Напоминание

"Артикуляционная гимнастика - тренировка речевого аппарата"


Автор: Гришина Елена Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №15"
Населённый пункт: Пермский край, г. Чернушка
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Артикуляционная гимнастика - тренировка речевого аппарата"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «ЦРР – детский сад №15» Материалы семинара-практикума Повестка дня
Тема:
«Артикуляционная гимнастика-тренировка речевого аппарата».
Цель:
повышение профессиональной компетентности воспитателей при организации и проведении артикуляционной гимнастики. Ответственный: учитель-логопед Гришина Елена Витальевна. Чернушка, 2016

Ц е л ь


повышение профессиональной компетентности воспитателей при организации и проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
1. Значение артикуляционной гимнастики для развития речи дошкольников. 2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. 3. Практикум по выполнению артикуляционных упражнений.
Участники:
воспитатели, логопед.
Материалы:
1. Презентация «Артикуляционная гимнастика в детском саду»; 2. Видео - ролик «Артикуляционная гимнастика»; 3. Зеркала (по количеству присутствующих); 4. Памятки «Комплексы артикуляционных упражнений» на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара-практикума «Артикуляционная гимнастика – тренировка речевого аппарата». Сегодня мы с вами обсудим актуальность артикуляционной гимнастики, её значение, методику правильного выполнения и основные требования к её проведению.
1.

Значение артикуляционной гимнастики.

Хорошая

речь
– яркий показат ель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе Большая часть детей дошкольного возраста (до 60%) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь. Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, здоровые зубы. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Вопрос к воспитателям: - Что такое артикуляционная гимнастика? (ответы воспитателей) - Какие органы участвуют в речи? (ответы воспитателей).
Артикуляционной

гимнастикой
называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
2.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
 Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше начать с ребенком заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у него появляются звуки родного языка, даже такие трудные как Ш, Ж, Р, Л).  Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.  Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?
 Заниматься следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  Время проведения 7 – 10 минут, частота проведения – не реже 2-х раз в день по 3-4 упражнения.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более сложным.  Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).  Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
Все артикуляционные упражнения делятся на 2 группы. Кто может назвать
? (ответы воспитателей). 
Статические

упражнения
– это… (упражнения для удержания органов артикуляции в определённой позе).
Какие статические упражнения вы знаете?
(ответы воспитателей). Давайте вспомним выполнение некоторых упражнений. Возьмите зеркало, я называю упражнение, вы его выполняете, а я контролирую правильность их выполнения (показываю упражнения в случае затруднений, слежу за правильностью их выполнения): «Заборчик»,«Окошко»,«Трубочка»,«Чашечка»,«Блинчик»,«Иголочка»,«Парус». Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать» 
Динамические упражнения – это…
(это многократное повторение одного и того же движения).
Какие динамические упражнения вы знаете?
(ответы воспитателей). Снова возьмите зеркало (аналогично, объясняю и показываю упражнения, слежу за правильностью их выполнения): «Часики»; «Качели»; «Лошадка»; «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Гармошка» и другие. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнении «Качели» можно считать таким образом: ребенок поднимает язык вверх и опускает язык вниз, а взрослый считает «раз – два».
Упражнения для укрепления мышц губ
. Эти упражнения укрепляют мышцы губ, делают губы более сильными и подвижными. Возьмите зеркала, выполним эти упражнения:
«Лягушка» (улыбочка), «Хоботок» (трубочка), «Заборчик», «Бублик» (рупор), «Заборчик – бублик», «Лягушка – хоботок» и другие.
Упражнения для укрепления мышц щёк.
Давайте выполним и эти упражнения: Покусывание, похлопывание и растирание щек, «Шарики»; рот закрыт, бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для мимических мышц
.  Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить.  Улыбаться с закрытым и открытым ртом.  Нахмурить брови, расслабить.  Поднять брови, расслабить.  Прищурить один глаз, затем другой.  Зажмурить глаза, расслабить. Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными. В
ясельной

группе
ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.) В
младшей

группе
знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: — губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой. — нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот. — язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад. Выполняются: — упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов) — упражнения для развития подвижности нижней челюсти — упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка») — упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка») В
средней

группе
уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.
Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики. В
старшей группе
закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык») Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход гудит», «Индюк». В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органов артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. В
подготовительной

группе
уточняют основные движения губ, языка. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О М-Л, Н-Л Б-Д, Ф-Х, Б-В, К-Х Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха (умение выделять звук из речевого потока). Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки. В сказке происходят чудеса и звуки преображаются. Приведу пример одной считалки:
Считалка:
раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем. Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки. Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три». На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре». Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать. Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы. Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь. Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь» Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко. Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.

3.

Практикум по выполнению артикуляционных упражнений.
В своей работе все артикуляционные упражнения мы объединили в комплексы, которые используются для постановки «свистящих», «шипящих» и «сонорных» звуков. Вы можете взять памятки с этими комплексами, которые я вам приготовила заранее. Эти комплексы идут в строгой последовательности: от простых по артикуляции звуков к сложным. Сейчас мы вместе выполним артикуляционные упражнения, которые необходимы для постановки «свистящих» звуков. Сначала разберём
правильную артикуляцию «свистящих» звуков
, к которым относятся такие звуки, как
С, Сь, З, Зь, Ц.
Возьмите зеркала и выполняйте мою инструкцию: губы слегка растянуты в улыбку, зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается за нижние зубы. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха, образуя свистящий шум. В этот комплекс входят следующие упражнения (я объясняю, показываю и слежу за правильностью выполнения, педагоги выполняют):
1. Лягушка .
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1до 5 (далее от 1 до 10), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
2. Хоботок
. Вытянуть сомкнутые губы трубочкой (вперёд). Удерживать губы в таком положении на счёт «1 – 10»
3. Лягушка-хоботок.
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
4. Лопаточка
. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
5 . Накажем непослушный язычок
. Положите широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
6. Киска сердится.
Улыбнуться, открыт рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
7 . Упрямый

ослик.
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
8 . Трубочка.
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
9 . Чистим

нижние

зубы.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
10. Качели.
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

1 1 . Посчитай

нижние

зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была подвижна. Следующий комплекс упражнений –
«шипящие» звуки
. К ним относятся такие звуки, как
Ш, Ж, Щ, Ч.
Разберём
правильную артикуляцию шипящих звуков.
Возьмите зеркала, повторяйте за моей инструкцией: губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, язык принимает форму «чашечки» и поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя выдыхается по середине языка. В этот комплекс входят следующие упражнения:
1. Лягушка-хоботок
.
2. Лопаточка
.
3. Накажем непослушный язычок
.
4. Чашечка
. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
5 . Бублик
. Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
6. Фокус
. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7 . Лошадка
. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8. Маляр
. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9 . Вкусное варенье
. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
10. Грибок
. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
11. Гармошка
. Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Следующий комплекс – «сонорные» звуки:
Л, Ль.
Давайте уточним
правильную

артикуляцию звуков Л, Ль.
Возьмите зеркала, выполняем: губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Корень
языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка . В этот комплекс входят упражнения:
1.Лягушка-хоботок
.
2.Лопаточка
.
3.Накажем непослушный язычок
.
4.Вкусное варенье
.
5.Качели
. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
6.Пароход
. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы- Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
7.Индюк
. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
8.Маляр
.
9.Чистим

верхние

зубки
. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние губки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
10.Посчитай

верхние

зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была неподвижна.
11.Поймаем звук «л».
Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л. Ну и последний комплекс на постановку
сонорных

звуков

Р,

Рь.
Уточним
правильную артикуляцию звуков Р, Рь.
Снова берём зеркала: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать. Здесь представлены следующие упражнения:
1. Качели
.
2. Маляр.

3. Чистим верхние зубки
.
4. Посчитай верхние зубки.


5 . Лошадка
. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
6. Грибок
. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
7. Гармошка
. Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
8. Барабан
. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как. линеечка).
9. Комарик
. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произносить звук «З». Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении «Барабан».
10. Моторчик
. Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Вот мы и выполнили все артикуляционные упражнения, необходимые для постановки той или иной группы звуков. Несомненно, эти упражнения можно и нужно выполнять с детьми в группе, учитывая, конечно, рекомендации по возрастным особенностям детей данной группы. Памятки с комплексами на постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков вы можете оставить себе. В случае затруднений обращайтесь за консультацией. На этом наш семинар окончен. Спасибо за внимание. Желаю успехов!

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад

звуков Л-ЛЬ.

1.Лягушка-хоботок
. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение « Хоботок».
2.Лопаточка
. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3.Накажем

непослушный

язычок
. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его пя-пя-пя».
4.Вкусное варенье
. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
5.Качели
. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
6.Пароход
. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
7.Индюк
. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движегия широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
8.Маляр
. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9.Чистим верхние зубки
. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние губки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
10.Посчитай верхние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была неподвижна.
11.Поймаем звук «л».
Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад

звуков Р-РЬ.

1 . Качели
. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
2. Маляр.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
3 . Чистим верхние зубки
. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
4. Посчитай верхние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была неподвижна.
5. Лошадка
. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
6. Грибок
. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
7. Гармошка
. Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

8. Барабан
. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как. линеечка).
9 . Комарик
. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произносить звук 3. Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении «Барабан».
10. Моторчик
. Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад

звуков Ш-Ж-Щ-Ч.

1. Лягушка-хоботок
. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
2 . Лопаточка
. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . Накажем

непослушный

язычок
. Положите широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. Чашечка
. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
5 . Бублик
. Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
6 . Фокус
. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7. Лошадка
. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8. Маляр
. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9. Вкусное варенье
. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
10. Грибок
. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
11. Гармошка
. Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ-Ц.

1. Лягушка-хоботок
. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
2 . Лопаточка
. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . Накажем

непослушный

язычок
. Положите широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. Киска сердится.
Улыбнуться, открыт рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
5. Упрямый ослик.
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
6. Трубочка.
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7 . Чистим

нижние

зубы.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
8 . Качели.
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
9. Посчитай нижние зубки.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была подвижна.
Используемая литература: 1. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»; 2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»; 3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»; 4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»; 5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи»; 6. Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика».


В раздел образования