Доклад "Использование бросового материала в коррекции речи дошкольников"
Автор: Хогоева Людмила Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Школа № 887 СП 4 ДО "Светлячок" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект Тема: Доклад "Использование бросового материала в коррекции речи дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Использование бросового материала в коррекции речевых нарушений у
детей старшего дошкольного возраста».
В современном мире человечеством накоплено огромное количество
различных игр, игрушек и пособий для обучения и развития детей.
Современное дошкольное образование даёт возможность познакомить
дошкольников, в доступной их возрасту форме, с различными видами
природных и рукотворных материалов. На занятиях и в режимных моментах
дети знакомятся со свойствами и использованием воды, песка, глины,
металла, стекла, пластмассы, дерева, бумаги, резины. Педагоги проводят
занятия в разных формах (беседы, лабораторные занятия, экскурсии, досуги,
мультимедийные презентации, создание проблемных ситуаций; в игровой
деятельности и т. д.), где происходит изучение и сравнение различных
свойств материалов.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил: « Природа мозга ребёнка требует,
чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов.
Если с первых дней обучения ребёнок воспринимает только слова, то клетки
мозга быстро утомляются и не справляются с заданной работой».
Развитие и обучение детей происходит с помощью исследования
окружающего нас мира и задача родителей и педагогов направлять это
исследование.
Дети с их вечными вопросами «Почему? Зачем? Как?» значительно
любознательнее и внимательнее взрослых, поэтому их всегда можно
заинтересовать любым подручным (бросовым) материалом. Например: мама
готовит на кухне ужин и чистит картошку, одна картофелина упала, а дочка
подхватила её и увидела по форме, что это - неваляшка. Умная мамочка на
некоторое время отвлеклась от приготовления пищи, взяла фломастеры и
предложила дочке нарисовать на очищенной части картофелины личико
куклы – неваляшки. Поверьте, девочка весь вечер будет играть с новой
куклой.
.
Наши прабабушки (в своём большинстве) не имели возможности
покупать своим детям игрушки, поэтому девочки делали себе кукол из того
что было под руками: щепки, тряпочки, картофелины. Этих куколок
называли «живули», в них играли долго, их бережно сохраняли, ведь ничто не
ценится больше, чем то, что сделано своими руками.
Мальчики играли в футбол мячами, сшитыми из тряпок, а для игры «бабки»
использовали косточки животных. Игрушки-заменители широко
распространены в военных играх детей всех поколений.
Целью использования бросового материала в коррекции речевых
нарушений у старших дошкольников является повышение интереса к
логопедическим занятиям.
При введении в коррекционную работу бросового (подручного) материала
рассматриваются следующие задачи:
-закрепить знания детей о различных материалах и их использовании;
-рассмотреть и сравнить готовые пособия для занятий с природным и
бросовым материалом;
-познакомить дошкольников с историей игрушек из подручного материала;
-продолжать развивать мелкую моторику рук;
-закреплять умение согласовывать движение с речевыми элементами;
-воспитывать бережно-внимательное отношение к окружающему миру;
-активизировать творческие процессы у детей.
Все логопедические занятия начинаются с разного вида гимнастик:
- мимическая
-дыхательная
-пальчиковая
-пальчиковая с предметами
-артикуляционная.
Очень интересно наблюдать реакцию детей на предложение для
дыхательной гимнастики использовать поочерёдно готовые вертушки с
маленьким шариком обычной ваты или гофрированные лёгкие поддончики
из-под шоколадных конфет. И хотя магазинные вертушки ярче и
привлекательнее, ребята с большим удовольствием продолжают выполнять
упражнения с ваткой, поддончиками или шариками из салфеток.
При проведении пальчиковой гимнастики с предметами помимо
традиционных карандашей можно использовать катушки от ниток, футляры
от бахил, грецкие орехи, каштаны, сосновые шишки. Во время упражнений
или сразу после выполнения заданных действий нужно провести сравнение
и описание предметов, по цвету, форме, твёрдости – мягкости, тяжести, по
температуре (холодный или теплый), а также припомнить для чего
предназначался данный предмет. Таким образом, мы повторяем с детьми
прилагательные, антонимы, обогащаем словарный запас, упражняем в
развитии логического мышления памяти и внимании.
Артикуляционную гимнастику можно разнообразить с помощью
разноцветных отрезков лент. Дети могут встать парами, напротив друг друга
и, наматывая на палец или руку (если лента широкая), произносить заданный
звук. В данном упражнении используются ленты красного (гласные звуки),
синего (согласные твёрдые звуки) и зелёного (согласные мягкие звуки) цвета.
Палочки от эскимо великолепный материал не только для счёта, но и
для постройки домиков, в которые можно поселить разные буквы, цифры,
маленькие предметы, карточки с картинками по проходимой теме.
В составлении схем при согласовании существительных с
прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами можно
использовать вместо готовых фишек разноцветные пуговицы. Чтобы ребята
не ссорились хорошо предложить им подобрать пуговицы для товарища.
В развитии ребёнка, особенно старшего дошкольного возраста имеет
огромное значение познавательно - исследовательская деятельность, поэтому
даже на логопедических занятиях, ограниченных по времени и имеющих
основную направленность (коррекция нарушений речи), необходимо давать
возможность развивать творчество детей. После занятий с введением
бросового (подручного) материала от ребят просто «посыпались»
предложения о том, что ещё можно использовать в упражнениях: резиновые
ёжики, которыми играют котята, вырезанные из бумаги снежинки,
футлярчики из-под киндер-сюрпризов и многое другое.
Анализируя работу по использованию бросового (подручного)
материала можно сделать следующие выводы: развитие ребёнка (да и
взрослого человека) происходит по следующей схеме:
- увидел
-потрогал, взял
-исследовал
-проанализировал
-применил.
Поэтому задача взрослых обратить внимание на то, чем заинтересовался
ребёнок, дать возможность относительно (в зависимости от возраста и
предмета интереса) самостоятельно исследовать и научить правильно и
бережно использовать окружающий нас мир живой и неживой природы.
Великий мыслитель Конфуций в своё время сказал замечательные
слова, которые должен помнить и применять в своей работе каждый педагог:
«Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я
научусь».