Организация речевой среды для воспитанников раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Автор: Уварова Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС" Населённый пункт: Г. МУРМАНСК Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Организация речевой среды для воспитанников раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Раздел: дошкольное образование
Организация речевой среды для воспитанников раннего возраста
в дошкольной образовательной организации.
Уварова Ирина Владимировна
воспитатель ГОБУЗ «МОДРС»
г. Мурманск
Работа
с
воспитанниками
раннего
возраста
в
дошкольной
образовательной
организации
является
одной
из
приоритетных
задач
современной системы воспитания.
Создание условий для воспитания детей до трех лет, реализации их
потенциальных возможностей - это вопросы, которые остаются актуальными
и по сей день, несмотря на большое разнообразие имеющихся отечественных
и зарубежных концепций особенности речи у дошкольника.
Речь ребенка традиционно рассматривались в психологии, философии и
педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии развития —
мышление, воображение, память, эмоции.
Это и обуславливает актуальность данной темы.
Предмет – процесс развития речи у дошкольников.
Объект – дети дошкольного возраста.
Цель работы – исследовать организацию речевой среды воспитанников
раннего возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие
задачи:
- предложить методы и подходы для обогащения словарного запаса
воспитанников младшей группы;
-рассмотреть р
азвитие
слухового
восприятия
ребенка в раннем
детстве и предложить игры для его улучшения.
Методы исследования темы курсовой работы: анализ и синтез научной
психологической литературы.
Работа состоит из содержания, введения, 2 частей, заключения и списка
литературы.
1.Обогащение словарного запаса детей раннего возраста
Поскольку
именно
в
возрасте
от
двух
до
трех
лет
происходит
значительный
скачок
в
развитии
речи,
то
целесообразно
уделить
этому
особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и
желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите
себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте
в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в
умственном
и
эмоциональном
развитии,
является
основой
социального
взаимодействия, регулятором поведения.
Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-
разному.
Он
заключается
в
овладении
разговорной
речью,
развитии
понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений
языковыми средствами.
Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит
от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Все речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
Первый
предречевой
период
первого
года
жизни
характеризуется
подготовкой
дыхательной
системы
к
реализации
голосовых
реакций;
«гуление»,
образование
голосовых
недифференцированных
гортанных,
глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых
звуков,
лепет,
как
первичная
форма
речевого
потока,
состоящего
из
недифференцированных
голосовых
звуков,
вызванных
подражанием.
Это
происходит с 3 до 6 месяцев [11].
Второй период – образование речевых звуков в возрасте 6 месяцев и
синтез слогов; опосредование ими внешних раздражителей; в возрасте 9-12
месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация;
образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов; на втором году
жизни
–
обогащение
словами
и
произношение
простейших
речевых
шаблонов.
Третий период – третий год жизни: обогащение словарного фонда до
500 слов и больше; образование и автоматизация многочисленных речевых
шаблонов;
совершенствование
произношения
отдельных
слов
и
речевых
шаблонов.
Четвертый период – четвертый год жизни. В этот период происходит
обогащение
словарного
фонда
до
1000
слов
и
больше;
речевые
цепи
удлиняются и усложняются, число слов в речевых шаблонах достигает 9-10;
речевые цепи произносятся усиленно громко, что способствует укреплению
речевых стереотипов, произношение слов учащается, в построении шаблонов
дети впервые начинают использовать придаточные предложения [9].
Пятый период – пятый год жизни. В этом периоде онтогенетического
развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного
фонда,
вырабатывается
регуляция
громкости
произношения
слов,
и
построение
фраз
с
привлечением
придаточных
предложений
становится
более правильным и совершенным.
Средние возрастные нормы детей 2-3 лет следующие:
2 года – 50 слов;
3 года – 250 – 700 слов.
Таким
образом,
в
четвертом
периоде,
именно
у
детей
2-3
лет
происходит обогащение словарного запаса ребенка, что очень важно для
выражения
им
своих
мыслей
и
желаний.
Поэтому
воспитатель
должен
проговаривать все действия, которые совершает с ребенком.
На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды,
мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и
дома.
К
концу
второго
года
жизни
можно
говорить
о
возникновении
элементарных
обобщений.
На
этой
основе
возникает
возможность
учить
детей
обозначать
одним
словом
сходные
предметы
и
дифференцировать
(различать) одни группы предметов от других.
На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения
более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют,
и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более
далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов,
но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус),
свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных
предметов),
родовые
(фрукты,
посуда,
игрушки,
транспорт
и
др.)
и
отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.) [7].
Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а
также текущих воспитательных задач.
Методы и приемы словарной работы с детьми 2-3 лет.
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления
с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование
предметов,
наблюдение,
осмотры
помещений
детского
сада,
целевые
прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин
с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ
кино-, видео фильмов, просмотр кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание
игрушек,
рассматривание
картин
с
хорошо
знакомым
содержанием,
дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические
(словарные) упражнения.
Так же отметим, что театрализованные игры, праздники и развлечения,
участие
в
концертах,
утренниках
способствуют
активизации
образного
словаря.
Словарная
работа
проводится
во
время
всех
видов
НОД
(непосредственно образовательной
деятельности),
в
режимные
моменты.
Таким
образом,
развитие
словаря
осуществляется
в
разных
видах
деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс
обогащения
и
активизации
словаря
детей,
используя
разные
приемы
словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности [5].
Можно предложить следующие словесные игры и упражнения.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в
кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в
роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки
-
языколомки
необходимы
для
развития
четкой
артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1)
Ребенок
должен
назвать
фрукты...,
мебель...,
птиц...,
овощи...,
одежду...
2)
Ребенку
предлагается
назвать
одним
словом:
например,
сосна,
береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например, ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай".
Считаем
все,
что
можно
посчитать.
Например:
одно
яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных
яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый
называет
какое-либо
слово,
а
ребенок
подбирает
"слово
наоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и
т.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала -
любые слова, а потом - по лексической теме, например: "назови фрукт,
название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, например: ложка - ложечка, стул
- стульчик и т.д.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их
как можно чаще.
Например: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что
это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растет
на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат.
(помидор)
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит
он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.д.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка
- ...
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте
с
детьми
стихотворения,
они
развивают
память
и
мышление.
14.
"Расскажи
сказку".
Читайте
детям
сказки,
беседуйте
по
содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам
[3].
Все
эти
упражнения
и
игры
способствуют
активизации
речевого
развития воспитанников раннего возраста, а именно детей 2-3 лет.
2. Развитие слухового восприятия ребенка в раннем детстве
Воспитание
и
развитие
воспитанника
раннего
возраста
наиболее
успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно-развивающей
среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств,
разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В современных исследованиях отмечается важность создания речевой
среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной
группы.
Правильная
организация
речевой
развивающей
среды
дает
возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного
на
формирование
активного
познавательного
отношения
не
только
к
окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым
элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Поэтому
организация
речевой
развивающей
среды
в
дошкольном
образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения
качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста [4].
Очень важно, чтобы речевая среда была особым образом организована
для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого
ребенка. При этом особо следует подчеркнуть роль взрослого не только в
фильтрации
вредных
воздействии
речевой
среды
на
маленького
ребенка,
который
не
может
сделать
это
самостоятельно,
но
и
в
организации
воздействия
собственной
речи
на
становление
разных
сторон
речи
дошкольника.
Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации
раскрывается, как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий
процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду,
важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также
уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже
самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно,
происходит
это
у
всех
по-разному.
Некоторые
дети
начинают
правильно
произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их,
употребляют
не
только
простые,
но
и
сложные
предложения,
начинают
овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова.
Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка [6].
Ребенок
этого
возраста
многим
интересуется,
чаще
обращается
к
взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической
речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо
почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.
В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что
они
видят
и
делают,
объяснять,
что
им
предстоит
сделать.
Совершая
ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия,
использовать
в
речи
подходящие
стихи,
песенки,
присказки.
Речью
необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за
действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают
новые слова.
Именно
поэтому
у
мение
сосредоточиться
на
звуке
–
очень
важная
особенность для ребенка. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь,
основное средство общения. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно
произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться
голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и
скорость речи), он должен научится напрягать слух, улавливать и различать
звуки [8].
Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый
слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.
Лучше всего это делать в игре.
Цель
игр
–
открыть
для
малыша
особый
мир
звуков,
сделать
их
привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь
в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию,
стараясь
приблизить
звучание
своей
речи
к
тому,
что
он
слышит
от
окружающих.
В
этих
играх
воспитанники
2-3-
лет
учатся
различать
«звучание»
знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка
не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления
и элементарного музыкального слуха.
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем
разделам:
1.
Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего
мира.
2.
Игры со звучащими игрушками.
3.
Воспитание
речевого
слуха,
восприятие
речи
окружающих
людей.
4.
Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки:
- по способу воспроизведения;
- по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
- по их ритму;
- по силе звуковых раздражителей;
- по долготе звучания.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания
речи
и
готовит
ребенка
к
экспрессивной
речи,
а
при
ее
появлении
–
обеспечивает
перспективу
формирования
речевых
компонентов:
лексики,
грамматики, просодических компонентов.
При
работе
с
не
говорящими
детьми
вначале
используется
слухозрительное восприятие, т.е. каждое слово произносится с несколько
утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению
органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного
слова.
Игры
и
упражнения
для
развития
фонематического
слуха
Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны
для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные
слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать
для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это
будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование
полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать
отгадку в соответствии с рифмой стихотворения [10].
Примеры загадок «Доскажи словечко»
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это (Мышка)
Пышный хвостик торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелок.
Ну, конечно, это … (Белка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (Медведь)
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка.
Кто же это? (Зайка)
За рекой в лесу росли,
Их на праздник принесли,
На веточках – иголки.
Что же это? (Елки)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (Кот)
Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства
ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки
различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.
Тˈ, Л
Тили-тили-тили-бом –
Загорелся кошкин дом!
Тˈ
Тюшки-тютюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка бывал,
Пичужку поймал.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Т
Аты-быты – шли солдаты,
Аты-баты – на базар,
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры,
сопровождающиеся
речью,
когда
ребенку
нужно
выполнять
какие-либо
действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются
по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы
переключиться на другое движение и не проиграть [11].
Игра «Обгони»
Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового
внимания, развитие координации движений.
Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое
играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:
Девочке на ручку
Бабочка села.
Девочка бабочку
Поймать успела.
После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его
занять.
Существенным достижением в развитии понимания речи в 2-3 года
является
овладение
слушанием.
Уже
в
младенческом
возрасте
ребенок
сосредоточивается на голосе матери. Он его слышит.
Однако
в
этом
периоде
детства
внимание
ребенка
привлекает
не
содержание речи взрослого, не то, о чем он говорит, а звучание его голоса.
Лишь на втором году ребенок может понимать содержание самой речи. Он с
удовольствием слушает короткую сказку про собачку или козлика и требует
ее повторения. При этом малыш сразу замечает, если в знакомом ему тексте
что-либо пропущено [10].
Возникая у малышей как средство общения, контакта с взрослыми,
слушание
у
дошкольника
становится
могучим
средством
познания
окружающего в его настоящем, прошлом и будущем. В процессе слушания
совершенствуются
различные
психические
процессы
и
качества
ребенка:
умение сосредоточиваться, воспринимать речь, запоминать, переживать.
Освоение речи детьми в период от 1 года до 3 лет вносит важные
изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его
позицию среди людей и отношение к самому себе. Значение речи очень
велико.
Заключение
Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения языком,
богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания
каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания,
переживания.
Речь
развивается
в
процессе
повседневного
общения
ребенка
с
взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только
богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями
ребенка.
Потребность
в
общении,
желание
узнать,
понять
новое,
удивительное,
стремление
быть
понятым,
сообщить
другому
о
чем-то
необходимость
воздействовать
на
другого,
чтобы
вызвать
с
его
стороны
желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают
маленького ребенка к активному овладению языком.
У ребенка раннего возраста резко усиливается потребность в общении.
В
этом
возрасте
не
только
стремительно
увеличивается
объем
общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года
жизни способность к словотворчеству.
В речи ребенка до трех лет постепенно формируется умение правильно
связывать разные слова в предложения.
Таким
образом, развитие
ребенка
раннего
возраста
успешно
формируется
в
условиях
предметно-развивающей
среды,
которая
обеспечивает
разнообразную
деятельность
и
обогащение
речевого
опыта
ребенка.
В
дошкольной
педагогике
под
развивающей
средой
понимается
естественная
обстановка,
рационально
организованная,
насыщенная,
разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2.
Арушанова
А.Г.
Дошкольный
возраст:
ф о рм и р о ва н и е
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1993 г., № 10.
3. Дьяченко О.М., Невская П.И. Развитие речи дошкольника. - М.:
Просвещение, 1990 г.
4. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие речи у дошкольников. – М.:
Педагогика, 1974. – 288 с.
5.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
/
Л.П.
Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
6. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. – М.:
Просвещение, 1985. – 272 с.
7.
Новотворцева
Н.В.
Развитие
речи
детей.
–
Ярославль:
ООО
«Академия развития», 1996. –240 с.
8. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду. – М.: Просвещение, 1966 г.
9. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. – М.:
Педагогика, 1978 г.
10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров.
–М.: Педагогика, 1988 г.
11. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития
речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1977 г.
12.
Хрестоматия
по
теории
и
методике
развития
речи
детей
дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия,
2000. – 560 с.
13. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. и др. Дошкольная педагогика. – М.:
Просвещение, 1986 г.