 3 – рабочая тетрадь логопеда для ежедневных
и еженедельных планов занятий.
Тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого
ребенка.
Тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед
отмечает поведение детей в различных игровых и
неигровых ситуациях; составляет план работы на год.
Совместно с воспитателем оформляет родительский
уголок, готовит и проводит педагогический совет и
родительские собрания.
После обследования проводится организационное
родительское собрание, логопед обсуждает с
воспитателем примерный перечень занятий на неделю.
Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.
Данная работа различна по организации, приемам, по
продолжительности, требует различных знаний, умений и навыков.
Логопед -
исправляет нарушения
речи;
подготовительный этап: в
зависимости от характера нарушения
вырабатывает и тренирует движения
органов артикуляционного аппарата,
которые были неправильными или
совсем отсутствовали.
Этап появления звука: ставит звуки,
вырабатывая артикуляцию нужного
звука, использует специальные
приемы и отработанные на
предыдущем этапе движения органов
артикуляционного аппарата.
Этап усвоения звука (правильное
произнесение звука в речи),
автоматизирует звук, последовательно
вводя его в речь: слог, слово,
предложение, потешки, рассказы.
Воспитатель - под руководством
логопеда активно участвует в
коррекционной работе.
подготовительный этап: по заданию
логопеда в игровой форме закрепляет у
детей движения и положения органов
артикуляционного аппарата.
Этап появления звука: закрепляет
произнесение поставленного логопедом
звука, фиксируя внимание ребенка на
его звучание и артикуляции, используя
картинки – символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука – по заданию
логопеда с отдельными детьми
закрепляет поставленный логопедом
звук, подбирая соответствующий
программный материал.
Профилактическая работа
Единый речевой режим логопеда и воспитателя.
Создание такой предметной среды, которая способствовала бы
максимально полному раскрытию потенциальных речевых
возможностей ребенка.
Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть
правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно
одобрять, поощрять правильную речь.
Благожелательное отношение к детям. Создание благоприятной
внешней среды, уважение, доверительное отношение.
Постоянная стимуляция к речевому общению.
Родители и педагоги обязаны постоянно требовать от детей
соблюдения правильного звукопроизношения (если у ребенка все звуки
поставлены и находятся на автоматизации).
Педагоги и родители должны стимулировать правильную речь
ребенка, постоянно разговаривать с ним, рассказывать о главных
событиях жизни ребенка в детском саду и семье.
Согласованный подход у общему и речевому воспитанию детей при
организации коррекционной деятельности, выработка единых
педагогических установок, становятся основой взаимодействия.