Напоминание

"Работа над развитием орфографической и пунктуационной зоркости"


Автор: Калашникова Нина Тимофеевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: с. Никольск, Мухоршибирского района, Республики Бурятия
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над развитием орфографической и пунктуационной зоркости"
Раздел: среднее образование





Назад




"Работа над развитием орфографической и пунктуационной зоркости" Проверяя диктант мы сетуем на досадные ошибки своих учеников . Почему дети допускают пунктуационные и орфографические ошибки, зная правила? В чем причина? Почему , даже самые лучшие ученики, прекрасно находят орфограммы и расставляют знаки препинания в анализируемом сообща предложении, а в контрольном диктанте, в сочинении не видят орфограммы и необходимые знаки препинания? Обычно мы, педагоги, однозначно констатируем: невнимательность, неумение применять изученные орфограммы и пунктограммы Чтобы преодолеть эту невнимательность, нужна длительная и кропотливая работа. Я хочу предложить вам свою методику работы. С моей точки зрения, эффективную. 1. Подбираю предложения ,количество которых должно быть не меньше двенадцати. Требования к предложениям:  Предложения различные по своей структуре: простые, сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, с различными видами связи ),односоставные, с вводными словами, с обращениями, с обособленными и необособленными членами, с прямой речью и т.д., в зависимости от изученного материала.  Предложения подбираются из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в данном классе.  Каждое предложение пронумеровано и расположено с новой строки. 2. Каждый учащийся получает лист с предложениями и отыскивает предложение (-я) или члены предложения, или слова с определенной орфограммой, или средство художественной выразительности по заданию учителя. Например (для учащихся 7 класса):
1.Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две

красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие

комнаты.

2.Я, к сожалению, должен прибавить,что в том же году Павла не стало.

(И.С.Тургенев "Бежин луг")

3. Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа,

печально глядела, сидя на лавке.


4.«Ты знал брата?» - спросил Тарас.

5. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный

спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул

частокол, окружавший

двор.

6.Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро

густели.

7. Меня в жизни никто еще не наказывал; отец не только не трогал меня

пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова.

(Владимир Короленко. « Дети подземелья»)

8.Бульба вскочил на своего Черта, который бешено

отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что

Тарас был чрезвычайно тяжел и толст.(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба)

9.Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные

капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния,

и гроза разразилась. (Тургенев «Бирюк»)

10.Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все,непрерывно

мерцая... (И.С.Тургенев "Бежин луг")

11. Можешь ли ты, старик, — сказал он, — достать мне лошадей до

Жадрина? ( А.С Пушкин "Метель")

12. Был прекрасный июльский день, один из тех

дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И.

Тургенев)

13.Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром,

начинали выступать из мрака…
Найдите предложение (-я) -с обособленным определением, выраженным причастным оборотом; - с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. ; -с обособленным определением, выраженным причастным оборотом и с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; - с двумя обособленными определениями, выраженными причастными оборотами;
-сложноподчиненное; -с прямой речью; -сложное предложение с бессоюзной связью; - с вводным словом; -с обращением; -сложносочиненное предложение;. -содержащее метафору; -содержащее эпитет; -найдите слова с орфограммой «правописание корней слов с чередованием гласной» ; - найдите слова с орфограммой «правописание н, нн в причастиях» ; -найдите наречия; и т.д. Почему данная методика ,на мой взгляд, эффективна, постараюсь объяснить. Во-первых, ученик, отыскивая нужное предложение(слово),старается прочитать быстрее остальных одноклассников. Тем самым развивается скорочтение . «Есть теория, согласно которой скорость чтения напрямую связана со скоростью восприятия информации. А еще - со склонностью к быстрому анализу, богатством интеллектуального багажа и общей эрудиции." Приобретая навыки быстрого чтения, ученики улучшат память, логику, внимание. Улучшится и качество мышления. Во-вторых, скорочтение идет без потери качества, т.е идёт чтение, совершенствующее внимание, что так не хватает нашим ученикам. Мы с вами , коллеги, изучали психологию и знаем, произвольное внимание невозможно без заданной и удерживаемой перцептивной цели. Если нет цели чтения, то время будет потрачено впустую. В -третьих, чтение осмысленное, т.е дети увлечены поиском нужной информации. Кроме внимания задействована и память (вспоминают правила пунктуации и орфографии). В-четвёртых, дети кроме слов с изученными орфограммами встречаются и со словами с еще не изученными орфограммами, со словами с непроверяемым
написанием. Неоднократное прочтение (пусть даже просмотровое чтение) позволит ребятам запомнить написание слов В- пятых, учащиеся учатся четко выделять из общего частное (т.е развивается такая операция мышления как анализ) Что искать? Как это выглядит? И т.д. В-шестых, это подготовка к ОГЭ и ЕГЭ , в части выполнения тестовых заданий Данная методика используется мною на уроках русского языка и дает положительные результаты. Лист с предложениями, используется на различных этапах урока, по продолжительности занимает 5-8 минут. На одном уроке, предлагаю найти ответ примерно на 6-8 вопросов. Один и тот же лист с предложениями используется на 4-5 уроках.


В раздел образования