Напоминание

из опыта работы "Работа детского движения в сельской школе"


Автор: Герасимова Домна Алексеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева с углубленным изучением отдельных предметов " Верхневилюйского улуса Республики Саха(Якутия)
Населённый пункт: с.Хоро Верхневилюйского улуса Республики Саха(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: из опыта работы "Работа детского движения в сельской школе"
Раздел: полное образование





Назад





Работа детской организации

«Лидер»

МБОУ-Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева

в учебном году
Детская школьная организация «Лидер» насчитывала на начало учебного года 290 членов организации, а на конец года 290 человека. Она включает в себя учащихся с 1 по 11 класс. В настоящее время организация апробирует наиболее оптимальные направления работы. В своей работе мы придерживаемся следующих направлений: гражданско- патриотическое, духовно- нравственное, экологическое, художественно- эстетическое, оздоровительное, организаторское. Наша организация строится на принципах самоуправления и соуправления . По любому вопросу дети могут обратиться за помощью к учителям и всегда получают полный, доброжелательный ответ. При этом педагоги стремятся ни в коем случае не сковывать инициативу ребят. Организация воспитывает лидеров детского коллектива. М ногие мероприят ия в ш коле раз рабат ы вают ся акт ив ист ами ш ко л ы . Детей волнует все происходящее в школе. Они согласны брать на себя ответственность не только за себя, но и за своих товарищей. Они занимаются вопросами организации праздников, конкурсов, вопросами дисциплины и успеваемости. В школе развивается самоуправление, воспитывается гражданская ответственность за все происходящее вокруг. Детская организация «Лидер» является добровольной, самостоятельной организацией детей, представляющей и защищающей интересы и права своих членов с ярко выраженной социально значимой и личностно-ориентированной направленностью своей деятельности.
Цель деятельности детской организации на 2015-2016 учебный год
: Улучшение работы органов самоуправления детской организации, расширение круга интересов учащихся, помощь ребенку в самореализации и социальной адаптации. 
Задачи
: Продолжить воспитывать у членов детской организации стремление к саморазвитию, самовоспитанию, самооценке, самоанализу;  Продолжить формировать лидерские качества, активную жизненную позицию учащихся; Развивать и совершенствовать работу самоуправления в детской организации;  Продолжить работу на основе разработанных программ, проектов, направлений; Развивать связи с другими детскими организациями улуса, наслега; Укреплять здоровья учащихся;  Ф о р м и р о в ат ь г р а ж д а н с ко - п ат р и о т и ч е с к у ю к ул ьт у р у у ч а щ и х с я ; Систематизировать накопленный опыт работы.
Содержание деятельности
В детской организации существуют приоритетные позиции которые используются во всех делах, мероприятиях, сборах, собраниях, конференциях
это
:  равноправие, все имеют право решающего голоса, принятие того или иного решения,  выборность, полномочия приобретаются в результате выборов, откровенность и гласность,  законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. Целесообразность ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. Гуманность – действия органов самоуправления основывается на нравственных принципах. Самодеятельность – это творчество, активность, самостоятельность учащихся. Ответственность проявляется в отчете о проделанной работе и её результатах.
Деятельность детской организации разбита на 3 вида деятельности:  Организационная деятельность: работа выборного органа самоуправления школьников, проведение собраний и конференций, ведение необходимой документации и т.д.  Содержательная «внутренняя» деятельность: направлена на реализацию интересов членов организации, это мероприятия, дела, праздники внутри организации и т.п.  Содержательная «внешняя» деятельность: направленная на взаимодействие организации с внешней средой (родители, администрация, педагогический коллектив, другие общественные организации), это мероприятия, дела, праздники для других.
Работа актива детской организации.
Самоуправление – демократическая форма организации коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения отрядных целей. Составляющие этого определения:  Развитие самостоятельности  Принятие и реализация управленческих решений  Цели Модель, которую используем для развития самоуправления в организации «Лидер»:  Мотив группового действия «Мы хотим»  Определение цели деятельности  Коллективное подведение итогов (оценка своих возможностей)  Реализация решения (интенсивная организаторская деятельность)  Коллективное принятие решения (выбор вариантов действия)  Принятие цели коллективом (коллективное обсуждение целей)  Постановка управленческой проблемы (выдвижение идей)  Обсуждение вариантов решения (мозговой штурм) Д.О. «Лидер» работает под девизом: «От интереса- к знаниям, через самостоятельность - к успеху!» Д.О. «Лидер» – это союз тех, у кого есть дело по душе. Члены детской организации заняты практически всеми видами деятельности, необходимыми для формирования всесторонне развитой личности. В этом нам помогает программа деятельности. Мы работаем по пяти направлениям: Гражданско-патриотическое - «Отечество». В последнее время особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Обращаясь к истории своей страны, улуса, наслега ребята начинают осознавать ее величие, значимость своего народа. Именно в этом заключается сущность патриотического воспитания. В каждом классе, после проведения рейда «Классный уголок» было выявлено, что еще не во всех классах есть информация о ветеранах ВОВ и ветеранах педагогического труда, нет истории или исторических фактов наслега, в котором мы живем. Были сделаны замечания и дан срок на оформление этих страниц в классном уголке. В октябре все тимуровские отряды посетили своих ветеранов и пригласили на праздничный концерт, поздравив их с днем учителя, некоторым ветеранам была оказана помощь по дому. Поисковым отрядом организации собран материал о защитниках Родины во время ВОВ и переданы в школьный музей. Ребята проявляют заботу и внимание ветерану Великой Отечественной войны Бестинову ДП, ветеранам тыла: очищают от снега дворовые участки, приносят воду, заготавливают дрова, помогают по ведению домашнего хозяйства. Поздравляют ветеранов с праздниками. Приглашают ветеранов на торжественные встречи. К сожалению, многие из ветеранов по состоянию здоровья, не имеют возможности посетить школу. Встречи с ветеранами – это настоящие уроки мужества и героизма для наших ребят. Социально - значимые акции проводятся на протяжении всего учебного года  «Дом заботы нашей»- постоянная и разнообразная помощь ветеранам войны и труда в ведении домашнего хозяйства. За каждым ветераном закреплена определенная
тимуровская группа. Проводятся встречи-огоньки, праздничные концерты, дарят ветеранам сувениры, сделанные своими руками, записывают воспоминания ветеранов. Особо хотелось отметить работу тимуровских отрядов: - 6класс -классный руководитель Ксенофонтова С Т, - 7кл-классный руководитель Попова ВН, - 8акл-классный руководитель Иванова ГП, - 10бкл-классный руководитель Васильева ТЛ, - 10вкл-классный руководитель КонстантиноваСИ, - 11а кл- классный руководитель Назарова АЕ. Тимуровские отряды этих классов не только посещают своих ветеранов, но и проводят для них дома интересные мероприятия разной тематики. Они без напоминания посещают своих «подопечных» Акция «Шаг навстречу» разделилась на акции: «Красота спасет мир», «Чистый двор» - озеленение благоустройство школьного двора, улиц. «Дети - детям» - оказание шефской помощи старшими школьниками младшим, организация досуга, сбор игрушек и книг для детей детского сада. Так же проведение мероприятий «Толерантность», «День дублера», «Давайте познакомимся». В рамках подготовки ко Дню защитника Отечества было проведено военно- спортивное мероприятие для старших классов, где каждый показал не только спортивные результаты, но и дружеские. Были организованы и прошли мероприятия, такие как: «Снятие блокады Ленинграда», «Шли на бой, ребята, ровесники», «Герои – пионеры» - мероприятия способствующие, формированию у учащихся патриотических чувств, любви и гордости за нашу родину. Совместными усилиями были подготовлены и проведены различные мероприятия. В октябре состоялись уроки мужества для учеников 1-11 кл. Необычно прошел устный журнал «Пионеры-герои», в проведении которого принимали участие сами ребята. В ходе подготовки к этому мероприятию, детьми было прочитано немало книг о том или ином герое - сверстнике Великой Отечественной войны, составлен рассказ, сопровождаемый интересными фактами и эпизодами фронтовых будней. Так ребята в доступной форме рассказа делились со своими сверстниками о доблестных защитниках пионерах героях их сверстниках. На протяжении учебного года проводили тематические линейки «Безопасность на дорогах», «Всемирный день здоровья», «Школьные учебники» «Вежливость — образ жизни», «День матери», «Влияние сотовых телефонов на жизнь человека», «День толерантности», «Курить вредно», «День государственности», «День Республики»Каждый понедельник подводились итоги дежурств классов, делались объявления и рассказывались новости. Подводились итоги мероприятий, олимпиад, конференций, спортивных соревнований. Ежегодно с 3-го по 9 мая проходит всероссийская вахта памяти, посвященная дню Победы. Детская организация «Лидер» в сотрудничестве с классными руководителями проводит уроки мужества, просмотр и осуждение фильмов о войне и о тех памятных датах. Вахта памяти проходит под девизом « Никто не забыт и ничто не забыто!» Каждый ее день это-день отличной учебы, равнения на героев. Ежегодно проходит акция «Примите поздравления». Эти дни становятся смотром шефской работы учащихся над ветеранами и инвалидами войны, семьями погибших воинов. Дети готовят поздравления для тех ветеранов, которые не могут побывать на торжестве, вручают памятные сувениры, сладкие угощения. Духовно-нравственное - «Доброе сердце». Задача- воспитание доброты, чуткости, внимания. Возрождение шефства старших школьников над младшими. Проводятся операции: «Игровые перемены» (проводят-Степанова Варя, Тарасова Юлия, Илларионова Женя, Павлова Алина, Семенова Хаарчаана, Санникова Сардана), «Знаешь - помоги другому» (занимаются с младшими школьниками Мугурова Надя, Яковлева Лена) Также
актив детской организации провел игровую программу по всем группам ко дню толерантности Оздоровительное - «Делу - время», «Спорт нам силы поможет умножить». Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей. Выборы президента детской организации, где проявились не только таланты кандидатов в президенты, но и лидерские качества.7 апреля прошел Всемирный день здоровья. Детская организация совместно с учителями для обучающихся и для населения провела акцию под девизом «Мы выбираем здоровый образ жизни». В программу входили такие мероприятия, как: выставка рисунков «Школа территория здоровья»,веселые старты для начальной школы, спортивные станции для среднего звена, такие как шахматы, шашки, хабылык, хаамыска, волейбол, баскетбол, пионербол, теннис, веселые эстафеты, просмотр презентации «Формирование здорового образа жизни».В мероприятии приняли обучающиеся с 1-11 класс. Учащиеся получили огромный заряд энергии, на всех станциях царила атмосфера доброжелательности, дети проявили взаимопомощь в командных играх, раскрыли свои способности научились побеждать и принимать поражения, радуясь успехами других. Именно через игру и сплачивается коллектив. Так же проведены мероприятия «Нет наркотикам», «Нет курению». Были собраны подписи «за» и «против» курения , так же проведена акция «меняю конфету на сигарету». Организаторская «Шире круг» Забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства; развитие детского самоуправления, предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-техническую базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское, отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами проводят дежурство, проводят генеральные уборки, следят, за сохранностью мебели. Разработаны критерии оценивания дежурства классных коллективов, подготовлены презентации «Дежурство в школе», «Правила поведения в школе» активом детской организации. Нами были проведены акции, операция «Чистый двор». Кто не любит природы, тот не любит человека, поэтому наша помощь была не только физической, мы еще участвовали в конкурсе проектов «Кэнчээри», в конкурсе «Наш край». Актив детской организации в каждую среду проводит школу вожатского мастерства. В этом году министры культуры детской организации Семенова Снежана участвовала в улусном конкурсе «Лидер года» и заняла первое место, а Спиридонов Мичил в улусном конкурсе «Басхан»занял второе место. Наша школа с 2013 года сотрудничает по договору с ГАУ ДО РС(Я) Центром отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор». В лагере «Сосновый бор»отдыхают наши активисты. Они узнают много интересного, учатся полезному, нужному. А чему научились в Центре, обучают своих сверстников. Активисты делятся своими впечатлениями и знаниями, которые привезли с лагеря. Играми, кричалками, песнями пополняется наша творческая копилка, опыт большого лагеря мы используем и в своей работе. За время существования организации многие её праздники, акции, операции стали традиционными: праздник первого звонка; посвящение пятиклассников в ряды Д.О. «Лидер», праздник - День учителя; осенний бал, общешкольный слет «Надежды 21века». «Мир прекрасного и полезного» – это работа сектора по сбору информации, оповещение о мероприятиях, проводимых в школе и в районе, также ведение протоколов сборов мэров и актива детской организации. Ответственными за эту работу стали в этом учебном году: Евдокимова Настя, Николаева Ванесса. Особую роль в самоуправлении играют информационные органы: пресс-центр «Новитас», которые на данном этапе набрали полную силу. Организация активно сотрудничает со многими общественными организациями – Детским центром Нюрбинского улуса, ГБПОУ РС(Я) «Верхневилюйский техникум»,сельской библиотекой, студия «Тулуйхан»Неустроевых, «Сосновым бором»,
Работа с детским активом проводится по плану. Заседания актива организации – 1 раз в четверть. Детская организация проводит тематические линейки: «Выборы президента ДО», «День пожилых людей», «День учителя». Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а в частности, работа школьной детской организации, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а так же создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. И не будем забывать, что (как пишет американский психолог У. Глассер) «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем – то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни». Детская организация «Лидер» c 1 сентября осуществляла деятельность по всем направлениям. Основой составляющей воспитательной работы является участие учащихся во всех школьных и районных мероприятиях. 3 сентября состоялось заседание малого совета по организационным вопросам. Были поставлены задачи и составлен план работы на этот учебный год. Присутствовали все активы классов. Организация совета дела на первую четверть была составлена исходя из принципов Детской организации. 7 сентября проходил обучающий сбор актива «Наследники добрых традиций проводили Николаев Дьулустан, Санникова Сардана, Семенова Снежана. Детская организация пополняется новыми членами — это учащиеся 5а и 5б классов. Классное ученическое самоуправление помогает в управлении делами класса и школы. Идет взаимосвязь между классами и учителями. Мы учимся проводить мероприятия, организовывать встречи, слушать одноклассников и других членов актива детской организации, получать новые знания, мы действуем по принципам: равенство, единство, толерантность, сотрудничество. Мероприятия, которые проводятся по достижению цели, можно считать действенными. Мы участвовали в трудовом десанте операция «Картофель». Лето2013 активисты рассказали, как провели учащиеся их класса лето. Самым содержательным и интересным были рассказы старост 6,7,8 классов Органы ученического самоуправления избираются в конце учебного года. Они прошли в дружеской обстановке, где предложили многие свои кандидатуры для работы в активе детской организации. Президентом стала Семенова Снежана ученица 10а класса Самые активные члены детской организации: Николаев Дьулустан, Санникова Сардана, Николашкина Нарыйа, Николаева Сайаана, Мугурова Надя,, Яковлева Лена, Спиридонов Мичил, Христофорв Сахамин, Васильев Аркадий, Семенова Снежана, Егоров Айтал, Семенова Валерия, Семенова Сайыына, Тарасов Эрхан, Николаев Вася, Петрова, Сайыына, Мугурова Калира, Осипова Марфа, Горохов Петя, Илларионова Женя, Семенова Маша,З ахаров Коля, Павлова Алина, Кетехов Сережа. Главным результатом деятельности на следующий год должно стать улучшение качества работы детской организации «Лидер», а именно: улучшение качества работы органов самоуправления и расширение круга интересов учащихся. Следует добиться улучшения в индивидуальной работе с учащимися. Результатом работы будет и помощь ребенку в самореализации и социальной адаптации. Задачи на следующий год: продолжить воспитывать у членов детской организации стремление к саморазвитию, самовоспитанию, самооценке, самоанализу; продолжить формировать лидерские качества, активную жизненную позицию учащихся; развивать и совершенствовать работу самоуправления в детской организации; продолжить работу на основе разработанных программ, проектов, направлений; развивать связи с другими детскими организациями. Педагог-организатор МБОУ “Хоринская СОШ им.Г.Н.Чиряева с углубленным изучением отдельных предметов” Герасимова Домна Алексеевна


В раздел образования