Напоминание

координация работы логопеда и воспитателя


Автор: Шкунова Любовь Леонидовна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ №46
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: презентация
Тема: координация работы логопеда и воспитателя
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Координация работы

учителя-логопеда и

воспитателей.

МДОУ ЦРР «Детский сад № 46»

Учитель-логопед Шкунова Л. Л
.

Цель.

Взаимодействие учителя логопеда и

воспитателя в коррекционно-развивающей

деятельности

Организация воспитательно-образовательной

деятельности в ДОУ, включающая

диагностический, профилактический и

коррекционно-развивающий аспекты,

обеспечивающие высокий, надежный уровень

речевого, интеллектуального и психического

развития ребенка.

Построение содержания коррекционно-

развивающей деятельности с учетом ведущих

линий речевого развития – фонетики, лексики,

грамматики, связной речи.


Направления работы

Общеобразовательное
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Обеспечение их интеллектуального и личностного развития. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.
Коррекционно – развивающее
Исправление речевых и сопутствующих ему речевых нарушений у детей

Взаимосвязь логопеда с

воспитателями:
- Семинары, индивидуальные беседы - Совместное обследование. - Еженедельные логопедические пятиминутки по индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями, предоставление речевого материала (для закрепления - карточки): по обучению грамоте, речевые задания по лексическим темам, задания по индивидуальной работе на закрепление звукопроизношения. - Консультации. - Открытые занятия, взаимопосещение. - Совместные занятия, досуги, развлечения, праздники.

1) анализ результатов образовательной деятельности по

коррекционной работе;

2) подготовка и обсуждение учебно- методических пособий и

дидактических материалов по логопедии;

3) проведение открытых логопедических мероприятий и

логопедических часов;

4) подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики

проведения диагностики и коррекции речевых нарушений,

5) обсуждение и утверждение календарно-тематического плана;

6) обсуждение методики проведения отдельных видов занятий и

содержания дидактических материалов к ним;

7) организация и внедрение новых технологий обучения;

8) разработка и совершенствование средств повышения

наглядности обучения, а также методики их использования в

учебном процессе;

9) взаимопосещения с целью обмена опытом и

совершенствования методики проведения коррекционной

деятельности.

10) совместные заседания в целях обмена опытом работы;

11) изучение опыта работы М/О других учебных заведений и

обмен опытом этой работы;

12) разработка положений о проведении выставок, конкурсов т.д.

Формы работы


Диагностическая работа

Воспитатель

сообщает логопеду

результаты своих

наблюдений за ребенком

в различных видах

деятельности;

историю его раннего

речевого развития и

условия семейного

воспитания;

проводит диагностику

общего развития.

Логопед

проводит комплексное

логопедическое обследование

детей, результаты которого

отображает в «Экранах

звукопроизношения»;

знакомит воспитателя с

«Листами учета результатов

обследования», в которых

каждый ребенок отнесен к одной

из следующих групп: с

нормальным речевым

развитием; дефектами

звукопроизношения и другими

нарушениями речевого

развития.

Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели

и логопеды планируют деятельность с детьми исходя

из основных коррекционных задач.


Совместная коррекционная

работа

Логопед
формирует первичные речевые навыки у детей.
Воспитатель
закрепляет сформированные речевые навыки.

Основные виды организации совместной

деятельности логопеда и воспитателя.

Совместное изучение содержания программы обучения и

воспитания детей.

Воспитателю необходимо знать содержание не только

тех разделов программы, по которым он

непосредственно проводит занятия, но и тех, которые

проводит логопед, так как правильное планирование

занятий воспитателя обеспечивает необходимое

закрепление материала в разных видах деятельности.

Обсуждение результатов совместного изучения детей,

которое велось на занятиях и повседневной жизни.

Совместная подготовка ко всем детским праздникам

(логопед отбирает речевой материал, а воспитатель

закрепляет его).

Разработка общих рекомендаций для родителей.


Функции логопеда:
Обеспечение гибкого и щадящего режима Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально- личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Коррекция звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий. Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Устранение недостатков слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Обогащение словарного запаса, формирование лексико- грамматического строя речи. Обучение связной речи. Предупреждение нарушений чтения и письма. Развитие психических функций.

Функции воспитателя

Учет лексической темы при проведении занятий в группе в течении

недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по

текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Систематический контроль за поставленными звуками и

грамматической правильностью речи в процессе всех режимных

моментов.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой общей

моторики.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию

естественного общения детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек,

текстов, знакомство с художественной литературой, работа над

пересказом и составление всех видов рассказывания).

Закрепление навыков чтения и письма.

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по

заданию логопеда.

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического

мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно

произносимом (бездефектном) речевом материале.


Документация логопеда (после обследования).

Тетрадь №1 – речевая карта на каждого ребенка.

Тетрадь № 2 – связь работы логопеда и воспитателей.

Тетрадь № 3 – рабочая тетрадь логопеда для ежедневных

и еженедельных планов занятий.

Тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого

ребенка.

Тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед

отмечает поведение детей в различных игровых и

неигровых ситуациях; составляет план работы на год.

Совместно с воспитателем оформляет родительский

уголок, готовит и проводит педагогический совет и

родительские собрания.

После обследования проводится организационное

родительское собрание, логопед обсуждает с

воспитателем примерный перечень занятий на неделю.


Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.

Данная работа различна по организации, приемам, по

продолжительности, требует различных знаний, умений и навыков.

Логопед -

исправляет нарушения

речи;

подготовительный этап:
в зависимости от характера нарушения вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Этап появления звука:
ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Этап усвоения звука
(правильное произнесение звука в речи), автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.
Воспитатель - под руководством

логопеда активно участвует в

коррекционной работе.

подготовительный этап:
по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука:
закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука –
по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Профилактическая работа

Единый речевой режим логопеда и воспитателя.
Создание такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей ребенка. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную речь. Благожелательное отношение к детям. Создание благоприятной внешней среды, уважение, доверительное отношение. Постоянная стимуляция к речевому общению. Родители и педагоги обязаны постоянно требовать от детей соблюдения правильного звукопроизношения (если у ребенка все звуки поставлены и находятся на автоматизации). Педагоги и родители должны стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, рассказывать о главных событиях жизни ребенка в детском саду и семье. Согласованный подход у общему и речевому воспитанию детей при организации коррекционной деятельности, выработка единых педагогических установок, становятся основой взаимодействия.

Речевой центр логопедической

группы

Лингвистический материал:

1.

Зеркало.

2.

Наглядно-иллюстративный материал по

лексическим темам.

3.

Наглядно-иллюстративный материал по

фонетическим группам.

4.

Сюжетные картинки для работы над фразой.

5.

Игрушки для совершенствования

диафрагмально-речевого дыхания.

6.

Пособия для совершенствования

диафрагмально-речевого праксиса.

7.

Пособия для развития зрительной памяти.

8.

Пособия для развития фонематического слуха.

9.

Игровой материал для развития общих речевых

навыков.


«…очень

трудно

новые слова

произносить,

но я очень хочу

красиво

говорить!»


Спасибо

за

внимание!


В раздел образования