Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности ребенка
Автор: Русских Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 84 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности ребенка Раздел: дошкольное образование
Значение хореографии в формировании эстетического, духовно-
нравственного развития личности ребенка
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - важнейшая и,
пожалуй,
наиболее
сложная
задача
педагога.
Важнейшая,
потому
что
нравственность - это основа личности.
Говоря о нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного
возраста необходимо отметить особую сензитивность этого периода.
Эстетическое
воспитание
осуществляется
при
явном
преобладании
отношения и, следовательно, эмоционального фактора, поэтому так важна его
роль в формировании творческой личности.
Ребенок, особенно в дошкольном возрасте, способен предвосхищать
ситуацию, т. е. представлять последствия своего поступка и самостоятельно
избрать форму поведения, соответствующую обстоятельствам и правилам,
нормам морали. Для него крайне важны подвижные игры, «бессмысленная
беготня» и осмысленные ритмопластические и танцевальные движения, что
позволяет ему познать мир через ощущения своего тела.
По мнению многих авторов, в дошкольном возрасте художественная
деятельность
характеризуется
максимальной
самостоятельностью
и
креативностью, но в то же время служит показателем достигнутого уровня
представлений об окружающей действительности.
Уместно
отметить,
перефразируя
слова
В.А.
Сухомлинского,
что
хореографическое воспитание это не воспитание танцора, а прежде всего
воспитание
человека.
Раннее
художественно-эстетическое
воспитание
создает огромные потенциалы для всего дальнейшего развития человека. При
этом
первые
встречи
ребенка
с
искусством,
первое
приобщение
его
к
художественному
опыту
весьма
значимо
для
формирования
не
только
творческих
способностей,
но,
что
особенно
важно,
нравственных
начал
будущей личности.
Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год, отдавать
ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него личность,
развитую всесторонне и гармонично. Так мы понимаем долг каждого, кто
посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя и образование, и
воспитание в семье, в детском саду, в школе, и конечно, художественное
воспитание ребенка.
Приобщать маленького человека к миру Прекрасного, привить с самых
ранних лет хороший вкус, закладывая эти добрые основы, которые помогут
ему, вырасти человеком с тонким чувством изящного. Человеком, чья душа
открыта
навстречу
всем
проявлениям
творческого
таланта,
-
задача
чрезвычайно важная, и столь же сложная.
Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения.
Об
эстетики
поведения,
или
культуре
поведения
много
говорил
В.А.Сухомлинский: "Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы
несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность
в красивом – утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко
всему пошлому, уродливому". В культуру поведения он включает и культуру
общения:
так
же
общение
в
детском
коллективе.
"Сила
воспитательного
воздействия
внутри
коллективных
отношений
на
эстетическое
развитие
личности заключается в том, что опыт общения, даже если он не достаточно
осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди
людей",
стремление
занять
желаемое
положение
среди
них,
является
внутренним
стимулом
формирования
личности.
Благополучное
эмоциональное
самочувствие,
состояние
защищенности,
как
назвал
его
А.С.Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в
коллективе,
создает
благоприятную
атмосферу
для
развития
творческих
задатков детей, обнажает красоту отношений друг к другу. Умение дружить,
взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, являются основой
прекрасных эстетических отношений.
Эстетическое
развитие
личности
происходит
под
воздействием
воспитания и является составной частью общего психологического развития,
обогащает
содержание
эстетических
качеств
личности.
Эстетическое
воспитание предполагает ориентацию обучения детей на общечеловеческие
ценности
через
национальную
культуру,
приобщение
их
к
ценностям
национальной культуры.
Хореография, как никакое другое искусство, способна гармоническому
развитию
ребенка,
формирует
его
художественное
"я".
Хореография
ненавязчиво,
мудро
воспитывает
и
образовывает.
Она
развивает
много
способностей. Чувство ритма, координацию, пластику, грацию…укрепляет
волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком,
с
сильным
характером
и
чувством
долга.
Способствует
физическому
развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем,
безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.
Цель обучения хореографии – эстетическое развитие ребенка, привитие
ему эстетического вкуса. Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу,
раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою
индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.
Рассмотрим духовно-нравственное воспитание.
Детство – это пора формирования нравственности. От того насколько
успешно в этом возрасте осуществляется весь процесс закладки моральных
качеств, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные
годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт
поведения,
отношения
к
близким
людям,
сверстникам,
вещам,
природе,
усваивает моральные нормы.
В процессе совместной деятельности и повседневного общения дети
приобретают опыт нравственного поведения, активно реализуют в поступках
свои моральные убеждения, свои нравственные чувства.
Исследования
ученых
показывают,
что
дошкольный
возраст
характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания
детей.
В
обществе
сверстников
между
дошкольниками
устанавливаются
взаимоотношения,
которые
под
руководством
воспитателя
приобретают
коллективный характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.
Основные
задачи
нравственного
воспитания
дошкольников
заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных
навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных
представлений и мотивов поведения.
Нравственное
воспитание
проникнуто
идеями
дружбы,
мира
и
сотрудничества
между
подростками,
братской
солидарности
и
взаимоуважения, гуманности. Важным принципом нравственного воспитания
является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным
средством
воспитания
у
ребенка
чувства
товарищества,
уважения
к
окружающим,
гуманности
и
взаимопомощи,
т.е.
основных
принципов
взаимоотношений
между
людьми.
Коллектив
–
это
школа
формирования
общественной
направленности
личности
ребенка.
В
коллективе
ребенок
получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к
деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться
о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие.
Коллективизм
–
нравственное
качество,
проявляющееся
в
чувстве
товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при
необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми,
накапливает опыт сотрудничества, сопереживания.
Воспитание детей в духе дружбы между народами, уважение к людям
всех национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения.
Специфика
интернационального
воспитания
заключается
в
формировании
особого
аспекта
сознания
и
поведения
человека
нового
общества,
формировании
у
него
определенных
принципов,
идеалов
и
убеждений,
воплощающихся
во
всех
видах
его
деятельности
и
формах
общения. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с
воспитанием у детей чувства национальной гордости, так же уважением к
другим народам. Следует поддерживать и развивать чувства дружелюбия и
симпатии
у
детей
по
отношению
к
детям
других
национальностей.
Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что
состав коллектива многонационален. Необходимо знакомить детей с трудом,
бытом, искусством разных народностей.
Дружеское общение в быту, в труде, в играх являются первоначальной
ступенью
воспитания
доброжелательности
ко
всем
людям.
Чувства
патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это любовь к родным местам и гордость
за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим.
Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного
возраста: "Все начинается с детства" - как нельзя больше относится к этому
вопросу.
Многие
отечественные
педагоги,
в
том
числе
Н.А.Добролюбов,
Д.И.Писарев, трактовали патриотизм как любовь к человечеству. По мнению
Н.А.Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ
эгоизм,
проявляющийся
в
стремлении
ребенка
овладеть
чужим
благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном
развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и
присвоение
ее
собственности
превращает
его
в
одинокое
существо,
назначение которого "поедать все окружающее", а значит, отчуждает его от
всех
остальных.
В
связи
с
этим
педагог
заключал:
"Сознание
такого
положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека".