Напоминание

Декоративное рисование "Саамские узоры"


Автор: Тюляпина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 26 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Декоративное рисование "Саамские узоры"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Декоративное рисование «Саамские узоры»
Подготовительная группа
Задачи:
 расширять и закреплять знания детей о жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов;  учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «саамского узора»;  учить рисовать на бумаге точечные узоры ватной палочкой из национальных элементов саамского узора;  развивать технические умения – умело пользоваться ватной палочкой, свободно двигаться в разных направлениях;  воспитывать интерес к национальному искусству саамов.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью саамов и домашних животных на Крайнем Севере. Ознакомление с произведениями декоративно- прикладного искусства саамов. Подготовка бумаги для рисования. Воспитатель готовит варианты рисования саамских узоров для показа и пояснения детям по ходу занятия.
Материалы, инструменты, оборудование.
Бумага красного цвета (квадратной, круглой формы), гуашевые краски, ватные палочки, кисточки, стаканчики под воду.
Ход образовательной деятельности.
Перед занятием воспитатель выставляет на столе предметы с саамской росписью и приглашает детей полюбоваться ими.
Воспитатель.
Ребята, все эти предметы вы уже видели, когда мы с вами знакомились с национальным бытом саамов. Кто помнит название этих предметов? Ответы детей.
Воспитатель
. Молодцы! Вы правильно назвали все предметы: шамшура – национальный головной убор, рукавицы – кысста, кисет, кошелек, пояс, сумка, пимы - сапоги. (Воспитатель показывает каждый предмет). Посмотрите внимательно, каждый предмет украшен национальным орнаментом. Вспомните, о чем нам может рассказать саамский узор? Ответы детей.
Воспитатель.
Правильно, каждый саамский орнамент состоит из отдельных элементов. Саамские узоры рассказывают нам о северной природе, о её несравненной красоте, рассказывает о жизни саам в тундре. По украшенному изделию можно прочитать о том, что хотела рассказать саамская мастерица своим узором. Из каких геометрических фигур состоят саамские узоры? Ответы детей.
Воспитатель.
Основные элементы саамского узора состоят из простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и овал), которые обозначают сопки, дороги, реки, солнце, птиц, северное сияние, следы животных. Эти элементы чередуются, повторяются. Ребята, внимательно рассмотрите саамские предметы и назовите, какие цвета бисера в своих узорах использовали саамские мастерицы? Ответы детей.
Воспитатель
. Твердо выдерживают саамские мастерицы цветовую гамму орнамента. Сукно чаще всего берут красного цвета. Сам бисер трех основных цветов: белого, голубого, желтого
Давайте, вспомним, о чем нам могут рассказать цвета саамского орнамента:  синий – цвет неба и воды, сопки.  красный, жёлтый – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.  жёлтый – луна, времена года.  белый, голубой – чистый снег, тундра, дорога.
Физкультминутка.

«Моя Родина – Россия»
Небо синее в России, Дети поднимают руки вверх. Реки синие в России. Разводят руками, как будто «плывут». Васильки и незабудки Наклоняются и нюхают цветы. Не растут нигде красивей. Есть и клены и дубы. Поднимают руки вверх и слегка покачиваются в стороны. А какие есть грибы! Наклоняются. А еще пекут в печи Вот такие калачи! Разводят руки в стороны. Воспитатель выставляет на мольберт или фланелеграфе варианты саамских узоров, нарисованных на круге и квадрате.
Воспитатель.
Само содержание саамского орнамента весьма отличается от орнаментов других народов Севера. В нем можно увидеть богатство элементов и разнообразие их трактовки. Сегодня мы с вами любуемся, изделиями саамских мастериц. Посмотрите, какие красивые и нарядные предметы, все они украшены разным орнаментом.
Воспитатель
. Ребята, мы поговорили с вами о саамских узорах. Предлагаю каждому придумать свой узор и нарисовать его. Представьте, что вы вышиваете саамские предметы бисером.  Рисовать вы будете, бисеринка ватными палочками, так как они оставляют круглый след, похожий на бисер.  Фантазируйте, смотрите на доску, попробуйте сочетать элементы разных цветов на своей геометрической фигуре.  Нарисуйте узор в виде ромбов, треугольников, квадратов, овалов. Воспитатель спрашивает детей, какие цвета и фигуры они будут использовать при составлении орнамента. Тем ребятам, которые не могут определиться с узором, помогает воспитатель.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится после того, как дети вырежут детали для составления узора.
«Солнышко»


Солнышко в глазки Светит ребяткам. Мы поиграем С солнышком в прятки.
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их. В конце занятия, воспитатель вместе с ребятами, оформляет выставку «Саамские узоры».
Воспитатель
. Сегодня вы были саамскими мастерами, каждый из вас придумал свой узор. Давайте побудем зрителями и полюбуемся своими работами. Кто может рассказать о своем узоре? Рассказы детей.


В раздел образования