"Работа над развитием орфографической и пунктуационной зоркости"
Автор: Калашникова Нина Тимофеевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ" Населённый пункт: с. Никольск, Мухоршибирского района, Республики Бурятия Наименование материала: Статья Тема: "Работа над развитием орфографической и пунктуационной зоркости" Раздел: среднее образование
"Работа над развитием орфографической и пунктуационной зоркости"
Проверяя диктант мы сетуем на досадные ошибки своих учеников . Почему
дети допускают пунктуационные и орфографические ошибки, зная правила?
В чем причина? Почему , даже самые лучшие ученики, прекрасно находят
орфограммы и расставляют знаки препинания в анализируемом сообща
предложении, а в контрольном диктанте, в сочинении не видят орфограммы и
необходимые знаки препинания?
Обычно мы, педагоги, однозначно констатируем: невнимательность,
неумение применять изученные орфограммы и пунктограммы
Чтобы преодолеть эту невнимательность, нужна длительная и кропотливая
работа. Я хочу предложить вам свою методику работы. С моей точки зрения,
эффективную.
1.
Подбираю предложения ,количество которых должно быть не меньше
двенадцати.
Требования к предложениям:
Предложения различные по своей структуре: простые, сложные
(сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, с различными
видами связи ),односоставные, с вводными словами, с обращениями, с
обособленными и необособленными членами, с прямой речью и т.д., в
зависимости от изученного материала.
Предложения подбираются из художественных произведений, изучаемых на
уроках литературы в данном классе.
Каждое предложение пронумеровано и расположено с новой строки.
2.
Каждый учащийся получает лист с предложениями и отыскивает
предложение (-я) или члены предложения, или слова с определенной
орфограммой, или средство художественной выразительности по заданию
учителя.
Например (для учащихся 7 класса):
1.Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две
красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие
комнаты.
2.Я, к сожалению, должен прибавить,что в том же году Павла не стало.
(И.С.Тургенев "Бежин луг")
3. Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа,
печально глядела, сидя на лавке.
4.«Ты знал брата?» - спросил Тарас.
5. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный
спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул
частокол, окружавший
двор.
6.Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро
густели.
7. Меня в жизни никто еще не наказывал; отец не только не трогал меня
пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова.
(Владимир Короленко. « Дети подземелья»)
8.Бульба вскочил на своего Черта, который бешено
отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что
Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба)
9.Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные
капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния,
11. Можешь ли ты, старик, — сказал он, — достать мне лошадей до
Жадрина? ( А.С Пушкин "Метель")
12. Был прекрасный июльский день, один из тех
дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И.
Тургенев)
13.Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром,
начинали выступать из мрака…
Найдите предложение (-я)
-с обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
- с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. ;
-с обособленным определением, выраженным причастным оборотом и с
обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
- с двумя обособленными определениями, выраженными причастными
оборотами;
-сложноподчиненное;
-с прямой речью;
-сложное предложение с бессоюзной связью;
- с вводным словом;
-с обращением;
-сложносочиненное предложение;.
-содержащее метафору;
-содержащее эпитет;
-найдите слова с орфограммой «правописание корней слов с чередованием
гласной» ;
- найдите слова с орфограммой «правописание н, нн в причастиях» ;
-найдите наречия;
и т.д.
Почему данная методика ,на мой взгляд, эффективна, постараюсь объяснить.
Во-первых, ученик, отыскивая нужное предложение(слово),старается
прочитать быстрее остальных одноклассников. Тем самым развивается
скорочтение
.
«Есть теория, согласно которой скорость чтения напрямую связана со
скоростью восприятия информации. А еще - со склонностью к быстрому
анализу, богатством интеллектуального багажа и общей эрудиции."
Приобретая
навыки быстрого чтения, ученики улучшат память, логику,
внимание. Улучшится и качество мышления.
Во-вторых, скорочтение идет без потери качества, т.е идёт чтение,
совершенствующее внимание, что так не хватает нашим ученикам. Мы с
вами , коллеги, изучали психологию и знаем, произвольное внимание
невозможно без заданной и удерживаемой перцептивной цели. Если нет цели
чтения, то время будет потрачено впустую.
В -третьих, чтение осмысленное, т.е дети увлечены поиском нужной
информации. Кроме внимания задействована и память (вспоминают правила
пунктуации и орфографии).
В-четвёртых, дети кроме слов с изученными орфограммами встречаются и со
словами с еще не изученными орфограммами, со словами с непроверяемым
написанием. Неоднократное прочтение (пусть даже просмотровое чтение)
позволит ребятам запомнить написание слов
В- пятых, учащиеся учатся четко выделять из общего частное (т.е
развивается такая операция мышления как анализ) Что искать? Как это
выглядит? И т.д.
В-шестых, это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ , в части выполнения тестовых
заданий
Данная методика используется мною на уроках русского языка и дает
положительные результаты.
Лист с предложениями, используется на различных этапах урока, по
продолжительности занимает 5-8 минут. На одном уроке, предлагаю найти
ответ примерно на 6-8 вопросов. Один и тот же лист с предложениями
используется на 4-5 уроках.