Автор: Спрыгина Наталия Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №22 "Почемучка" Населённый пункт: г.Саяногорск,Республика Хакасия Наименование материала: Методическая разработка Тема: Кружок "Веселая логоритмика" Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость
определённых изменений в системе дошкольного образования.
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных,
музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании
связи слова, музыки и движения .
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом.
Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в
упражнениях
в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную
сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно
то,
что
бы
у
ребенка
эти
процессы
нормализовались неосознанно,
естественно.
Музыка
является
могучим
средством
в
решении
коррекционных,
воспитательных,
развивающих
задач.
Организация
последовательной,
систематической
работы
на
музыкальных
занятиях
в
детском
саду
над
решением задач
музыкального
воспитания
в
сочетании
с
решением
коррекционных, является в наше время актуальной проблемой.
На
музыкальных
занятиях
я
использую дифференцированный подход к
средствам
логоритмики.
Мною
выбраны
комплексные
музыкально
–
ритмические задания и упражнения,
так как осознание выразительного
значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.
Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти
годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У
многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в
анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости
речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений
и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но
целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт
значительную динамику в их формировании у детей, посещающих
логопедические группы.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это
взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является
организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она
используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития
мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать
пение, речь и движение.
Цель – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания
и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические
занятия.
Задачи
образовательные:
2
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю.
Продолжительность занятия в старшей – 20-25 минут.Диагностика
проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое
занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура
занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные
упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,
памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки
для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на
детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а
так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
3
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие
возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и
координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и
дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления
гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами,
развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.
Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на
других занятиях.
Содержание:
Старшая группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером
музыки.
2. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной
формой музыки.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений,
используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1. Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки.
2. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать движения
языка вверх.
3. Вырабатывать выдувание воздуха поочерёдно правым и левым углом рта.
4. Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном
состоянии.
5. Развивать умение поднимать боковые края языка.
6. Стимулировать движения нижней челюсти.
7. Укреплять губы.
8. Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро
менять положение языка.
9. Развивать мимико-артикуляторные мышцы.
10. Развивать мышцы шеи.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
4
Пение.
1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
3. Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
4. Учить петь с инструментальным сопровождением и с голосом музыкального
руководителя (воспитателя).
Игра на детских музыкальных инструментах.
Развивать умение подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане,
погремушках, металлофоне.
Коммуникативные игры и танцы.
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Список детей:
1. Байдерина Ксюша
2. Борбенчук лиз
3. Борисенок Слава
4. Демченко Настя
5. Дайтинова Ксюша
6. Иванов Дима
7. Кожевникова Катя
8. Лазарева Даша
9. Смирнова софья
10.
Сурдин Илья
11.
Энгельман Настя
5
Перспективный план музыкально - логоритмических занятий
Старшая группа
Месяц
Неделя
Тема
Сопутствующие формы работы
Сентябрь
1 – 2
3
4
Диагностика
Детский сад
Игрушки
Октябрь
1
2
3
4
Осень
Овощи
Фрукты
Сад-огород
Праздник Осени
Ноябрь
1
2
3
4
Лес. Грибы, ягоды, деревья
Перелетные птицы
Одежда
Обувь. Одежда. Головные
уборы
Декабрь
1
2
3
4
Ателье
Зима. Зимние забавы
Мебель. Части мебели
Новогодний праздник
Новогодний праздник
Январь
1
2
3
4
Каникулы
Семья
Зимующие птицы
Дикие животные зимой
Февраль
1
2
3
Почта
Транспорт
Комнатные растения
Защитники Отечества
Спортивное развлечение
“Богатырское”
6
Март
1
2
3
4
Весна
О любимых мамах
Профессии
Книжкина неделя
Мамин праздник
Апрель
1
2
3
4
Наша птица
Откуда хлеб пришёл?
Посуда
Мой дом. Прогулка по городу
Развлечение “Полёт в космос”
Май
1
2
3
4
Домашние животные и их
детеныши
Наша страна. Мой родной край
Человек
Насекомые
Развлечение “Наш друг Светофор”
Требования к уровню подготовки воспитанников
Старшая группа
1. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром.
2. Отражает особенности музыкальной речи в движении.
3. Умеет двигаться под музыку легко, пластично.
4. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.
5. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно.
6. Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением.
7. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами.
8. Умеет подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане,
погремушках, металлофоне.
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
1. Вводная диагностика – сентябрь.
7
2. Итоговая диагностика – май.
Тесты для проведения диагностического обследования
Обследование музыкальных способностей.
1. Выявление качества певческих умений:
Старшая группа – исполнить знакомую песню в сопровождении фо-но, повторить
индивидуально с частичной помощью взрослого.
2. Выявление качества музыкально-ритмических движений:
а) выполнение элементов танца:
Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом,
кружение парами).
б) создание музыкально-игрового образа:
Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”).
в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах:
Старшая группа – исполнить простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане,
погремушках, металлофоне.
3. Выявление уровня ритмического слуха:
Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых
длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).
4. Выявление уровня звуковысотного слуха:
Старшая группа – определить высокий и низкий звуки в пределах кварты – “до”-“фа”
(использовать металлофон).
Обследование неречевых психических функций.
1. Обследование слухового восприятия:
- дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;
- определение направления звука;
- восприятие и воспроизведение ритма.
2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-образного
мышления:
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка в схеме собственного тела.
8
Обследование состояния моторной сферы.
1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность,
координация движений).
2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению,
наличие леворукости).
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность
выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных
яблок).
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус,
объём, способность.к переключению, замены):
- движения нижней челюсти;
- движения губ;
- движения языка.
Обследование состояния экспрессивной речи.
1. Состояние дыхательной и голосовой функций:
- объём дыхания;
- продолжительность речевого выдоха;
- сила голоса;
- модуляция голоса.
2. Особенности динамической стороны речи:
- темп;
- ритм;
- паузация;
- употребление основных видов интонации.
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики
«Домок - теремок»
Цель. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания
и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
9
Задачи.
Развитие:
- музыкального слуха;
- мелодико - интонационной стороны речи,
- речевого дыхания,
- тонкой, общей и артикуляционной моторики,
- слухо - двигательной координации;
- чувства ритма,
- переключаемости с одного поля деятельности на другое,
- умения согласовывать движения с музыкой;
- выразительности движений,
- умения перевоплощаться,
Воспитание положительной установки на занятие.
Оборудование: фонограмма, нотный материал.
Шумовые инструменты для детского оркестра.
Наглядность: избушка, плоскостные картинки для театра, ширма.
Элементы костюмов: медведь, гуси, кошка, мышки, лягушка.
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную мелодию и останавливаются
полукругом.
(Музыкальное приветствие)
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- И гостям споём мы:
- Здравствуйте!
Вед. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке?
Для этого нам надо всем вместе, дружно произнести слова.
10
- Раз, два, три – сказка к нам приди.
(Дети проговаривают все вместе)
Звучит сказочная музыка.
Вед. Итак, сказка начинается.
В одном лесу жил был бурый медведь.
(выходит ребёнок «медведь»)
Вед. Давайте про него расскажем песенкой, и не просто расскажем,
но и покажем.
(перестраиваясь, дети идут по кругу, медведь в кругу противоходом).
«Про медведя» Муз. Д.Кабалевского, сл. К.Некрасовой (движения по
тексту)
Ходит по лесу медведь, хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть, чтобы мог медведь присесть?
То, высок пенёк, то торчит сучок, то мокрый мох, то мох пересох!
То низкий пень, то густая тень, то узкий ров, то гнездо муравьёв.
То кричит сорока, то колючки сбоку,
То кустарники, то речка – нет хорошего местечка.
Это сказка о медведе, о медведе – привереде.
(садятся на стульчики)
Вед. Слушайте сказку дальше. Наступала долгая и холодная зима
шёл по лесу Миша-медведь и думал «Как зиму зимовать буду?».
Думал-думал и придумал. Решил себе дом – теремок построить,
теплый да крепкий. Давайте посмотрим, как медведь себе дом
мастерил.
(выходит Медведь и исполняет
Стихотворение с движениями «Дом» Ю. Соколова)
Вед. Давайте и мы научимся строить, будет делать всё, как Мишка.
11
Только не спешите, сначала Мишка нам будет показывать,
а потом мы дружно будем повторять за ним
( Приём «Эхо», медведь начинает, дети дублируют каждую строчку)
Молоточком я стучу, Ударяют кулачками друг о друга.
Дом построить я хочу. Соединяют кончики пальцев над головой.
Строю я высокий дом, Поднимают прямые руки вверх.
Буду жить я в доме том. Хлопают в ладоши.
(Ведущий показывает детям избушку, построенную медведем.)
Вед. Вот построен новый дом, поселился Мишка в нем.
Очень мишкин дом большой, он и с печкой, и с трубой.
Живет Мишка в новом доме, радуется теплу и уюту.
Да стал он задумываться:
Реб. медведь : «Мне-то хорошо, тепло. А как же мои друзья – приятели?
Им-то зимой холодно будет».
Вед. Решил Мишка пригласить своих друзей в домок-теремок.
Первыми пришли гуси. У них лапки от холода покраснели.
Выходите на коврик, ребята, поиграем в игру «Гуси».
Стихотворение с движениями «Гуси» Ю.Соколова
Гуси серые летели. Бегут на носках, взмахивая руками.
На лужайке тихо сели, Приседают.
Походили. Ходят на носках.
Поклевали. Наклоняют голову вперед.
Потом танец станцевали. Становятся парами
Танец «Приглашение» (движения по тексту)
12
Лапками мы топ, топ, крылышками хлоп, хлоп,
А потом прыг скок, скок, и ещё разок, скок.
Носик, пятка, перетоп, носик, пятка, перетоп,
Покружились малость и начнём сначала.
Вед. Гуси стали дрова рубить да печку топить,
чтобы в теремке всегда тепло было.
А потом пришли подружки — Мышки с Лягушкой.
Они из муки пекут пироги.
Хороши у Мышек из печи пышки.
А у Лягушки — к чаю ватрушки. В. Хесин
Давайте покажем, как надо печь пышные ватрушки.
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Тюшки-тютюшки! Легко хлопают в ладоши перед собой.
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы, ложкай «мешают» тесто в лоханке.
Сахар положили мы, «Посыпают сахарный песок» пальчиками обеих
рук.
Ягоды, творог — пр.руку вперёд и сторону, затем лев.руку
Лепим пирожок. «лепим» пирожки аккуратно
Тюшки-тютюшки! Хлопают в ладоши.
Кушайте ватрушки! Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх.
Вед. Рады Мышки с Лягушкой, что вкусны у них ватрушки.
Вот и стало в теремке и тепло и сытно.
Пришла в теремок и кошка и тоже нашла себе дело.
13
(входит «кошка»)
Послушайте, какое самое любимое занятие было у красавицы-кошки.
Песня «Я – кошка, хвост пушистый»
(исполняет девочка)
Я – кошка, хвост пушистый, мяу, мяу,
Умею бегать быстро, мяу, мяу,
Люблю поспать на крыше, мяу, мяу,
Меня бояться мыши, мяу, мяу.
Вед. Я приглашаю вас поиграть в игру «Кот и мышки».
Дети выходят на ковер для игры.
Песня – игра «Мышки».
Мышки под полом сидят Сидят на корточках, лапки перед грудью.
И за кошкою следят. Правая рука ставится козырьком.
Кошка близко, не беда Разговаривают друг с другом, кивая головой.
Не боимся мы тебя. Отмахиваются от неё.
Песня «Вышли мышки как-то раз» О.Боромыкова
Вышли мышки как-то раз, посмотреть, который час,
Раз, два, три, четыре, мышки дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон, бом, бом,
Убежали мышки вон!
(«Кошка» просыпается и догоняет, убегающих на стулья «мышей»)
Вед. Вижу вам игра очень понравилась, давайте ещё раз поиграем,
только кошку выберем считалочкой:
«Раз, два, три, четыре, пять, хотим мы с кошкой поиграть.
Лапки, ушки и хвосты, нынче кошкой будешь ты»
14
(дети играют ещё раз)
Вед. Дружно и весело живётся всем в домике у Мишки.
Как – то раз, сидели они у окна,
И постучалась к ним... Весна!
Выбежали они все на улицу и запели….
(дети выбегают врассыпную и инсценируют песню
«Мы сидели у окна» )
Мы сидели у окна, постучалась к нам весна,
Зайчик солнечный блеснул, солнца в лужицу плеснул.
Прыгнул с ветки воробей, закричал, скорей, скорей.
Торопитесь все за мной, поздороваться с весной.
Если нас гулять зовут, мы готовы в пять минут,
Солнцем улица полна, здравствуй, милая весна.
( садятся на стульчики)
Вед. Как здорово, что в лес наконец-то пришла долгожданная, тёплая
весна.
Солнышко стало пригревать, снег растаял. Весна зазвенела своими
весенними колокольчиками и лес наполнился разными звуками.
Артисты за ширмой занимайте свои места…
Музыканты, берите инструменты, готовьтесь к выступлению.
( шумовой оркестр и плоскостной театр на ширме
исполняют композицию «Колокольчики звонили» помотивам
Т . Тютюнниковой)
Вед. Вот и закончилась наша весенняя сказка. Вы сегодня дружно пели,
плясали, играли, научились строительному делу,
сами повеселились и гостей порадовали.
А теперь пора прощаться.
15
(пропевают) «До –сви – да - ния»
Используемая литература.
1. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет.
Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая
деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»;
М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
6.А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет»
(методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
7.«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная
ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
16