Автор: Дробышева Екатерина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ Одинцовская СОШ №3 ДО Населённый пункт: г.Одинцово,Московская обл Наименование материала: консультация Тема: Адаптация детей к детскому саду. Раздел: дошкольное образование
Конспект выступления на педагогическом
совете на тему «Адаптация к детскому саду»
Сегодня мы с вами поговорим об адаптации малышей к детскому саду .
Возраст 2 лет, характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с
матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению
проходит крайне болезненно. И для того, чтобы как можно меньше травмировать
ребенка, нужна совместная работа родителей с воспитателем и специалистами.
Что такое адаптация ? Адаптация – это привыкание человека к новым
обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это
привыкание малыша к детскому саду .
Различают четыре степени тяжести адаптации :
1. Легкая адаптация : к 20 дню пребывания в детском учреждении нормализуется
сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и
взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не
более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести : поведение восстанавливается через 1-2 месяца
пребывания в саду . Замедляется активность. Заболеваемость до двух раз сроком
не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной
длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли
ребенку оставаться в детском саду .
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем , что
ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка
чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный
стресс. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью.
Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний,
характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих
случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические
состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости
организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов
ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность
непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это
самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если
ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу ,
тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает,
бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему
немного понежиться в постели до полного пробуждения.
Желательная одежда та, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и
свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать.
Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и
сообщать взрослым о такой необходимости.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и
физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом
коллективе.
Особое внимание нужно обратить на организацию полноценного отдыха ребенка.
Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя
друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его
психику.
В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и
физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен
новыми сведениями и устает к вечеру. После возвращения
домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а
возможно, даже побыть наедине с собой.
Об окончании периода адаптации говорит бодрое , веселое, спокойное
настроение в момент расставания и встречи с родителями , адекватное
отношение к предложениям взрослых, умение не конфликтовать, а общаться со
сверстниками, желание есть самостоятельно, доедать до конца положенную
норму, спокойный дневной сон, ночной сон без пробуждения до утра.
Если малыш с радостью говорит о детском саде , если спешит туда, если у него
там друзья и много неотложных дел, можно считать, что адаптационный период