Автор: Липина Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №88" Населённый пункт: г.Сыктывкар Наименование материала: проект Тема: Творчество К.И. Чуковского Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ПРОЕКТ
___
«Творчество К.И. Чуковского»
__
(Название)
_______средняя группа ______
(возрастная группа)
Выполнил:
Липина Татьяна Сергеевна
воспитатель
(Ф.И.О., должность)
Сыктывкар
2016 г.
2
Паспорт проекта
Тема: «Творчество К.И. Чуковского»
Ц е л ь : Поиск
эффективных
педагогических
условий
направленных
на
освоение
образовательной
области
«Чтение
художественной
литературы»
посредством ознакомления дошкольников с творчеством К.И. Чуковского.
Вид: Творческий, групповой.
Сроки реализации: Краткосрочный (2.10 – 6.10)
Участники: Дети, педагоги, родители.
Форма
проведения: ООД,
самостоятельная
деятельность
детей,
игры,
работа с родителями.
Реализация проекта:
1.ООД.
2.Беседы.
3.Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание иллюстраций изображений К.И. Чуковского (портреты,
автопортреты)
5. Рассматривание иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского
6. Дидактические игры.
7.Игра импровизация..
8.Слушание аудио сказок
9.Работа с родителями.
10.Совместная викторина родителей и детей «Сказка К.И.Чуковского»
11.Презентация.
Актуальность: Приобщение
детей
к
чтению
заключается
в
том,
что
дошкольный возраст - это период складывания первооснов личности имеет
свои потенциальные возможности для формирования художественного вкуса,
нравственности. Основой в воспитании у дошкольников в формировании
нравственных
качеств
являются
накопление
детьми
опыта в дошкольном
возрасте,
развитие
интереса
к
художественной
литературе,
творчеству
писателей.
Период
дошкольного
возраста
по
своим
психологическим
3
характеристикам наиболее благоприятен для формирования интереса к книге,
так
как
дошкольник
отвечает
доверием
взрослому,
ему
присуща
подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность
чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на
всю жизнь.
Проблема: Проблема исследования определена тем, что современные дети
все
больше
времени
проводят
за
компьютерными
играми,
телевизором,
заметно снижен интерес к книге у дошкольников; резко сокращена доля
чтения
родителями
в
домашних
условиях.
На
сегодняшний
день
актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя
в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, знать книги,
рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать
с малышами и помочь понять произведения К. Чуковского.
Проект предназначен: Для формированияумения правильно воспринимать
литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы
художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его
надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим
очень
важно
формировать
у
детей
способность
активно
слушать
произведение,
вслушиваться
в
художественную
речь.
Благодаря
этим
навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная,
грамматически правильно построенная речь, развивается воображение.
Задачи проекта:
1.Отобрать
содержание
произведений
К.И.
Чуковского
для
детей
среднего дошкольного возраста.
2. Разработать поэтапную систему, обеспечивающую последовательное
формирование представлений о творчестве К.И. Чуковского у детей среднего
дошкольного возраста.
Ожидаемый
результат: Совместная викторина родителей и детей «Сказка
К.И.Чуковского» - создание дружественной обстановки, сплочение родителей
и детей, выявление знаний о сказках К.И.Чуковского.
4
Создание
альбома
к
произведениям
К.И.
Чуковского
«Тараканище»,
«Федорино горе»
Содержание проекта
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный.
Цель: Развитие интереса и любознательности детей; положительного
эмоционального отклика к творчеству К. Чуковского
1. Знакомство детей с биографией К.И.Чуковского.
2. Углубление и расширение знаний дошкольников о творчестве Чуковского.
3. Развитие умения отвечать на вопросы по данной теме.
2 этап: основной
Целью расширение представлений детей о творчестве и произведениях
К. Чуковского.
3 этап : Заключительный
Цель:
обобщить
знания
детей
о
произведениях
и
творчестве
К.
Чуковского
5
Содержание этапов проекта
Этапы
Педагог
Дети
Родители
1 этап
Выявление первоначальных знаний
детей о творчестве К.Чуковского.
Формирование проблемы.
Подведение к формулировке задач.
Знакомство детей с детским
писателем К.И.Чуковским,
знакомство с произведением
««Тараканище»и «Федорино горе»
Входят в проблему, вживаются в
ситуацию, обсуждают её, принимают
задачи, дополняют
Вовлечение
р о д и т е л е й
в
проектную
деятельность
Таким образом,
на первом этапе проекта мы развивали интерес и любознательность детей среднего дошкольного
возраста, а также воспитывали положительный эмоциональный отклик к творчеству К. Чуковского. Познакомили детей с
биографией К.И.Чуковского, расширили знаний дошкольников о творчестве Чуковского. При организации выбранных
форм
работы
(организация
выставки
книг
по
творчеству
писателя,
просмотр
мультфильмов,
рассматриванию
иллюстраций) мы развили у детей умения отвечать на вопросы по данной теме.
6
2 этап
Организует деятельность
детей:
Познавательно развитие
х у д о ж е с т в е н н о
-
эстетическую
Речевое развитие
Организует совместную работу с
родителями.
Принимают
активное
участие
в
продуктивной деятельности, заучивают
с т и х и ,
с л у ш а ю т
м у з ы к а л ь н о е
произведение,
импровизируют
по
отрывку
П о м о г а ю т
в
подборе
материалов
(совместная
работа с детьми
дома).
Таким образом, проведения второго этапа проекта позволило повысить и расширить представления о творчестве
писателя. Учитывая возрастные особенности дошкольников. Проведение данного этапа свидетельствует о том, что у
дошкольников повысился интерес к творчеству К. Чуковского.
3 этап
Организует викторину
«Литературные сказки
К.И.Чуковского»
Участвуют в викторине
Участвуют в викторине,
создают альбом
На заключительном этапе проекта была проведена викторина. Содержание заданий, используемых в ходе викторины
позволило вновь отметить желание каждого ребенка проявить себя как в процессе
выразительного чтения, так в
процессе презентации творческих работы (аппликации), так и в игре импронизации по произведениям К. Чуковского.
Неотъемлемой частью проекта также было проведение работы с родителями: оформление альбома для пополнения
предметно-развивающей среды группы ДОУ «Сказки дедушки Корнея»; внесены дидактические игры из серии «Сказки
7
К.И.Чуковского», логические задания по сказкам. Более двадцати дидактических игр, разработанных по содержанию
произведений
К.
Чуковского.
Данные
игры
способствовали
закреплению
содержания
любимых
произведений
К.
Чуковского дошкольниками.
Комплексно – тематическое планирование (на неделю)
Дата
Образователь-
ные
области
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции
областей
Организация
развивающей
среды
В з а и м о д е й с т в и е
с
родителями.
ООД
Образовательная
деятельность
в
реж. моментах
Групповая
Индивидуальна
я
2.10
Познавательн
ое
развитие,
Художественн
о
–
эстетическое;
Речевое
развитие;
Физическое
развитие.
1.
ООД
«Знакомство
с
т в о р ч е с т в о м
К .
Чуковского»
Цель:
п о з н а ко м и т ь
с
д е т с к и м
п и с а т е л е м
К.И.Чуковским,
п о з н а к о м и т ь
с
произведением
Ч т е н и е
и
заучивание
стихотворени
я
«Тараканище
»
Задачи: Учить
с л у ш а т ь
и
повторять
т е к с т
з а
воспитателем;
Слушание
перед обедом:
Цель:
Закрепить
произведение
К.И Чуковского
«Тараканище».
Дидактическая
и г р а
« К т о
изображен
на
Книга
К.И.
Чуковского
«Тараканищ
е»
Портрет
К.И.
Чуковского.
Иллюстраци
и
к
произведени
Вовлечение родителей
в
п р о е к т н у ю
деятельность.
Беседы
с
родителями
н а
т е м у
« Д е т и
и
книга»
8
««Тараканище»,.
Задачи:
Обучающая – рассказать о
детском
писателе,
его
произведении
«Тараканище».
Развивающая – развивать
внимание детей.
В о с п и т а т е л ь н а я
–
в о с п и т ы в ат ь
у м е н и е
слушать
во с п и т ат е л я,
и н т е р е с
к
художественным
произведениям
2 .
ИЗО «Тараканище» по
сказке
К.И.Чуковского
«Тараканище»
Цель:
учить
р и с о ват ь
персонажа
и з в е с т н о й
с к а з к и
. П р о д о л ж а е м
формировать
у
детей
у м е н и е
р и с о в а т ь
отдельные
предметы
и
с о зд а в ат ь
с ю ж е т н ы е
вызвать
положительны
й
эмоциональны
й настрой.
картинке?»
Цель:
Расширить
у
детей
представления
о творчестве К.
Чуковского
ям
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
9
композици
3.10
Художественн
о
–
эстетическое;
Развитие
речи;
Познавательн
ое
развитие,
Физическое
развитие.
1.
Чтение
произведений
К .
Ч у к о в с к о г о :
«
Федорино горе»
Цель:
р а с ш и р и т ь
представления
у
детей
о
т в о рч е с т в е
д е т с ко г о
писателя К.И.Чуковского.
Задачи:
Обучающая - знакомство с
произведениями
Чуковского.
Развивающая
-
учить
д е т е й
э м о ц и о н а л ь н о
воспринимать
поэтические
произведения,
осознавать
тему и содержание.
Воспитывающая
-
учить
д е т е й
ч у в с т в о в а т ь
С
И р о и
и
Колей
закрепить
Дидактическая
и г р а
« К т о
изображен
на
картинке?»
Цель:
Расширить
у
детей
представления
о
творчестве
К. Чуковского
На
прогулке:
разучивание
о т р ы в к а
и з
сказки
К.И.Чуковского
«Федорино
горе»
Цель:
у ч и т ь
читать наизусть
предложенный
о т р ы в о к
и з
сказки.
Книга
К.И.
Чуковского
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
Портрет
К.И.
Чуковского.
Иллюстраци
и
к
произведени
ям
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
Памятка:
« Тв о рч е с т в о
К . И .
Чуковского»
Цель:
Расширить
з н а н и я
р о д и т е л е й
о
т в о р ч е с т в е
К .
Ч у к о в с к о г о
и
важности знакомства с
ней детей.
10
напевность,
ритмичность
языка
с т ихот воре ния ,
п е р е д а в а т ь
с в о ё
отношение к содержанию;
формировать
н а в ы к и
выразительного
исполнения
стихотворения.
2.
ООД
по
Р.Р.
«Кто
изображен на картинке»
Цель: Расширить у детей
п р е д с т а в л е н и я
о
творчестве К. Чуковского.
П р о д о л ж а е м
у ч и т ь
рассказывать:
описывать
картину,
упражнять
в
составлении рассказов по
картине.
4.10
Художественн
о
–
эстетическое;
Развитие
речи;
Познавательн
ое
развитие,
Физическое
развитие.
1.
ООД:
А п п л и ка ц и я
« Ч а ш к и
бл юд ц а »
п о
произведению
К.И.Чуковского
«Федорино горе»
Цель:
у ч и т ь
д е т е й
составлять
аппликацию
по
образцу
воспитателя.
С
п е р в о й
подгруппой
закрепить
умение
составлять
аппликацию
по образцу.
Слушание
п е р е д
с н о м
произведения
К.
Чуковского
«Тараканище»,
«Федорино
горе»
Книга
К.И.
Чуковского
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
Портрет
К.И.
Стимулировать
родителей к созданию
а л ь б о м а
к
произведениям
К.И.
Чуковского
«Тараканище»,
« Фед о р и н о
г о р е » ,
собрать
материал
к
альбому
11
Учить
вырезать
круглые
формы из квадрата ,путем
скругленияуглов.
Задачи:
О бу ч а ю щ а я
–
у ч и т ь
составлять
аппликацию
по образу воспитателя,;
Развивающая – развивать
умение
п о л ь з о в ат ь с я
ножницами;
развивать
мелкие мышцы рук.
В о с п и т а т е л ь н а я
–
воспитывать сочувствие к
героям,
желание
помочь
и м ;
и н т е р е с
к
выполненной работы.
2. ООД. по поз. Раз «Мой
любимый
литературный
герой
из
произведений
К.Чуковского»
Цели:
развивать
у
детей
умение
передавать
образ
сказочного
героя;
учить
д е т е й
п о д б и р а т ь
соответствующую
Чуковского.
Иллюстраци
и
к
произведени
ям
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
12
цветовую
гамму
д л я
п е р е д а ч и
х а р а к т е р а
о б р а з а ;
у ч и т ь
д е т е й
передавать
различно е
в ы р а ж е н и е
л и ц а
персонажа,
используя
разные
художественные
материалы.
5.10
Художественн
о
–
эстетическое;
Развитие
речи;
Познавательн
ое
развитие,
Физическое
развитие.
Беседа:
“Мой
любимый
литературный
герой
из
произведений
К.Чуковского”
Цели:
развивать
у
детей
умение
передавать
образ
сказочного
героя;
учить
д е т е й
п о д б и р а т ь
соответствующую
цветовую
гамму
д л я
п е р е д а ч и
х а р а к т е р а
о б р а з а ;
у ч и т ь
д е т е й
передавать
различно е
в ы р а ж е н и е
л и ц а
персонажа,
используя
разные
художественные
материалы
Дидактическая
игра
«Озвучь
иллюстрацию»
Цель:
Продолжение
р а б о т ы
п о
развитию
поэтического
слуха
детей:
умение
чувствовать,
п о н и м ат ь
и
воспроизводит
ь
о б р а з н ы й
язык
стихотворений
Игра-
импровизация
по
отрывку
из
сказки
«Тараканище»
К.И.Чуковского
Цель:
у ч и т ь
входить в образ
героев,
поощрять
стремление
ребят
избавиться
от
недостойных
привычек.
Книга
К.И.
Чуковского
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
Портрет
К.И.
Чуковского.
Иллюстраци
и
к
произведени
ям
«Тараканищ
е»,
«Федорино
горе»
13
6.10
Художественн
о
–
эстетическое;
Развитие
речи;
Познавательн
ое
развитие,
Физическое
развитие.
Совместная
викторина
р о д и т е л е й
и
д е т е й
«Сказка К.И.Чуковского»
Цель:
с о з д а н и е
дружественной
обстановки,
сплочение
р о д и т е л е й
и
д е т е й ,
в ы я вл е н и е
з н а н и й
о
сказках К.И.Чуковского.
Совместная викторина
родителей
и
детей
«Литературные сказки
К.И.Чуковского»,
Создание
альбома
к
произведениям
К.И.
Чуковского
«Тараканище»,
«Федорино горе»
14
Совместная викторина родителей и детей «Сказка К.И.Чуковского»
Цель:
создание
дружественной
обстановки,
сплочение
родителей
и
детей, выявление знаний о сказках К.И.Чуковского.
Материал: юла, карточки с заданиями, красные и синие фишки, жетоны;
разрезные
картинки;
карточки
с
изображением
сюжетов
из
сказок
К.И.Чуковского; карточки с разными предметами, медальоны за I и II место.
Ход:
Воспитатель:
Здравствуйте,
уважаемые
родители.
Сегодня
мы
пригласили вас, чтобы принять участие в викторине, посвященной творчеству
нашего замечательного детского писателя К.И.Чуковского.
Сейчас, мы разделимся на 2 команды, в этих командах будут, и дети, и их
родители. У меня, здесь в коробке синие и красные фишки, в зависимости от
того какую фишку вытащат дети, мы и разделимся на команду синих и
команду красных, которые должны дать себе название, связанное со сказками
К.И.Чуковского. (деление на команды)
Воспитатель:
Вот
у
нас
и
готовы
2
команды,
которые
будут
соревноваться между собой. Каждая команда по очереди крутит юлу, вокруг
которой
расположены
карточки
с
заданиями.
На
какую
карточку
укажет
стрелка юлы, то задание и выполняем. За каждое правильное выполнение
задания – жетон. Победит команда, набравшая большее количество жетонов.
А сейчас выберите капитанов в каждой команде. Начинает команда
«синих». (капитаны обоих команд крутят юлу по очереди)
Задания:
1)
«Назови
Больше».
Каждой
команде
предлагается
по
очереди
называть
сказки
К.И.Чуковского.
Победит
команда,
назвавшая
большее
количество сказок?
2)
«Собери
сказку».
Команды
должны
собрать
из
частей
целую
картинку и назвать из какой сказки она взята. Победит команда быстрее
выполнившая задание.
15
3)
«Расположи
последовательно».
Каждой
команде
предлагается
картинки из 2 сказок К.И.Чуковского. Задача – отобрать картинки к каждой
сказке,
расположить
их
в
порядке
следования
сюжета
и
назвать
представленные сказки. Побеждает команда, выполнившая задание первыми.
4)
«Покажи сказку». Команда вытягивает карточку с отрывком из
сказки К.И.Чуковского («Тараканище», «Федорино горе») и пробует показать,
инсценировать
этот
отрывок.
Выигрывает
команда,
наиболее
точная
изобразившая сказку.
5)
Команде предлагаются карточки с разными предметами. Задача
разложить их к названиям сказок. Побеждает команда, которая правильно и
быстро выполнила задание.
В конце викторины подсчитываются жетоны. Воспитатель подводит итог
викторины
Воспитатель: Вот у нас и определилась команда – победитель. Сегодня
мы ей дарим медали за I место, но и вторая команда тоже молодцы – вы ей
вручаем медали за II место.
Сегодня вы показали, что хорошо знаете и разбираетесь в сказках
К.И.Чуковского,
надеюсь,
наша
викторина,
доставила
вам
радость,
и
в
дальнейшем вы также будете обращать внимание на то, чтобы ваши дети
приобщались
к
творчеству
такого
замечательного
автора,
как
Корней
Иванович Чуковский