Автор: Саликова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №195 ОАО РЖД Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Развитие познавательного опыта ребенка в семье Раздел: дошкольное образование
Подготовила материал: Воспитатель ЧДОУ №195 ОАО РЖД
Саликова Елена Николаевна
город Красноярск
Родители- гиды на пути познания.
Слова учат, а пример
Заставляет подражать.
Низкая познавательная активность ребенка становиться
большой проблемой в современном обществе.
Ведь она – эта активность, выступает предпосылкой
психофизического развития ребенка.
Взаимосвязь очевидна – чем ярче выражен интерес к
познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше
уровень развития психических процессов.
Ребенок начинает познавать окружающую его
действительность.
Для этого природа щедро одарила его познавательной
активностью.
Ребенка интересует все!
Поэтому, используя все доступные ему средства - взять в руки,
подействовать, попробовать – ребенок стремится к познанию
мира.
Для ребенка родители - это боги!
Утешают , понимают, создают праздник наказывают и милуют,
а сколько знают!
Ребенок внимательно наблюдают за родителями:
Как и с кем ,они разговаривают;
Как относятся к людям, к работе, к животным;
Чем увлекаются , что любят и не любят;
О чем рассказывают , какими словами, и с какой интонацией и
т.п.
Дошкольный возраст ( 2-3г до 7 лет) считается сенситивным
периодом развития личности.
Но это не означает, что познавательная активность
формируется самостоятельно.
Большую роль в реализации познавательных задач играют
именно взрослые ( педагоги и родители), их внутренний мир,
наличие собственных познавательных открытий и
предпочтений.
Взрослые должны сами испытывать радость от
познавательных открытий и ее своим детям.
Одним из важных принципов руководства познавательным
развитием детей является обязательная потребность взрослых в
познавательном саморазвитии.
Взрослый, который не читает познавательной литературы, не
посещает библиотеки, музеи, выставки, интересные места и
доступные достопримечательности.
Не может полноценно и эффективно руководить
познавательным развитием ребенка, не сможет зажечь в его
сердце и сознании жажду познания мира.
Познавательная активность имеет внешние проявления.
Это:
-
интерес к предмету;
-
эмоциональное отношение к предмету ( удивление,
недоумение, лукавство т.е. разнообразие эмоций,
вызываемых этим предметом.
-
Действия, направленные на исследование свойств предмета,
понимание его функционального назначения.
-
Не следует забывать , что основным видом деятельности
дошкольника является «игра», поэтому в качестве основы
познания чего то нового необходимо использовать игровую
деятельность.
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо
познавать, необходимо создать дома определенную предметно –
развивающую среду.
Это могут быть различные карты, глобус, телевизор и видео
технику для просмотра познавательных передач и фильмов,
часы.
Различные виды календарей, познавательная литература ,
энциклопедии для детей, настольные игры с познавательным
содержанием.
Беседуйте, проводите опыты с песком, глиной, водой,
магнитами.
Больше узнавайте о природе ( мир животных и растений)
это так интересно и важно!
Таким образом, познавательная активность – это сложное
личностное образование, которое складывается под влиянием
самых разнообразных факторов
И субъективных ( любознательность, усидчивость. воля и т.д.)
И объективных ( окружающие условия, личность родителя,
приемы и методы обучения и воспитания).
Очень важно приобщить ребенка к наблюдениям и проведению
опытов.
Присутствие во время исследовательской деятельности самого
взрослого совершенно необходимо, оно должно предостеречь
малыша от промахов и связанных с ними неудач.
А в ряде случаев уберечь от возможных неприятностей.
Опыты с водой
Вода имеет различную форму.
Нужно перелить воду в различные сосуды (узкую и широкую
банку).
Вода – это жидкость, ее можно переливать.
Вода – бесцветная. Но не белая ( сравнивать с молоком).
Можно раскрасить в разные цвета краской.
Вода меняет температуру от холодной до горячей.
Испаряется при нагревании, и замерзает при низких
температурах( поставить в холодильник воду).
Воздух
Воздух вздыхают и выдыхают люди.
Задержите дыхание – человек не может обходиться без
воздуха.
Воздух прозрачный, бесцветный. Если надуть шар - воздух
внутри.
Игра « мыльные пузыри» доставит радость для детей.
Воздух присваивает запахи разных веществ.
Для опыта необходимо несколько банок с плотными крышками
и вещества с сильным запахом:
долька чеснока, кусочек лука, несколько кусочков лимона и
т.д.
Разложите вещества по банкам, и накрыть банки крышками.
Потом освободить банки, попробуйте по запаху определить ,где
что было.