Автор: Зверева Татьяна Александровна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: учитель-дефектолог МБОУ "Начальная школа – детский сад № 1" компенсирующего вида Населённый пункт: Сергиев Посад Наименование материала: конспект Тема: Сказочное путешествие в цифроцирк Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию элементарных математических представлений,
с использованием развивающих игр
В.В. Воскобовича
для детей средней группы
«
СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В
ЦИФРОЦИРК
»
Образовательная область
«Познание»
«Социализация»
(Игровая деятельность)
Подготовила и провела:
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Зверева Татьяна Александровна.
Сергиев Посад
30 марта 2016год
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию элементарных математических представлений,
с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
для детей средней группы
«СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦИФРОЦИРК»
Форма проведения : подгрупповая (6-7 человек).
Цель : развитие логического мышления, внимания, творческого воображения,
формирование элементарных математических представлений, развитие
познавательного интереса, воспитывать интерес к математическим играм и
заданиям.
Программные задачи:
Образовательные: упражнять детей в умении узнавать и называть цифры на
основе словесного и зрительного восприятия.
Коррекционные: развитие зрительного и слухового восприятия, развитие
глазодвигательных мышц, развитие координации движений, развитие
тактильного восприятия.Развивать наблюдательность, память, воображение,
логическое мышление детей, используя приёмы и развивающие игры В.В.
Воскобовича, развивать речь, творческие способности, развивать общую и
мелкую моторику. Используя игровые приёмы, продолжать учить детей
проводить линии посередине дорожки (глаз-рука).
Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к
персонажам, желание помогать другим, формирование положительной
самооценки, развивать умения детей выполнять задания в процессе сюжета,
добиваясь конечной цели, продолжать развивать умение работать в
коллективе, проявлять выдержку, развивать у детей радость творчества.
Развивающие: развивать внимание, память, воображение, речь, логическое
мышление, развивать умение детей выполнять действия по словесной
инструкции педагога, тренировать умение конструировать цифры по
словесному шифру, счет в пределах 5.
Оборудование и материалы: коврограф «Ларчик», развивающая среда
«Фиолетовый Лес», переделанная под цирк,афиша с приглашением в
Цифроцирк, персонаж –Нолик Магнолик, «Волшебные
квадраты»,»Игровизоры»,»Цифрозвери, коврики на каждого ребёнка, шары
для украшения, «Волшебный шар» сюрпризом.
Методические приемы : показ, рассматривание предмета, использование
наглядности, сюрпризный момент, объяснение, беседа, художественное
слово, вопросы, игра, упражнения детей, игровая ситуация, индивидуальная
работа, анализ.
Предварительная работа: совместная деятельность дефектолога с детьми,
знакомство детей с коврографом «Ларчик», развивающей средой
«Фиолетовый Лес», знакомство с персонажами, играми «Волшебный
квадрат», «Игровизор», «Волшебная Восьмерка», знакомство с
Цифрозверями, заучивание стихов про «Волшебный Квадрат».
Ход занятия
Дети стоят полукругом около дефектолога.
Дефектолог: Ребята, а вы были в цирке? Значит, тогда вы любите чудеса и
волшебство?
Дети: Да!
Дефектолог: Сегодня
из
Фиолетового
Леса
я
получила
афишу
с
приглашением в Цифроцирк. Давайте все вместе туда отправимся, думаю,
будет очень интересно и увлекательно. Но как же нам туда попасть, ведь
Цифроцирк находится далеко, и пешком мы не дойдём?
Дети предлагают свои варианты решения проблемы. (На машине, на поезде,
на лодке, на самолёте и т. д.)
Дефектолог: Молодцы, ребята! Предлагаю построить лодки из Волшебного
Квадрата,
ведь
он
умеет
превращаться
в
различные
полезные
вещи.
Он
выручал нас много раз, про Волшебный Квадрат мы даже знаем стихи. (Дети
рассказывают стихи)
Пальчиковая гимнастика.
Дефектолог: Подойдите к столу, возьмите каждый свой Волшебный Квадрат.
(Выполняется
конструирование
«лодки»
по
словесной
инструкции
дефектолога)-
Дефектолог: У всех готовы лодки ?
Дети: Да!
Дефектолог: Давайте
скажем
вместе
волшебные
слова
«КОХЛЕ,
ОХЛЕ,ЖЕЛЕ,ЗЕЛЕ,ГЕЛЕ,СЕЛЕ,ФИ», закрыли глазаи поплыли по Озеру Айс
на волшебных лодочках в Цифроцирк.
Дефектолог:
Дети,
посмотрите,
нас
встречает
директор
Цирка-Нолик
Магнолик.(Выходит мальчик, переодетый в костюм Нолика –Магнолика)
Магнолик: Здравствуйте, ребята! Я Нолик-Магнолик!
Могут назвать меня мячом,
Хотите дыркой,
А можно-бубликом,
Почти, что кругленьким.
Но как меня не назовём,
А называюсь я Нулём!
Ребята, в Цирке случилась беда! Все артисты Цирка заблудились в лабиринте.
Помогите им выбраться из него.
Дефектолог: Ребята, вы поможете артистам?
Дети: Да! Поможем!
Дефектолог: Проходите за столы, перед вами лабиринты с аренами-№1 и
№2.Соберите сначала всех артистов , которых по одному и отправьте их на 1
арену, потом соберите всех артистов, которых по два и отправьте на арену
№2.
Дефектолог: Какие вы молодцы! Помогли Нолику-Магнолику навести
порядок в цирке.
Магнолик: Спасибо, ребята! Я приглашаю вас на представление в Цирк !
Проводится физкультминутка под музыкальное сопровождение.
Дефектолог: Ребята, занимайте свои места в цирке, представление
начинается! Занавес открывается и на арене Цирка появляются Цифрозвери!
Ребята, помогите Нолику-Магнолику построить всех артистов в ряд. У
каждого цифрозверя есть своё место. Кто стоит первым?(Ёжик Единичка),
вторым(Зайка Двойка)и т.д. Кто стоит между Летучей Мышкой Тройкой и
Псом Пятёркой? А кто по счёту стоит четвёртый? (Крыска Четвёрка)(Ответы
детей) Молодцы, дети! Всё правильно выполнили!
Дефектолог: Ребята, Нолик-Магнолик хочет поиграть с вами в игру
«Чехарда». Вы будете закрывать глаза, а один Цифрозверь будет прятаться от
вас. Но всё не так просто, как вы думаете. Перед вами на подносах лежат
Волшебные палочки «Волшебной Восьмёрки». Выложите из них Восьмёрку.
(по образцу)
Зрительная гимнастика «Чехарда»
Хорошо, теперь закрываем глаза, открываем, что изменилось, кто спрятался?
Дети: Летучая Мышь-Тройка.
Дефектолог: Правильно, какие палочки нужно убрать из Волшебной
Восьмёрки, чтобы получилась цифра Три?
Дети: Кохле и Геле .
Дефектолог: Молодцы, ребята, а назовите палочки , которые у вас остались?
Сколько их, сосчитайте? (ответы детей)
Обратно выложите Восьмёрку. Закрываем глаза, открываем, что изменилось,
кто спрятался?
Дети: Крыска-Четвёрка .
Дефектолог: Правильно, какие палочки нужно убрать из Волшебной
Восьмёрки, чтобы получилась цифра Четыре?
Дети: Охле, Геле, Селе .
Дефектолог: Молодцы, ребята, а назовите палочки , которые у вас остались?
Сколько их, сосчитайте? (ответы детей)
Обратно выложите Восьмёрку. А теперь уберите палочки Желе и Геле. Что у
вас получилось?
Дети: Цифра Пять.
Дефектолог: Молодцы, ребята! Здорово поиграли с Цифрозверями!
Понравилась игра «Чехарда»?
Дети: Понравилась!
Дефектолог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем
Нолику-Магнолику спасибо за приглашение в Цифроцирк!
Магнолик: Ребята, и вам за всё спасибо, буду очень рад видеть вас снова. У
меня есть для вас подарок- Волшебный Шар с сюрпризом! Я вам его дарю!
Дефектолог: Спасибо, Нолик-Магнолик! До свидания, до новых встреч!
Дефектолог: Ребята, подойдите к Озеру Айс, возьмите свои лодочки,
скажите волшебные слова «КОХЛЕ,ОХЛЕ,ЖЕЛЕ,ЗЕЛЕ,ГЕЛЕ,СЕЛЕ,ФИ»,
закрыли глазаи поплыли по Озеру Айс на волшебных лодочках в детский
сад!
Дефектолог: Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вам
понравилось приключение? Вам приходилось выполнять различные задания.
Скажите, какие задания было выполнять легко, а какие вызывали
затруднения? Кого ещё вы бы хотели повстречать в Цифроцирке?(ответы
детей)
Дефектолог: Молодцы, ребята! Сегодня вы показали, что вы умные, смелые
ребята, которые всегда могут прийти на помощь.
На этом наше приключение заканчивается, а впереди вас ждет еще очень
много путешествий! Давайте узнаем, что скрывает Волшебный шар Нолика-
Магнолика!(Внутри Шара детей ждёт вкусный сладкий сюрприз).
Самоанализ занятия
по развитию элементарных математических представлений,
с использованием развивающих игр
В.В. Воскобовича
для детей средней группы
«СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦИФРОЦИРК»
Форма проведения : подгрупповая (6-7 человек).
Цель : развитие логического мышления, внимания, творческого воображения,
формирование элементарных математических представлений, развитие
познавательного интереса, воспитывать интерес к математическим играм и
заданиям.
Программные задачи:
Образовательные: упражнять детей в умении узнавать и называть цифры на
основе словесного и зрительного восприятия.
Коррекционные : развитие зрительного и слухового восприятия, развитие
глазодвигательных мышц, развитие координации движений, развитие
тактильного восприятия. Развивать наблюдательность, память, воображение,
логическое мышление детей, используя приёмы и развивающие игры В.В.
Воскобовича, развивать речь, творческие способности, развивать общую и
мелкую моторику. Используя игровые приёмы, продолжать учить детей
проводить линии посередине дорожки (глаз-рука).
Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к
персонажам, желание помогать другим, формирование положительной
самооценки, развивать умения детей выполнять задания в процессе сюжета,
добиваясь конечной цели, продолжать развивать умение работать в
коллективе, проявлять выдержку, развивать у детей радость творчества.
Развивающие: развивать внимание, память, воображение, речь, логическое
мышление, развивать умение детей выполнять действия по словесной
инструкции педагога, тренировать умение конструировать цифры по
словесному шифру, счет в пределах 5.
Предварительная работа : совместная деятельность дефектолога с детьми,
знакомство детей с коврографом «Ларчик», развивающей средой
«Фиолетовый Лес», знакомство с персонажами, играми «Волшебный
квадрат», «Игровизор», «Волшебная Восьмерка»,знакоство с Цифрозверями,
заучивание стихов про «Волшебный Квадрат».
Оборудование и материалы : коврограф «Ларчик», развивающая среда
«Фиолетовый Лес», афиша с приглашением в Цифроцирк, персонаж –Нолик
Магнолик, «Волшебные квадраты»,»Игровизоры»,»Цифрозвери, коврики на
каждого ребёнка, шары для украшения, «Волшебный шар» сюрпризом.
Методические приемы : показ, рассматривание предмета, использование
наглядности, сюрпризный момент, объяснение, беседа, художественное
слово, вопросы, игра, упражнения детей, игровая ситуация, индивидуальная
работа, анализ.
Обстановка в группе, размер столов, стульев соответствует ростовым нормам.
Температура воздуха, проветривание и освещение выдержано
гигиеническими стандартами.
На занятии была предоставлена система заданий, упражнений и
дидактический материал, позволяющие решать все аспекты целей занятия:
обучающей, развивающей и коррекционной, в тесной взаимосвязи.
Наглядный материал бы яркий и крупной формы: развивающая среда
«Фиолетовый Лес» и Коврограф –Ларчик, «Волшебный квадрат»,
«Волшебная Восьмёрка»
Задания и материал были подобраны таким образом, чтобы они
одновременно соответствовали рекомендациям врача-офтальмолога и
образовательной программе. Волшебные палочки для выкладывания имеют
крупные размеры и яркого цвета -для режима зрительной нагрузки.
Занятие началось с психологической настройки детей на работу и
сюрпризного момента. Положительные эмоции, шутки, улыбки благоприятно
влияют на эмоциональное состояние детей, на охрану зрения.
Дети с удовольствием отвечали на вопросы дефектолога. Рассказывали стихи
про Волшебный Квадрат. Учились складывать из Волшебного Квадрата
фигуры. Повторили и закрепили цифры в пределах 5. Конструировали
цифры по словесному шифру.
Для предупреждения утомления использовалась методика меняющихся поз и
смены зрительных горизонтов.
За время занятия были проведены:
Пальчиковая гимнастика-«Волшебный Квадрат».
Зрительная гимнастика.
Физкультминутка.
На протяжении всего занятия происходило чередование различных видов
учебной деятельности. Это делало занятие интересным, доступным, снимало
зрительное утомление, развивало глазные мышцы.
Периодическое внесение в процесс занятия сенсорного разнообразия,
переключение ближнего зрения на дальнее, а также активизация общего
зрения способствует не только предупреждению утомляемости, но и
естественному ходу развития структурных и функциональных характеристик
зрительной системы. Такой режим на занятии существенно повышает
психическую активность детей на занятии, в том числе познавательные
способности, благотворно действует на функциональное состояние ЦНС.