Напоминание

Профилактика вандализма - необходимое условие сохранения национального культурного наследия


Автор: Атоян Рима Александровна
Должность: социальный педагог, учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ п. Витим
Населённый пункт: поселок Витим, Ленский район, РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика вандализма - необходимое условие сохранения национального культурного наследия
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профилактика вандализма - необходимое условие сохранения национального культурного наследия (из опыте моей работы) Неотъемлемую часть пейзажа современных городов, внутренней обстановки общественных зданий и учебных заведений составляют нелегитимные надписи и рисунки. Они наносятся мелом, ручками, карандашами, маркерами, краской, царапаются гвоздем на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, на лестницах, в общественных местах, на партах и даже на памятниках культуры.
Эти нелегитимные надписи и рисунки называют граффити.
Циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение стен транспортных салонов –замусоривание парков и скверов, битье стекол на остановках замечаются и у нас в поселке. Они портят лицо нашего поселка, всего того, что сопровождает нас с детства, и дорога нам, как понятие своего дома и отечества. В этих граффити содержатся ругательства, выражаються склонность к девиантному поведению «авторов», снимается запрет на открытое выражение агрессии. Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окружающей среды. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Доходит до того, что некоторые девиантные подростки разводят костры прямо на сцене, на площади(данный акт совершили у нас четыре подростка), залезают в нежилые дома краской пачкают пол(пятеро малолетних детей)… Такая картина выглядит особенно угнетающей и недопустимой, когда замечается в новом строении: в жилом доме, тем более в школе. Кроме того, ощущение беспорядка и упадка понижает порог сдерживания от деструктивных действий, а это, в свою очередь, увеличивает вероятность дальнейших разрушений. С болью и глубоким возмущением я стала свидетелем данного явления с 2010 года, когда открылась наша прекрасная школа
. Слайд 2,3.
Со слов учителей, в старых школах учащиеся такого себе не позволяли. Возникла необходимость:
1.выявить причины такого отношения,

2.найти пути профилактики разрушительного поведения-вандализма

3.показать связь отношения к вандализму в обществе и сохранности культурного

наследия

4.воспитать гражданскую отрицательную позицию к вандализму.
Необходимо было донести до учащихся, что считающаяся со стороны некоторых людей шалость, баловство под названием граффити, вандализм очень серьезное разрушающее поведение. Так что такое
Вандализм

1.
Вандализм
является проявлением агрессии, насилия

2.
Вандализм
причиняет психологические, физические травмы

3.
Вандализм
причиняет

невосполнимые

разрушения

памятников

культуры

и

архитектуры

4.
Вандализм
является

агрессивным

фактором

в

идеологической

войне

при

переписывании

исторических фактов.
(события в Украине, в Польше связанные с ВОВ) Слайды______
Слайд ____________ Известные случаи вандализма в мирового значения……

В 2010 году зафиксировано 175 актов крупного вандализма в России, а за 2011 г.- 48 из

которых:

16 – направленно против православных памятников архитектуры;

13 (2010) – против государственных учреждений;

По идеологическим убеждениям совершено 100 актов вандализма за 2010 год

5
.
Вандализм
посягает на историческую память,
6. Вандализм
посягает на национальную самоидентичность.
7. Вандализм н
аносит огромный материальный ущерб стране
, весьма значительные средства расходуются не на благо общество, помощь неимущим, старикам, детям, а, по сути, на то, чтобы устранить последствия в пробелах воспитания наших детей. Оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям таким как: хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам агрессии. Для решения данных задач и для выяснения причин проявления вандализма в апреле 2014 года было проведено исследование, в ходе которого изучены и проанализированы подростково-молодежные надписи и рисунки, опрошены подростки с 5-го по 7-ые классы так-как мониторинг показал, что подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет Важной особенностью подросткового вандализма является присутствие сообщников, их обычно 3-4, было проведено анкетирование . Исследованием установлено, что ведущими причинами нанесения граффити и совершения актов вандализма являются:
1.дефицит приемлемых способов и средств удовлетворения общения,

2.деформированная система подростково-молодежных ценностей,

3.несформированность целей и смысла жизни и

4.как следствие этого - нарушение механизмов социализации.
Так, на вопрос анкеты
Слайды____________
"Что побуждает наносить граффити?" 24% респондентов назвалипотребность в самовыражении, привлечение внимания: 35% - "от нечего делать"; 10% -назло учителям; 18% - невоспитанностью, отсутствием родительского воспитания. При этом 22% в апреле 2014года не осуждали нанесение граффити или акты вандализма. Также было установлено, что основная масса граффити 71% - это надписи и рисунки в местах, безопасных с точки зрения возможных социальных санкций, Наиболее частыми объектами нанесения деструктивных граффити в учебных заведениях являются: а) парты, столы -45%, б) туалетные комнаты - 19%, в) подоконники - 10%. Субъектами нанесения граффити, как правило, выступают подростки. При этом 53% опрошенных хотя бы раз рисовали на партах или стенах или другие проступки (вандальные), 17% могли часто совершать поступки вандального характера, 30% никогда не наносили граффити на объектах частной и государственной собственности. Исследование подростков и разрушительного поведения в школьной среде показало, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, 1. однако успевают в школе значительно хуже, 2. склонны к прогулам, праздному время провождению, бесцельным гуляниям по улицам, в позднее время и в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма Данные результаты свидетельствовали
- о незрелости социально-правовых и культурно-нравственных взглядов подростков.

-Об ущемленных личных потребностях в любви, в дружбе, в общении, в признании

-об уверенности в

невозможности самореализации(бесцельные гуляния, пропуски

уроков);

-о сознательности нанесения граффити, преодоления препятствий для достижения

удовлетворения «самореализацией».
Был разработан план профилактики вандализма нацеленный на - воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности
-Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, --развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, поселку, дому, школе, н е т е р п и м о с т и к р а з р у ш е н и я м и п о р ч е . :
- развитие гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности

е е

д у х о в н о г о

и

к у л ь т у р н о г о

н а с л е д и я ;

- толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

-

у в а ж е н и я

п р а в

д р у г и х

л ю д е й

и м е т ь

р а з н ы е

т о ч к и

з р е н и я ;

-

способности

самостоятельно

анализировать

информацию,

в

том

числе

обществоведческого,

политического,

экономического,

социального

характера;

- умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения,

о с о з н а в а т ь

и х

п о с л е д с т в и я ;

- умение использовать демократичные способы и процедуры для достижения своих

целей;

- осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе
. . Были организованы -классные часы, беседы (гражданин РФ- звучит гордо, Вандализм-путь к саморазрушению, Умеем ли мы считать? Сколько стоит ремонт парты? Толерантность. Твои права и обязанности, Уголовная ответственность несовершеннолетних, Историческая память и музей, Умей выбирать друзей, и т.д.), - Проведены Музейные уроки, где прививалось любовь к своему поселку, его славному прошлому, -рассказывалось о невосполнимых потерях, которые приносят разрушения памятников архитектуры и зодчества, на громадные средства, необходимые для восстановления и реставрацию церкви( до сих пор не имеются средства для восстановления сгоревшего от пожара Спасского храма построенного в 1874 году, дома Громовых, который является историческим достоянием РСЯ). -Контроль скрытого отсева, - организована работа с учителями предметниками для оказания помощи в ликвидации пробелов в знаниях, для воспитания гражданского самосознания, -мероприятия для обеспечения внеклассной занятости подростков - оказано психолого-педагогическая помощь семьям с нарушенными детско- родительскими отношениями -профилактика конфликта с учителями(методическая помощь учителям при разрешении конфликтных ситуаций.
-большую

роль

сыграли

волонтеры

команды

«Чистоград»,

которые

не

только

приводили

в

порядок

поселок,

но

и

вели

активную

пропаганду

против

вандализма:выпускали листовки, выступали на мероприятиях. СЛАЙД
В результате проведенных работ снизился уровень правонарушений, актов вандализма:не зафиксированы новые факты вандализма со стороны учащихся, учащиеся состоящие на учетах с удовольствием принимают участие в работе школьного музея, помогают собирать материалы, посещают уроки Музейного часа, изучают историю своей семьи и поселка. В марте 2016 было проведено повторное анкетирование которое показало гражданскую позицию учащихся
слайды, графики.
Данные факты показали правильность выбранного нами пути, что убеждает нас в правильности выбранного пути в профилактике вандализма. Социальный педагог МАОУ СОШ п. Витим Атоян Р.А.


В раздел образования