Практико - ориентированные задачи на уроках математики
Автор: Аргунова Людмила Григорьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОБУ Табагинская СОШ Населённый пункт: г. Якутск село Табага Наименование материала: доклад Тема: Практико - ориентированные задачи на уроках математики Раздел: полное образование
задач при обучении математике
Автор Аргунова Людмила Григорьевна
Табагинская СОШ
г.Якутска Республики Саха
Якутск, 2017
Содержание
1.Введение…………………………………………………………….2
2. Практико-ориентированные задачи на уроках математики…….3-4.
3.Примеры задач, составленных учениками 6 клаcс ………………5-7.
4.Задачи на местном материале – эффективное средство развития
математической культуры…………………………………………..8-10
5. Заключение…………………………………………………………11.
6. Список используемой литературы:……………………………….12
Введение
В проекте новых стандартов образования одним из основных требований к усвоению
знаний учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных
ситуациях. Действительно, в настоящее время для человека чрезвычайно важно не
заучивание теории, а способность применять знания и умения для решения конкретных
ситуаций. Делаете ли вы ремонт, рассчитываете ли количество семян для посадки,
укладываете ли детали выкройки для минимального расхода ткани, подвешиваете ли
фонарь над подъездом, чтобы охватить большую площадь светом, - во всем помогает
геометрия.
Я считаю, что реализовать данное требование ФГОС на уроках математики мне помогают
практико-ориентированные задачи. Это задачи, направленные на решение практических
потребностей человека, связанных с бытовыми вопросами и профессиональной
подготовкой. И информация запоминается лучше тогда, когда возникают ассоциации с
конкретными действиями и событиями. Использование при обучении учениками в школе
практико-ориентированных задач ведет к повышению качества математической
подготовки, и, что не менее важно, возрастает интерес к предмету.
Важность данной темы заключается еще и в том, что практико-ориентированные задачи
включены в материалы ОГЭ и ЕГЭ. У учеников проблемы при решении таких задач могут
возникнуть из-за того, что записаны они в непривычной для них форме. А значит
включение данных задач необходимо на уроках математики.
2.
Практико-ориентированные задачи на уроках математики
Практическое внедрение основных идей Концепции ставит перед системой
образования проблему ориентации ее содержания, форм, методов и средств обучения на
гармоничное развитие старшеклассников, обеспечивающее успешность их социализации
при учете реальных потребностей рынка труда и кооперации старшей ступени школы с
учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Изучение школьного
курса математики в 10-11 классах играет решающую роль в системе профильного
обучения, так как универсальность математических методов позволяет в формальных
понятиях алгебры, геометрии и математического анализа на уровне общенаучной
методологии отразить связь теоретического материала различных областей знаний с
практикой. Поэтому практико-ориентирующая деятельность, как проявление
функционирования содержания курса математики средней школы, определяет значимость
математики в подготовке учащихся к продолжению образования в процессе
профессионального становления.
Преодолевать трудности, выходить за границу собственных знаний – эти испытания
воли, духа, ума в конечном итоге непременно подготовят учеников к большим испытания в
большой жизни. Современное занятие – это время, когда дети сами ищут, спорят,
сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют все 40
минут. Важнейшей задачей современной школы является реализация Концепции
профильного обучения на старшей ступени общего образования..
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33%
увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в
процессе обучения. Глобальная цель образования состоит в том, что бы научить человека
лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным
найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и
возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику
стать свободной, творческой и ответственной личностью.
"Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я
научусь". Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче
показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы
действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а
главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в
школе.
Системообразующей технологией в моей практике является технология работы с
практико - ориентированными задачами .Целью моей деятельности является
формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе. Особо актуальным в настоящее время
считаю развитие интеллектуальных навыков конструирования и моделирования
математических задач. Если при обучении математике учащихся основной школы
систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то
повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество математической подготовки к
предмету.
Поэтому уже в 5 классе знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-
ориентированных задач. Учащиеся обычно составляют такие задачи после изучения темы.
Я, как учитель, определяю место задачи на уроке. Совместно с учениками ставим цели,
составляем алгоритм, определяем источники информации, часто в 5-6 классах
обрабатываем информацию совместно с творческой группой, определяем способ
представления (устный ответ, мини проект, презентация, буклет). Особый интерес
вызывают задания с практическим содержанием, представляющие реальные жизненные
ситуации. Примерами таких задач служат задания ОГЭ и ЕГЭ. Благодаря таким задачам,
школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и
это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
При решении практико - ориентированных задач веду работу по профориентации.
Начинаем ее с опроса родителей, других родственников: "Какие математические знания
необходимы в вашей профессии". Затем учащиеся по группам обобщают результаты
опроса, подбирают задачи из учебника, имеющие отношение к профессии родителей.
Завершаем этот этап работы конструированием собственных задач.
3.Примеры задач, составленных учениками 6 клаcс
Профессия
Задачи
1.
Домохозяйка
Повар - кондитер
1. Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров
и редиски. Вся масса салата должна составить 400 г.
Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов
составляет 150 г., а масса редиски в 2 раза меньше массы
огурцов?
2. Хозяйка собрала 17 кг яблок. Сколько получится
свежевыжатого сока, если сок составляет 80% от массы
всех яблок?
3. Купили 15 кг груш. На компот решили истратить 40%
все груш, а остальное пошло на варенье. Сколько кг сахара
нужно купить для варенья, если на 1 кг свежих груш
нужно 800 г. сахара?
4. Для приготовления летнего салата для семьи нужно 500г
помидоров по цене 120 руб. за 1 кг, 300 г огурцов по цене
80 руб. , 30 г зеленого лука по цене 50 руб., 50 г сметаны
по цене 120 руб. за баночку массой 200 г. Какова будет
стоимость салата?
5. На шоколадную фабрику привезли 2 ящика какао бобов.
В первом ящике было в 10,5 раз больше какао бобов, чем
во втором. После того как из первого ящика взяли 16 кг, а
во второй добавили 22 кг, какао бобов стало поровну.
Сколько какао бобов было первоначально в каждом
ящике?
2
Продавец
1. В магазин привезли 400 кг апельсинов. В первый день
продали 15%, а во второй день 0,5 оставшихся. Сколько
осталось апельсинов в магазине?
2. В школьный буфет привезли пирожки. Ученики
старших классов скупили 120 пирожков, что составило
48% всего количества. Сколько всего привезли пирожков?
Сколько пирожков купили ученики младших классов, если
17 пирожков остались непроданными?
3
Строитель
Для строительства гаража можно использовать один из
двух типов фундамента: бетонный или фундамент из
пеноблоков. Для фундамента из пеноблоков необходимо
5 м
3
пеноблоков и 2 мешка цемента. Для бетонного
фундамента необходимы 4 т щебня и 40 мешков цемента.
1 м
3
пеноблоков стоит 2400 руб., щебень стоит 640 руб. за
1 тонну, а мешок цемента стоит 240 руб. Сколько будет
стоить материал, если выбрать наиболее дешевый
вариант?
Наиболее дорогой вариант?
4
Мед.сестра, фармацевт
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5
г. 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8
таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего
количества упаковок хватит на весь курс лечения?
5
Бухгалтер
Клиент взял в банке кредит 18000 руб. на год под 15%
годовых. Он должен погашать кредит, внося в банк
ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через
год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с
процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк
ежемесячно?
6
Водитель
Водителю выдали американский автомобиль, на
спидометре которого скорость измеряется в милях в час.
Какова скорость автомобиля в километрах в час, если
спидометр показывает 26 мили/час? Ответ округлить до
целого числа. Американская миля равна 1609 м.
7
Воспитатель
В летнем лагере 245 детей и 29 воспитателей. В автобус
помещается не более 46 пассажиров. Сколько автобусов
требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
8
Зав. производством в
кафе (столовой,
ресторане)
В школьной столовой питается 145 человек. На каждого
полагается 15 г. масла в день. Сколько упаковок масла по
250 г. понадобится на 1 день?
9
Таксист
Таксист за месяц проехал 10000 км. Стоимость 1 л.
бензина 32 руб. Средний расход бензина на 100 км
составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на
заправку автомобиля?
10
Дорожник
Для приготовления асфальта берется 43,06% щебня,
40,19 % песка дробленого,4,78% песка природного, 4,31
% битума, 7,66 % минерального порошка. Сколько надо
взять каждого вещества, чтобы сварить 15 т асфальта?
4.Задачи на местном материале – эффективное средство развития математической
культуры.
Повышение интереса учащихся к решению задач одна из острых проблем в преподавании
математики в средней школе. Нужно привлекать учащихся к решению задач, предлагая им
качественные задачи практического содержания, при этом нужно учитывать среду, где
формируется личность. С помощью таких задач можно укреплять межпредметные связи,
познавать окружающий мир, изучать историю родного края.
Решение задач является одним из самых эффективных средств формирования у учащихся
математических знаний, для развития математической культуры школьника.
Излишняя абстрактность предлагаемых школьным курсом задач, неинтересная
информация ведет к снижению эффективности работы учащихся, а вследствие этого к
потере интереса к решению задач. Многие ученики, не вникая в суть задачи, решают
механически, неосознанно, только по аналогии с предшествующим. Нужно предложить
учащимся содержательные задачи из реальной жизни. Вникая в условия таких задач
учащиеся могут образно представить величины и факты, и на этой основе они смогут
анализировать, сравнивать, конкретизировать и делать выводы. Именно эти моменты
могут определить умение применять математику на практике.
Каждое новое понятие должно по возможности появляться в задаче практического
характера. Такая задача убеждает школьников в необходимости и полезности
теоретического материала и показывает, что математические абстракции возникают из
практики и из задач связанных с жизнью.
А где взять задачи практического содержания?
Предложила ученикам самим составлять задачи и самые удачные оставляла себе.
Предложила учащимся иллюстрировать составленные ими задачи и убедилась в том, что
когда ученики рисуют, то лучше вникают в суть задачи.
Математика имеет существенные преимущества перед другими предметами в том,
что она с помощью задач может касаться самых разнообразных явлений природы
окружающей жизни, можно предложить исторические задачи, что может расширить
интересы учащихся.
Задача 1:
В нашем селе живет 2660 человек.Из них мужчины составляют 40%.Сколько мужчин и
сколько женщин живу в нашем селе?
Задача 2
В Старой Табаге и Новой Табаге вместе живут 3040 человек. Какой % составляют
жители Старой Табаги, если их численность составляет 608 человек.
Задача 3:
В двух селах имеются школы и детский сад. Из всех детей посещают детский сад
20%, учатся в школе села Старая Табага 10%.Найдите общее количество детей
дошкольного и школьного возраста, если в Табагинской средней школе 280 учащихся?
Сколько детей посещают детский сад и учатся в школе села Старая Табага?
Задача 4:
В нашей больнице работает 30 человек. Из них врачи составляют 10% .Сколько
врачей и медицинского персонала работает в нашей больнице?
Задача 5:
В 2005 году дети дошкольного возраста вместе с родившимися за этот год
составляли 130 ребенка. Найдите количество детей, родившихся в этом году, если
они составляют 20%?
На уроках математики можно воспитывать у учащихся бережное отношение к
общественной собственности и большой воспитательный эффект могут дать задания о
бережном отношении к школьному имуществу.
Задача 1: Во время ремонта в школе пришлось заменить 20 поврежденных столов
на новые. Цена одного стола 1200 рублей. Сколько рублей сэкономила бы школа при более
бережном отношении учащихся к школьному имуществу?
Задача 2: Сколько штук штакетника необходимо заготовить для забора вокруг школы,
если длина забора 35 м, а его ширина 25 м и если на каждый метр длины идет 10 штук?
Сколько денег сэкономили бы школа, если эти штакетники изготовили бы сами ученики
учитывая, что цена 1 штакетника 3 рубля?
Провела открытые уроки:
- «Учимся решать экологические проблемы своего села »,семинар для участников
экспериментальных площадок по теме: «Формирование профилактической среды для
детей и подростков, предрасположенных к аддикции в условиях сельской;
-- 11а класс интегрированный урок русского языка + математика «Час ЕГЭ», Единый
День открытых дверей «Добрая дорога детства»
При изучении отдельных разделов программного материала нужно использовать задачи
связанные с географией и с историей родного села.
В наше трудное время – время рыночной экономики, нужно предлагать детям задачи с
экономическим содержанием.
Со своими работами ученики выступили на республиканских и городских
мероприятиях:
1.Балаганчик Александр (5 класс) доклад «Орнаменты наших предков», Ι
Республиканская научно-практическая конференция школьников и педагогических
работников «Кочневские чтения», сертификат.
2.Мартынов Евгений и Харюзов Дмитрий (6 класс) доклад «Мой край в
математических задачах», ΙΙ Республиканская научно-практическая конференция
школьников и педагогических работников «Кочневские чтения», сертификат.
3.Мартынов Евгений и Харюзов Дмитрий доклад "Проценты в нашей жизни",
Республиканская научно-практическая конференция «Самсоновские чтения» 2 место,
диплом.
4. Мартынов Евгений и Харюзов Дмитрий «Биогаз и экономика» сентябрь , НПК с.
Хатассы «Хатасские агрочтения» 1 место , диплом.
5 Кузнецова Алена и Уразбахтин Ринат 2014 год, декабрь доклад « Выращивание
шампиньонов в домашних условиях» городская научно – практическая конференция ,
сертификат.
Заключение
Практика показывает, что систематическая работа по решению и конструированию
практико-ориентированных задачи использование различных приемов обеспечивает
стабильные результаты учебной деятельности по предмету и внеклассной работе.
Актуальность данного подхода состоит в том, чторешение задач – ключ к познанию
окружающего мира. Эта деятельность содействует тому, чтобы личность приобретает
важнейшие навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни и работе, учитывается
особенность среды, где формируется личность.
Любому учителю или ученику можно присоединиться к творческой работе по
составлению собственных задач по математике, используя материалы их местности,
изучая историю края, где они живут.
Список используемой литературы:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И.. Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных
учреждений. Издательство «Сайтком», г. Москва.
Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений. Москва «Просвещение», 1991г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал
«Эйдос». 23 апреля 2002г.
Аммосова Н.В.Общие проблемы развития творческой личности школьника 5-6 классов
при обучении математике. Издательство АО ИУУ, 2004г.
Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», М. «Просвещение»,