Автор: Гришина Елена Витальевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №15" Населённый пункт: Пермский край, г. Чернушка Наименование материала: Семинар-практикум Тема: "Артикуляционная гимнастика - тренировка речевого аппарата" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«ЦРР – детский сад №15»
Материалы семинара-практикума
Повестка дня
Тема: «Артикуляционная гимнастика-тренировка речевого аппарата».
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей при
организации и проведении артикуляционной гимнастики.
Ответственный:
учитель-логопед
Гришина Елена Витальевна.
Чернушка, 2016
Ц е л ь
– повышение
профессиональной
компетентности
воспитателей
при
организации и проведении артикуляционной гимнастики.
Задачи:
1.
Значение
артикуляционной
гимнастики
для
развития
речи
дошкольников.
2.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
3.
Практикум по выполнению артикуляционных упражнений.
Участники: воспитатели, логопед.
Материалы:
1.
Презентация «Артикуляционная гимнастика в детском саду»;
2.
Видео - ролик «Артикуляционная гимнастика»;
3.
Зеркала (по количеству присутствующих);
4.
Памятки
«Комплексы
артикуляционных
упражнений»
на
постановку
свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Тема
нашего
семинара-практикума
«Артикуляционная гимнастика – тренировка речевого аппарата».
Сегодня мы с вами
обсудим актуальность артикуляционной гимнастики, её значение, методику правильного
выполнения и основные требования к её проведению.
1.
Значение артикуляционной гимнастики.
Хорошая
речь –
яркий
показат ель всестороннего
развития
ребенка
и
подготовленности его к обучению в школе
Большая часть детей дошкольного возраста (до 60%) имеют речевые недостатки,
неправильно
произносят
один
или
несколько
звуков,
большинство
из
которых носят
временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой
возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют
в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело
поддающиеся коррекции. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо
развитую речь.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую,
четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность
движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы,
мягкое
небо,
маленький
язычок,
здоровые
зубы.
Артикуляция
связана
с
работой
многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Вопрос к воспитателям:
- Что такое артикуляционная гимнастика? (ответы воспитателей)
- Какие органы участвуют в речи? (ответы воспитателей).
Артикуляционной
гимнастикой
называют
работу
по
развитию
основных
движений
органов
артикуляции.
Цель
такой
гимнастики
–
отработка
правильных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляции,
необходимых
для
произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы.
Каждый
комплекс
направлен
на
подготовку
органов
артикуляции
к
произнесению
определенного звука.
2.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Бытует
мнение,
что
артикуляционная
гимнастика
–
это
не
столь
важное,
несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное
выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению
произношения звуков (т.е., чем раньше начать с ребенком заниматься артикуляционной
гимнастикой, тем быстрее у него появляются звуки родного языка, даже такие трудные как
Ш, Ж, Р, Л).
Артикуляционные
упражнения
помогают
детям
со
сложными
речевыми
нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят
«каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?
Заниматься
следует
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые
у
детей
навыки
закреплялись.
Время проведения 7 – 10 минут, частота проведения – не реже 2-х раз в
день по 3-4 упражнения.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики
надо соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений к более
сложным.
Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое
зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
Все
упражнения
проводятся
в
виде
игры.
Необходимо
заинтересовать:
«Давай поиграем с язычком…»
Все артикуляционные упражнения делятся на 2 группы. Кто может назвать ?
(ответы воспитателей).
Статические
упражнения –
это…
(упражнения
для
удержания
органов артикуляции в определённой позе).
Какие статические упражнения вы знаете? (ответы воспитателей).
Давайте
вспомним
выполнение
некоторых
упражнений.
Возьмите
зеркало,
я
называю упражнение, вы его выполняете, а я контролирую правильность их выполнения
(показываю упражнения в случае затруднений, слежу за правильностью их выполнения):
«Заборчик»,«Окошко»,«Трубочка»,«Чашечка»,«Блинчик»,«Иголочка»,«Парус».
Это некоторые основные упражнения, их намного больше.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд,
то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты
будешь выполнять упражнение, а я буду считать»
Динамические упражнения – это… (это многократное повторение
одного и того же движения).
Какие динамические упражнения вы знаете? (ответы воспитателей).
Снова возьмите зеркало (аналогично, объясняю и показываю упражнения, слежу за
правильностью их выполнения):
«Часики»;
«Качели»;
«Лошадка»;
«Чистим
зубки»,
«Вкусное
варенье»,
«Гармошка» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку
необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнении «Качели» можно
считать таким образом: ребенок поднимает язык вверх и опускает язык вниз, а взрослый
считает «раз – два».
Упражнения для укрепления мышц губ .
Эти
упражнения
укрепляют
мышцы
губ,
делают
губы
более
сильными
и
подвижными. Возьмите зеркала, выполним эти упражнения:
«Лягушка»
(улыбочка),
«Хоботок»
(трубочка),
«Заборчик»,
«Бублик»
(рупор),
«Заборчик – бублик», «Лягушка – хоботок» и другие.
Упражнения для укрепления мышц щёк.
Давайте выполним и эти упражнения:
Покусывание,
похлопывание
и
растирание
щек,
«Шарики»;
рот
закрыт,
бить
кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для мимических мышц .
Растянуть углы рта в стороны (в улыбку) и расслабить.
Улыбаться с закрытым и открытым ртом.
Нахмурить брови, расслабить.
Поднять брови, расслабить.
Прищурить один глаз, затем другой.
Зажмурить глаза, расслабить.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но
требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут
различными.
В
ясельной
группе ещё
не
сформированы
свистящие,
шипящие
и
сонорные.
Основная
задача
–
проведение
работы
по
овладению
детьми
движений
органов
артикуляционного
аппарата,
которые
совершаются
под
контролем
слуха,
необходимо
развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса
(силы,
высоты);
на
уточнение
произношения
гласных
и
согласных
звуков
(звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т.д.)
В
младшей
группе знакомят
детей
с
органами
артикуляционного
аппарата,
знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата:
— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.
— нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.
— язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам
рта, вперёд и назад.
Выполняются:
—
упражнения
для
развития
речевого
дыхания
и
воздушной
струи
(сдувание
различных предметов)
— упражнения для развития подвижности нижней челюсти
— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок»,
«Дудочка»)
— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики»,
«Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»)
В средней
группе уточняются
предыдущие
знания
и
вводят
новые
понятия:
верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами,
уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.
Чаще
выполняются
упражнения
для
правильного
произношения
шипящих
и
сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного
аппарата
и
их
движениях.
Дают
понятие
о
спинке
языка
(«Лопаточка»,
«Иголочка»,
«Накажем непослушный язык»)
Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и
сонорных звуков. Поэтому целесообразно использовать такие упражнения
«Лошадка»,
«Качели», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Дятел», «Барабанщик», «Пароход
гудит», «Индюк».
В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения
движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного
аппарата с одного движения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного
результата:
полученное
положение
органов
артикуляционного
аппарата
должно
удерживаться
некоторое
время
без
изменений.
Движения
становятся
лёгкими,
правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
В подготовительной
группе уточняют
основные
движения
губ,
языка.
Для
артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
И-У, Э-О, И-О, Э-У, И-Э, У-О
М-Л, Н-Л
Б-Д, Ф-Х, Б-В, К-Х
Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха (умение
выделять звук из речевого потока).
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в
сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки.
В
сказке
происходят
чудеса и звуки преображаются. Приведу пример одной считалки:
Считалка:
раз – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
3.
Практикум по выполнению артикуляционных упражнений.
В своей работе все артикуляционные упражнения мы объединили в комплексы,
которые используются для постановки «свистящих», «шипящих» и «сонорных» звуков.
Вы можете взять памятки с этими комплексами, которые я вам приготовила заранее. Эти
комплексы идут в строгой последовательности: от простых по артикуляции звуков к
сложным. Сейчас мы вместе выполним артикуляционные упражнения, которые
необходимы для постановки «свистящих» звуков.
Сначала разберём правильную артикуляцию «свистящих» звуков , к которым
относятся такие звуки, как С, Сь, З, Зь, Ц.
Возьмите зеркала и выполняйте мою инструкцию: губы слегка растянуты в улыбку,
зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий,
упирается за нижние зубы. По середине языка образуется желобок, по которому идет
струя воздуха, образуя свистящий шум. В этот комплекс входят следующие упражнения (я
объясняю, показываю и слежу за правильностью выполнения, педагоги выполняют):
1. Лягушка . Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком
положении под счёт от 1до 5 (далее от 1 до 10), затем вернуть губы в исходное положение.
Повторить 3-4 раза.
2. Хоботок . Вытянуть сомкнутые губы трубочкой (вперёд). Удерживать губы в
таком положении на счёт «1 – 10»
3. Лягушка-хоботок. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и
упражнение «Хоботок».
4. Лопаточка . Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
5 . Накажем непослушный язычок . Положите широкий язык между губами и
«пошлепать» его «пя-пя-пя».
6. Киска сердится. Улыбнуться, открыт рот. Кончиком языка упереться в нижние
зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет
«два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от
нижних зубов, рот не закрывается.
7 . Упрямый
ослик.
Губы
в
улыбке,
рот
приоткрыть.
С
силой
произносить
сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
8 . Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту
трубочку.
9 . Чистим
нижние
зубы. Улыбнуться,
приоткрыть
рот.
Кончиком
языка
«почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
10. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
1 1 . Посчитай
нижние
зубки.
Улыбнуться,
приоткрыть
рот.
Кончиком
языка
упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы
челюсть была подвижна.
Следующий комплекс упражнений – «шипящие» звуки . К ним относятся такие
звуки, как Ш, Ж, Щ, Ч. Разберём правильную артикуляцию шипящих звуков.
Возьмите зеркала, повторяйте за моей инструкцией:
губы округлены и выдвинуты вперед,
зубы сближены,
язык принимает форму
«чашечки» и поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка
прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя выдыхается по середине
языка. В этот комплекс входят следующие упражнения:
1. Лягушка-хоботок .
2. Лопаточка .
3. Накажем непослушный язычок .
4. Чашечка . Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не
должна обтягивать нижние зубы.
5 . Бублик . Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы
были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на
счет до пяти.
6. Фокус . Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме
чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7 . Лошадка . Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают
лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка
не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8. Маляр . Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от
зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9 . Вкусное варенье .
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки
облизывать верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не
должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
10. Грибок . Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка
гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в
улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр.
«Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
11. Гармошка . Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
языка, открывать и закрывать рот.
Следующий комплекс – «сонорные» звуки: Л, Ль. Давайте уточним правильную
артикуляцию звуков Л, Ль. Возьмите зеркала, выполняем: губы раскрыты, принимают
положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик
языка поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Корень
языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами
щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка
.
В этот
комплекс входят упражнения:
1.Лягушка-хоботок .
2.Лопаточка .
3.Накажем непослушный язычок .
4.Вкусное варенье .
5.Качели . Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
6.Пароход . Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-
Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
7.Индюк .
Приоткрыть
рот,
положить
язык
на
верхнюю
губу
и
производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не
отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять,
затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он
должен быть широким.
8.Маляр .
9.Чистим
верхние
зубки .
Улыбнуться,
приоткрыть
рот.
Кончиком
языка
«почистить» верхние губки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
10.Посчитай
верхние
зубки.
Улыбнуться,
приоткрыть
рот.
Кончиком
языка
упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы
челюсть была неподвижна.
11.Поймаем звук «л». Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий
кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л.
Ну
и
последний
комплекс
на
постановку сонорных
звуков
Р,
Рь. Уточним
правильную артикуляцию звуков Р, Рь. Снова берём зеркала: кончик языка поднят к
альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным
зубам,
Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка,
заставляя его вибрировать. Здесь представлены следующие упражнения:
1. Качели .
2. Маляр.
5 . Лошадка . Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают
лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик
языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
6. Грибок . Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка
гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в
улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр.
«Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
7. Гармошка . Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая
языка, открывать и закрывать рот.
8. Барабан . Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук
д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен
закрываться.
Чтобы
этого
не
происходило,
можно
зажать
зубами
палочку
шириной
примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна
быть толстой, она должна быть прямой, как. линеечка).
9. Комарик . Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно
произносить
звук
«З».
Если
у
ребенка
закрывается
рот
при
выполнении
этого
упражнения,
можно
воспользоваться
механической
помощью,
как
и
в
упражнении
«Барабан».
10. Моторчик . Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука
д-д-д
или
з-з-з
(за
верхними
зубами,
см.
упр.
«Барабан»
и
«Комарик»)
быстрыми
движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто
чистым!!!
прямым
указательным
пальцем
самого
ребенка
производить
частые
колебательные движения из стороны в сторону.
Вот
мы
и
выполнили
все
артикуляционные
упражнения,
необходимые
для
постановки той или иной группы звуков. Несомненно, эти упражнения можно и нужно
выполнять
с
детьми
в
группе,
учитывая,
конечно,
рекомендации
по
возрастным
особенностям детей данной группы. Памятки с комплексами на постановку свистящих,
шипящих
и
сонорных
звуков
вы
можете
оставить
себе.
В
случае
затруднений
обращайтесь за консультацией. На этом наш семинар окончен. Спасибо за внимание.
Желаю успехов!
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад
звуков Л-ЛЬ.
1.Лягушка-хоботок .
На
счет
«раз-два»
чередовать
упражнение
«Лягушка»
и
упражнение « Хоботок».
2.Лопаточка .
Улыбнуться,
открыть
рот.
Положить
широкий
язык
на
нижнюю
губу.
Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3.Накажем
непослушный
язычок .
Положить
широкий
язык
между
губами
и
«пошлепать» его пя-пя-пя».
4.Вкусное варенье . Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать
верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна
обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
5.Качели . Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
6.Пароход . Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы».
Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
7.Индюк . Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движегия
широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать
язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем
добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен
быть широким.
8.Маляр . Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9.Чистим верхние зубки . Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить»
верхние губки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
10.Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по
очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была
неподвижна.
11.Поймаем звук «л». Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик
языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук Л.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад
звуков Р-РЬ.
1 . Качели . Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
2. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
3 . Чистим верхние зубки . Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить»
верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо - влево.
4. Посчитай верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по
очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была
неподвижна.
5. Лошадка . Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
6. Грибок . Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба,
а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке.
Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр.
«Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
7. Гармошка . Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка,
открывать и закрывать рот.
8. Барабан . Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д.
Язык
упирается
в
верхние
зубы
при
произнесении
этого
звука,
рот
не
должен
закрываться.
Чтобы
этого
не
происходило,
можно
зажать
зубами
палочку
шириной
примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна
быть толстой, она должна быть прямой, как. линеечка).
9 . Комарик .
Улыбнуться,
открыть
рот.
Поднять
язык
за
верхние
зубы,
длительно
произносить звук 3. Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения,
можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении «Барабан».
10. Моторчик . Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д
или з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движениями
плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым!!!
прямым
указательным
пальцем
самого
ребенка
производить
частые
колебательные
движения из стороны в сторону.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад
звуков Ш-Ж-Щ-Ч.
1. Лягушка-хоботок . На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение
«Хоботок».
2 . Лопаточка . Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . Накажем
непослушный
язычок .
Положите
широкий
язык
между
губами
и
«пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. Чашечка . Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые
края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна
обтягивать нижние зубы.
5 . Бублик . Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были
видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет
до пяти.
6 . Фокус . Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме
чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7. Лошадка . Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не
подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8. Маляр . Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к
горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9. Вкусное варенье . Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать
верхнюю губу сверху - вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна
обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
10. Грибок . Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба,
а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке.
Если
ребенку
не
удается
присосать
язык,
то
можно
пощелкать
языком,
как
в
упр.
«Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
11. Гармошка . Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка,
открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный
артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ-Ц.
1. Лягушка-хоботок . На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение
«Хоботок».
2 . Лопаточка . Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3 . Накажем
непослушный
язычок .
Положите
широкий
язык
между
губами
и
«пошлепать» его «пя-пя-пя».
4. Киска сердится. Улыбнуться, открыт рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На
счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два»
вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних
зубов, рот не закрывается.
5. Упрямый ослик. Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ.
Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
6. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
7 . Чистим
нижние
зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить»
нижние
зубы
с
внутренней
стороны,
делая
движения
языком
вправо-влево.
Нижняя
челюсть при этом не двигается.
8 . Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
9. Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по
очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы челюсть была
подвижна.
Используемая литература:
1. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»;
2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»;
3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»;
4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников»;
5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения
для развития речи»;
6. Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения.
Артикуляционная гимнастика».