Напоминание

Пушкин и Кавказ


Автор: Янакова Надежда Леонтьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №51
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: конспект урока
Тема: Пушкин и Кавказ
Раздел: среднее образование





Назад





Урок (9 класс)

ПУШКИН И КАВКАЗ
Кавказ пленила пушкинская Русь… Расул Гамзатов Оформление урока: портрет А. С. Пушкина, Раевских, Смирновой; план Военно-грузинской дороги; виды городов: Владикавказа, Тбилиси, Краснодара, Тамани. Выставка книг: «Кавказский пленник», «Путешествие в Арзрум», письма («Друзья Пушкина» т. 1,2), «Екатеринодар – Краснодар 1793-2016 гг.». Рукописный альбом «Венок Пушкину», «Поэты Кавказа и Кубани – Пушкину». Мелодия «Не пой красавица при мне…» М. И. Глинка.
Ход урока:

Слово учителя
. Каждый день, идя в школу и возвращаясь домой, вы пересекаете улицу Ставропольскую, не задумываясь над тем, что он, Ставропольский шлях, историческая достопримечательность нашего города Краснодара, нашей Кубани, богатого края на Северном Кавказе. По нему прошли и проехали многие русские писатели и поэты разных времен… В юбилейной книге «Екатеринодар – Краснодар» 1793-1993 гг.» есть интересная запись: «1820 год… 11 августа в Екатеринодар по Ставропольскому шляху прибыли три экипажа в сопровождении конвоя казаков и заряженной пушки. Это был кортеж генерала Раевского Н. Н., с которым находились его дети ( сын и две дочери ) и молодой опальный поэт А. С. Пушкин». Пушкин и Раевские возвращались с Кавказских Минеральных вод. В Горячеводске Александр Сергеевич 26 июля дописал свой эпилог к поэме «Руслан и Людмила», в нем вы почувствуете любовь поэта к Кавказу: Забытый светом и молвою, Далече от берегов Невы, Теперь я вижу пред собою Кавказа горные главы. Над их вершинами крутыми На скате каменных стремнин Питаюсь чувствами немыми
И чудной прелестью картин Природы дикой и угрюмой Это – первая песня о Кавказе. «После двухмесячного пребывания в Горячеводске семья Раевских с Пушкиным отправилась в Крым. Путь их лежал через Кубань. В Екатеринодаре путники остановились на ночлег, а затем 12 августа выехали в сторону Тамани «(Екатеринодар – Краснодар 1793-1993 гг.)» Как видите, наш поэт был в городе, в котором мы живем. Там, где сейчас расположен горпарк, в начале XIX века была управа, где отмечались подорожные. Екатеринодару не было еще и 30 лет… Поездка по Кубани длилась не больше недели, но впечатления у поэта сохранились надолго. Кроме Екатеринодара, А. С. Пушкин побывал в станицах Ивановский, Петровской, Славянской. Увидел Протоку – один из рукавов Кубани, метнувшуюся к Азовскому морю, побывал в Тамани и Темрюке. В письме брату Льву он писал: «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма. Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности»! Утром 15 августа 1820 г. бушевавшее море у крутых берегов Тамани стихло. Раевские и А. С. Пушкин поднялись на корабль: длинный, многоверстный путь по Кубани и Кавказу остался позади. Вечером с высокого скалистого берега Керчи поэт последний раз взглянул на чуть мерцавшую вдали огоньками Тамань – на последний приют поэта в его путешествии по Кубанскому краю… А в памяти Кавказ и Кубань останутся навечно: не раз он вспомнит и запишет в своих поэмах слова благодарности нашему краю, его муза « любила бранные страницы, тревоги смелых казаков, курганы, тихие гробницы, и шум, и ржанье табунов…» Заканчивая в Болдине роман «Евгений Онегин», он вновь вспомнит наш край, отправляя героя по пройденной им дороге: Простите, снежных гор вершин, И вы, Кубанские равнины, Он идет к берегам иным - Он прибыл из Тамани в Крым. Пройти по пушкинской тропе помогают нам наши кубанские поэты: В. Бакалдин, Н. Краснов, В. Подкопаев, К.
Обойщиков и многие другие. ( Два ученика подготовили рукописный «Венок Пушкину» и зачитывают стихотворения, написанные поэтами Кубани).
Чтец:
Уже ушли во власть преданий Событья лет, что далеки… Он ехал берегом Кубани, Глядел на темный бег реки. Курился шлях горячей пылью Жег плечи августовский зной, Степной орел, раскинув крылья, Недвижно вис над головой. Степь, прокаленная, как бубен, Звенела гулко под конем, А всадник смуглый, белозубый, Светился радостным огнем. Там, позади, - охрана, пушки… А здесь, в тиши, - лишь звон подков. И полной грудью дышит Пушкин, Стряхнув незримы гнет оков. А шлях бежит то голой степью, То затеряется в кустах И вот она, казачья крепость, У Карасунского кута… Сияет крест на маковке церквушки Средь низкорослых куреней и хат И, погрустневший, смотрит ссыльный Пушкин На голопузых, грязных казачат. За ребрами плетней – прищур оконцев Из – под нависших камышовых крыш. И все серо, как будто скрылось солнце И мертвая кладбищенская тишь, А городу и тридцати – то нету Годами юн, но как он дряхл и стар! Нет, он ничем не восхитил поэта, Казачий град – Е-КА-ТЕ-РИ-НО-ДАР! ( В. Подкопаев ) Не осталось незамеченным пребывание А. С. Пушкина на Кубанской земле ни его современники, ни потомками.
Учитель
: С Кавказом слит наш поэт неразрывно. Вслушайтесь в слова кабардинской поэтессы Фосуат Балкаровой: Пушкин… Ты как утренний зефир кавказской весны! Ты как прохладный родник Кавказских гор! Без тебя, Пушкин, невозможна вся радуга жизни, и Даже очарованье юности было бы неполным… Растет до сих пор дуб, посаженный тобой на берегу Терека, На земле моей Кабардино – Балкарии.
К могучему дереву и сегодня идут певцы и поэты, Идут к тебе… Горячие чувства любви и признательности в словах поэтессы. Действительно ли слит воедино с Кавказом наш поэт?
Ответы учащихся:
- Да! Первая поэма «Кавказский пленник» написана по рассказу казака. В эпилоге к поэме, датированном 15 мая 1821 год, поэт писал, обращаясь к своей музе: Ее пленял народ суровый Племен, возросших на войне И часто в сей одежде новой Волшебница являлась мне; Вокруг аулов опустелых Она бродила по скалам, И к песням дев осиротелых Она прислушивалась там… - В л и я н и е Кавказа сказалось и в поэме «Тазит», оставшейся незавершенной, главный герой ее адыг – представитель народа, живущего рядом с нами сегодня. - А как радовался поэт, когда познакомился с повестью адыгейского писателя Султана Казы – Гигея «Долина Ажугутая»! Он поместил повесть в журнал «Современник» с послесловием, полным восторга: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно.»
Учитель
: Представьте на мгновение снежные вершины Кавказских гор, на одной из них, сияющей белизною блестящего покрова, стоит он – наш Поэт! Стоит на вершине Эльбруса или Казбека и видит весь Кавказ…
Чтение стихотворения «Кавказ
» Что вы знаете из истории создания этого стихотворения? ( Вторая поездка на Кавказ. Год 1829, отказ на сватовство, тоска гнала поэта из Москвы, тайно уехал в горы: «Лучше гор могут быть только горы», поиски сильных впечатлений, восторг от природы Кавказа. ) Вы только что услышали стихотворение. Вам запомнилась фраза «Кавказ передо мною…»? Да, там наш поэт на вершине. Идите к нему по тропинке и передавайте оставшимся на земле все, что вы увидите.
Учащиеся рассказывают
, как они от буйной горной реки Терек тропинкой из ущелья вышли к Арагве, увидели долины с пастухами и отарами овец, познакомились с аулами в горах Тропинка вывела их к рощам, где пели птицы… Путь становится труднее – утесы, мох, сухой кустарник, вверху нет влаги, нет земли – камни. Поднимаясь все выше, они видят, как лавиной с гор несутся водопады… А вот и вершина – здесь стоит поэт. Как вы забрались на высочайшую вершину? ( По каменным горным ступеням ). Сколько же их? ( Край стремнины, водопады, утесы, кустарник и мох, зеленые рощи, птицы, олени, жизнь там, где есть земля и вода, еще ниже – люди сеют хлеб, выращивают овощи, долины и реки – 5-7 ступеней ). Вот почему литературоведы называют композицию стихотворения «Кавказ» ступенчатой: по ступеням раскрывает поэт панораму, представшую его взору. Она понадобилась ему, чтобы познакомить нас с великолепной панорамой Кавказских гор. Вот так показал Александр Сергеевич Кавказ. Ваше путешествие помогло вам понять, зачем нужна такая композиция: на каждой ступени вы любовались разными картинами. Какое настроение у вас, побывавших на горе? ( Восторг, радость, восхищение красотой природы ) Как же поэт добивается того, чтобы читатель, даже никогда не бывавший на Кавказе, почувствовал бы всю прелесть природы? ( «Рисование» словами, умелое использование эпитетов и метафор ).
Учитель медленно читает стихотворение по строфам. «Знатоки» узнали из словаря Ожегова значение слова «стремнины» и сообщают классу: «стремнина» имеет два значения: 1) – место быстрого стремительного течения реки или потока; 2) устар. – крутой, скалистый. «Отселе» - устаревшее наречие, употребляется в одном значении – отсюда; «низвергаясь» - низвергать (устаревшее – сбросить сверху ). Как вы думаете, почему автор обращается к устаревшим словам? ( Это делает его речь торжественнее, он хочет показать нам величие картин гор Кавказа ). Найдите эпитеты и поясните их употребление. «нагие громады», «мох тощий», «кустарник сухой» - скупые эпитеты подчеркивают скупую растительность на вершинах гор. Как оживила стихотворение метафора «рощи зеленые сени»? (Перед нашими глазами уже не голые скалы, а покрытые зелеными деревцами склоны гор: здесь все живет, поют птицы, пробегают олени ). Читаем 3-ю строфу. Чем она удивила вас? ( «Люди гнездятся в горах» - метафора, с высоты стремнины, на краю которой стоит поэт, люди кажутся маленькими и прячутся в саклях, как птички в скалах; овцы ползают – так они малы, словно насекомые; но здесь – веселые долины, вода, люди, где живое – там веселье ). Дочитываем конец 3-ей строфы и 4-ю. Как описал А. С. Пушкин Терек? ( «играет в свирепом веселье», разбивает волны, воет «как зверь молодой, завидевший пищу из клетки железной; и бьется о берег в вражде бесполезной, и лижет утесы…» Учитель предлагает подумать над двумя сравнениями: «Как зверь молодой» - простое сравнение реки с любым зверем. Продолжим сравнение авторскими словами – развернутое сравнение помогло ему дать яркую художественную картину бешеному течению горной реки, бьющейся о берега, стесненной громадами гор. Река словно живая – развернутое сравнение перешло в другой художественный прием – в олицетворение. «Кавказ» - лирическое стихотворение. В нем есть лирический герой, показывающий нам красоту природы, чудные горы Кавказа, заставляющий нас полюбить те картины, которые мы увидели. Композиционно стихотворения распадаются на части – строфы. Что такое строфа? Какие вы знаете строфы? В «Кавказе» - 4 шестистрочных строфы. Обращаем внимание на рифмовку строф: первые четыре строки имеют кольцевую рифму, вторые – смежную: аббавв Определяется размер стиха: трехсложный размер, _ / _ _ / _ _ / _ _ / _ / _ _ / _ _ / _ _ / _ 4-х строчный анапест _ / _ _ / _ _ / _ _ / _ / _ _ / _ _ / _ _ / «Кавказ» не единственное стихотворение, написанное во время путешествия поэта в Арзрум. Прочитайте свои выписки кавказской природы из «Путешествия в Арзрум»
( Учащиеся читают, сравнивая

стихи и

прозу).
«Обвал» написан в том же 1829 году. Прочитайте выразительно это стихотворение. Каким вы увидели Терек в нем? В чем отличие этого стихотворения от «Кавказа»? ( Звуковыми средствами ). Кавказская тема прозвучала и в любовной лирике Пушкина. Он полюбил Наталью Николаевну Гончарову, сделал ей предложение, но получил на сватовство отказ. Расстроившись, поэт уехал на Кавказ без разрешения царя. Кавказ вдохнул вновь в него радость жизни. О многом вам расскажет романс «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Звучит «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
А. С. Пушкин любил Кавказ, и Кавказ полюбил поэта: Фоусат Балкарова так ответила Александру Сергеевичу на его любовь к ее горному краю:
Твоих песен волшебные звуки Мы в горах благодарно храним. Протяни мне, пожалуйста, руки - Эти розы Кавказа прими. Урок заканчивается чтением стихотворений «Кавказские поэты – Пушкину»: Танзилия Зумакулова «Читая Пушкина…», Колау Надирадзе «Какой она была?»
Звучит «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…»

Учитель
Все в нем Россия обрела -

Свою и молодость, и зрелость, Бунтарскую лихую смелость, Ту, что веками в ней жила. Все в нем Россия обрела

И никогда ей так не пелось!
Учащийся
«Я видел берега Кубани,» - Писал он брату своему. Летел в гремящем шарабане Сквозь день и ночь, Сквозь свет и тьму... Спускался вечер, Зажигались Огни станиц сторожевых. И снилась долго в дымке зыбкой Ему казачья сторона… Его блистательной улыбкой Кубань навек освящена! ( Расул Гамзатов « Пушкину» )


В раздел образования