Автор: Курбанова Патимат Магомедовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19" Населённый пункт: г.Махачкала Республика Дагестан Наименование материала: Конспект развлечения Тема: "Прогулка по Махачкале" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 19»
Развлечение
«
Прогулка
по
Махачкале
»
Подготовила
:
музыкальный
руководитель
Курбанова
Патимат
Магомеловна
Программное содержание:
учить детей последовательно излагать свою
мысль, составлять
сложные предложения; различать и называть элементы
узоров на изделиях дагестанских мастеров, добиваться полных правильных
ответов.
Закрепить
знание
Российской
символики:
флага
и
герба,
название
нашей
республики,
моря,
гор.
Познакомить
с
достопримечательностями
города,
знать
их;
познакомить
с
историей
Махачкалы.
Закрепить
знание
национальностей народов Дагестана. Воспитывать любовь к родной столице, к
народам,
которые
живут
дружной
семьёй.
Воспитывать
патриотические
чувства.
Словарная
работа:
многонациональная,
аварцы,
даргинцы,
кумыки,
лакцы, русские, лезгины, азербайджанцы; саманные дома, герб, гимн, гора
Тарки-Тау, Каспийское.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Мой Дагестан», «Моя
столица», беседа,
заучивание стихотворений, ознакомление с творчеством Р.
Гамзатова,
рассматривание
фотографий
памятных
мест
нашей
столицы,
просматривание сюжетов о России, Дагестане.
Ход мероприятия
В начале мероприятия воспитатель даёт детям посмотреть по телевизору
сюжет о России, Дагестане.
Воспитатель: Ребята, как вы уже видели, мы живём в огромной стране. Как она
называется?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Как мы видели, наша Россия очень
большая, в ней много разных городов и республик. А как называется наша
республика?
Дети: Наша республика называется Дагестан.
Воспитатель: Правильно, а столица нашей республики?
Дети: Столица Дагестана – Махачкала.
Воспитатель: Но, помимо того, что Махачкала – это столица нашей
республики, это еще и город, в котором вы родились и живете.Ребята, а в честь
кого назвали этот город?
Дети: Наш город назван в честь Махача Дахадаева.
Воспитатель: Правильно, «Махач» – это имя, «кала» - это крепость, получается
«город - крепость». А где находится памятник Махачу Дахадаеву?
Дети: На привокзальной площади.
Воспитатель: Несмотря на то, что Махачкала молодой город, у него богатая
история. Из провинциального городишки Порт-Петровск, так раньше назывался
наш город, вырос красивый приморский город Махачкала. В настоящее время
город Махачкала – столица благодатного края, республики Дагестан. А что в
переводе означает «Дагестан»?
Дети: Дагестан в переводе означает «страна гор».
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте споём песню о Дагестане.
Исполняется песня «Дагестан».
Воспитатель:
Ребята,
в
нашем
родном
крае
проживает
свыше
30
национальностей, все они живут дружно: ходят в детский сад, вместе работают,
ходят друг другу в гости и т. д. Какие национальности вы знаете?
Дети, подняв руку, по очереди называют национальности: аварцы,
даргинцы, лакцы, кумыки, русские и т. д.
Исполняется песня «Веселый поезд» муз. Р.Рзаевой
Воспитатель: Правильно, молодцы. Люди всех национальностей всегда жили
дружно, друг другу помогали, вместе строили наши города. Когда в Дагестане
произошло землетрясение, то нам помогали люди из других республик. Многие
изменения
произошли
в
Махачкале
за
последние
годы:
появились
новые
больницы, детские сады, школы, институты, театры, библиотеки.
1-й ребенок: В дни горьких печалей и тяжких невзгод
Кто выручит нас, кто поможет, спасёт?
Родина, только лишь Родина.
В минуты удачи, в часы торжества
О чём наши мысли, наши слова?
О Родине, только лишь Родине.
Кто связан и счастьем с тобой и бедой,
Тому и во тьме ты сияешь звездой,
О, Родина, только лишь Родина.
2-й ребенок: Мне ль тебе, Дагестан мой былинный
Не молиться, тебя ль не любить.
Мне ль в станице журавлиной
Отколовшейся птицей быть?
3-й ребенок: Дагестан, всё, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю.
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Воспитатель:
Эти замечательные стихи написал дагестанский поэт Расул
Гамзатов.
Он
прославил
наш
Дагестан
на
всю
страну
и
весь
мир.
Расул
Гамзатов очень любил наш край и часто путешествовал в различные уголки
Дагестана. Сейчас мы тоже попутешествуем.
Физкультминутка (дети выходят на середину зала, выполняют движения).
Мы плывём под облаками,
Город наш лежит под нами,
Горы, море, парк и речка,
И дома, и человечки.
Что - то мы летать устали,
Приземлились, отдыхаем.
Воспитатель: Вот мы отдохнули; а куда же мы попали? Это же музей
дагестанского искусства! Что мы здесь видим?
Дети: Подносы, кувшины, сабля, бурка, папаха, и др.
Воспитатель: Посмотрите на этот кувшин, из чего он сделан?
Дети: Кувшин сделан из глины.
Воспитатель: Правильно. Самые красивые кувшины
Делаются из обычной глины.
Так же как прекрасный стих,
Создают из слов простых.
А чем же красивы кувшины?
Дети: На кувшинах нарисованы узоры.
Воспитатель: А какие элементы узоров вы знаете?
Дети: Точки, завитки, прямые и волнистые линии, штрихи (показывают на
посуде).
Воспитатель: А где делают такие кувшины?
Дети: В селение Балхар.
Воспитатель: Что вы можете сказать о папахе, бурке?
Дети: Папаха и бурка изготовлены из белой и бурой овечьей шерсти, их
надевают и в дождь, и в снег.
Воспитатель: А вот лезгинские ковры. Как они по-другому называются?
Дети: «Сумахи».
Воспитатель: Что вы можете сказать об узорах на сумахе?
Дети: Волны, линии, красивых птиц. Эти узоры похожи на кружева.
Воспитатель: Да, ребята, чтобы создать ковёр, кувшин, бурку или кинжал,
нужно много времени, терпения и труда. Дагестанцы очень трудолюбивые,
терпеливые; в нашей столице живут люди разных профессий. Махачкала -
город особенный, это город моряков, лётчиков, смелых и отважных людей,
которые в любой момент могут защитить нашу Родину.
Дети рассматривают фотографии моряков, лётчиков.
Воспитатель: Видите, ребята, в каком замечательном городе мы с вами живем!
Исполняется «Песня о Махачкале» сл. и муз. Д.Эмирова
Воспитатель:
А
с е й ч а с
с о в е р ш и м
н е б о л ь ш о е
п у т е ш е с т в и е
п о
достопримечательностям нашей Махачкалы.
Детям показывают слайды, а они называют море, горы, улицы, театры,
парки, проспекты.
Воспитатель:
Как я уже говорила, наша столица сильно изменилась, стала
ещё красивее. По широким улицам бегут многочисленные автомобили, вечером
всё освещено ярким электрическим светом, люди живут в красивых кирпичных
домах (а раньше жили в саманных домах). По вечерам и взрослые, и дети
смотрят передачи по телевизору, ходят в театры, в кино, отмечают праздники,
танцуют. Какой наш самый любимый танец?
Дети: Лезгинка!
Воспитатель: Давайте мы для нашей любимой столицы станцуем лезгинку.
Все танцуют «Лезгинку» (Попурри из дагестанских мелодий).