Напоминание

Доклад "Использование бросового материала в коррекции речи дошкольников"


Автор: Хогоева Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 887 СП 4 ДО "Светлячок"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: Доклад "Использование бросового материала в коррекции речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Использование бросового материала в коррекции речевых нарушений у

детей старшего дошкольного возраста».
В современном мире человечеством накоплено огромное количество различных игр, игрушек и пособий для обучения и развития детей. Современное дошкольное образование даёт возможность познакомить дошкольников, в доступной их возрасту форме, с различными видами природных и рукотворных материалов. На занятиях и в режимных моментах дети знакомятся со свойствами и использованием воды, песка, глины, металла, стекла, пластмассы, дерева, бумаги, резины. Педагоги проводят занятия в разных формах (беседы, лабораторные занятия, экскурсии, досуги, мультимедийные презентации, создание проблемных ситуаций; в игровой деятельности и т. д.), где происходит изучение и сравнение различных свойств материалов. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: « Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов. Если с первых дней обучения ребёнок воспринимает только слова, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с заданной работой». Развитие и обучение детей происходит с помощью исследования окружающего нас мира и задача родителей и педагогов направлять это исследование. Дети с их вечными вопросами «Почему? Зачем? Как?» значительно любознательнее и внимательнее взрослых, поэтому их всегда можно заинтересовать любым подручным (бросовым) материалом. Например: мама готовит на кухне ужин и чистит картошку, одна картофелина упала, а дочка подхватила её и увидела по форме, что это - неваляшка. Умная мамочка на некоторое время отвлеклась от приготовления пищи, взяла фломастеры и предложила дочке нарисовать на очищенной части картофелины личико куклы – неваляшки. Поверьте, девочка весь вечер будет играть с новой куклой. . Наши прабабушки (в своём большинстве) не имели возможности покупать своим детям игрушки, поэтому девочки делали себе кукол из того что было под руками: щепки, тряпочки, картофелины. Этих куколок называли «живули», в них играли долго, их бережно сохраняли, ведь ничто не ценится больше, чем то, что сделано своими руками. Мальчики играли в футбол мячами, сшитыми из тряпок, а для игры «бабки» использовали косточки животных. Игрушки-заменители широко распространены в военных играх детей всех поколений. Целью использования бросового материала в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников является повышение интереса к логопедическим занятиям. При введении в коррекционную работу бросового (подручного) материала рассматриваются следующие задачи:
-закрепить знания детей о различных материалах и их использовании; -рассмотреть и сравнить готовые пособия для занятий с природным и бросовым материалом; -познакомить дошкольников с историей игрушек из подручного материала; -продолжать развивать мелкую моторику рук; -закреплять умение согласовывать движение с речевыми элементами; -воспитывать бережно-внимательное отношение к окружающему миру; -активизировать творческие процессы у детей. Все логопедические занятия начинаются с разного вида гимнастик: - мимическая -дыхательная -пальчиковая -пальчиковая с предметами -артикуляционная. Очень интересно наблюдать реакцию детей на предложение для дыхательной гимнастики использовать поочерёдно готовые вертушки с маленьким шариком обычной ваты или гофрированные лёгкие поддончики из-под шоколадных конфет. И хотя магазинные вертушки ярче и привлекательнее, ребята с большим удовольствием продолжают выполнять упражнения с ваткой, поддончиками или шариками из салфеток. При проведении пальчиковой гимнастики с предметами помимо традиционных карандашей можно использовать катушки от ниток, футляры от бахил, грецкие орехи, каштаны, сосновые шишки. Во время упражнений или сразу после выполнения заданных действий нужно провести сравнение и описание предметов, по цвету, форме, твёрдости – мягкости, тяжести, по температуре (холодный или теплый), а также припомнить для чего предназначался данный предмет. Таким образом, мы повторяем с детьми прилагательные, антонимы, обогащаем словарный запас, упражняем в развитии логического мышления памяти и внимании. Артикуляционную гимнастику можно разнообразить с помощью разноцветных отрезков лент. Дети могут встать парами, напротив друг друга и, наматывая на палец или руку (если лента широкая), произносить заданный звук. В данном упражнении используются ленты красного (гласные звуки), синего (согласные твёрдые звуки) и зелёного (согласные мягкие звуки) цвета. Палочки от эскимо великолепный материал не только для счёта, но и для постройки домиков, в которые можно поселить разные буквы, цифры, маленькие предметы, карточки с картинками по проходимой теме. В составлении схем при согласовании существительных с прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами можно использовать вместо готовых фишек разноцветные пуговицы. Чтобы ребята не ссорились хорошо предложить им подобрать пуговицы для товарища.
В развитии ребёнка, особенно старшего дошкольного возраста имеет огромное значение познавательно - исследовательская деятельность, поэтому даже на логопедических занятиях, ограниченных по времени и имеющих основную направленность (коррекция нарушений речи), необходимо давать возможность развивать творчество детей. После занятий с введением бросового (подручного) материала от ребят просто «посыпались» предложения о том, что ещё можно использовать в упражнениях: резиновые ёжики, которыми играют котята, вырезанные из бумаги снежинки, футлярчики из-под киндер-сюрпризов и многое другое. Анализируя работу по использованию бросового (подручного) материала можно сделать следующие выводы: развитие ребёнка (да и взрослого человека) происходит по следующей схеме: - увидел -потрогал, взял -исследовал -проанализировал -применил. Поэтому задача взрослых обратить внимание на то, чем заинтересовался ребёнок, дать возможность относительно (в зависимости от возраста и предмета интереса) самостоятельно исследовать и научить правильно и бережно использовать окружающий нас мир живой и неживой природы. Великий мыслитель Конфуций в своё время сказал замечательные слова, которые должен помнить и применять в своей работе каждый педагог: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я научусь».


В раздел образования