Напоминание

"Народные умельцы"


Автор: Шадрина Лариса Моисеевна
Должность: учитель технологии, изо
Учебное заведение: МБОУ "Большеербинская СОШ"
Населённый пункт: Большая Ерба, Боградский район, Хакасия
Наименование материала: конспект
Тема: "Народные умельцы"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеербинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По ВУД «Народные умельцы» 1-4 классы Шадрина Л.М. Учитель 1 категории 2016 г

Пояснительная записка.
Кружок «Народные умельцы» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. «Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы. В кружке «Народные умельцы» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям. Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям. Обучаясь в кружке «Народные умельцы» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Народные умельцы» имеют и культурно- психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы. Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Цели работы
в кружке «Народные умельцы»: - научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер; -развитиетворческих способностей,мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации; -овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности;способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи кружка:
 познакомить детей с миром сувениров;  научить детей основным техникам изготовления поделок;  привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;  развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;  организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;  содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:  освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;  ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;  изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;  участие в создании коллективных композиций;  изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;  освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий.
1. Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка). 2. Повторение правил рабочего человека. 3. Выполнение творческой работы. 4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию кружковой работы «Народные умельцы» в 1 классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю), во 2,3,4 классах 34 часа в год (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты кружковой работы:
-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни, -заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,; -способность добывать новую информацию из различных источников 2.
Учебно-тематический план

образовательной программы кружка « Народные умельцы».
№ п/п Темы занятий Всего часов Теория Практи ка 1. Вводное занятие. 1 1 2. Изделия из природного материала. 3 1 2 3. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. 4 1 3 4. Игрушки из ниток. 2 1 1 5. Фигурки животных, сказочных п е р с о н а ж е й и ч е л о в е к а , выполненных из пластилина. 2 1 1 6. Украшения для новогодней елки. 4 1 3
7. Оригами: конструирование поделок из бумаги. 2 1 1 8. Игрушки из яиц. 4 1 3 9. О т к р ы т к и , к а р т и н ы , п а н н о , апплицированные р а зл и ч н ым и материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. 5 1 4 11. Общая коллективная тематическая работа для выставки. 3 1 2 12.
Из них: экскурсии.

3

3
Всего часов 33 10 23 3.
Описание содержания разделов:

1.Вводное занятие. (1 ч.)
Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка.
2.Изделия из природного материала.(3 ч.)
Экибана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре. Аппликация из осенних листьев.
3.Панно, созданные в мозаичной технике с использованием кусочков рваной бумаги,

пластилина, яичной скорлупы. (4 ч.)
Пейзажи. Знакомство с жанром живописи. Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги. Мозаичная техника. Панно - мозаика из пластилиновых шариков. Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека. Мозаика из скорлупы яиц. 4.
Игрушки из ниток (2 ч.)
Какие бывают нитки? «Цыпленок». «Гномик». 5.
Фигурки животных, выполненных из пластилина. (2 ч.)
Разнообразие животного мира. Выполнение фигурок птиц и зверей. 6.
Украшения для новогодней елки. (4 ч.)
Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты. Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки. Зайчик из ватных шариков. 7.
Оригами: конструирование из бумаги. (2 ч.)
Знакомство с древним японским искусством оригами. Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие. Что такое аппликация? Аппликация «Аквариумные рыбки».
8.Игрушки из яиц. (4 ч.)
Подготовка яиц к работе. Зайка. Цыплёнок. Мышка. Коллективная работа «Мои друзья»
9.О
ткрытки,

картины,

панно,

апплицированные

различными

материалами:

кожей,

сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (5 ч.)
Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания. Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки. Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация. Панно из цветных тканевых лоскутков. Изготовление панно из цветной бумаги.
10.Общая коллективная тематическая работа для выставки. (3 ч.)
Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Панно «Смешарики» из соленого теста. «Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.
11.Экскурсии. (3ч.)
Экскурсия в лес. «Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания. В природу – за прекрасным. Зимняя сказка. Весеннее пробуждение. 4.
Методическое обеспечение программы.
При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований. Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа. Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-10 лет. Хотя кружок называется «Народные умельцы», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры. В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать. Для работы в кружке необходимы следующие предметы:  альбом;  картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;  воздушные шарики и цветные нитки;  карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;  клей ПВА;  рамочки деревянные;  ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;  различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;  мука;  тесьма, бисер, бижутерия;  пластилин;  растительные сухие материалы;  крупа и макароны;  салфетки разных цветов. Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей. Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.
Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров. Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.) В кружке «Народные умельцы» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике изонити, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности. 5.
Список используемой литературы.
1. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с. 2. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с. 3. Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с. 4. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с. 5. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с. 6. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.


В раздел образования