Напоминание

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста


Автор: Саликова Неля Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №195 ОАО РЖД
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие

познавательных способностей

детей

дошкольного возраста.

Подготовила материал: Воспитатель ЧДОУ №195 ОАО РЖД

Саликова Неля Николаевна

город Красноярск


Дошкольное детство

является важным периодом в

психическом и личностном развитии ребенка

. В дошкольном возрасте у ребенка происходит большие

изменения во всем психическом развитии.

Чрезвычайно возрастает познавательная активность –

развивается восприятие, наглядное мышление , появляются

задатки логического мышления.

Росту познавательных способностей способствует

становление смысловой памяти, произвольного внимания. и т.д.

Значительно возрастает роль речи, как в познании

окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов

детской деятельности.

В дошкольном возрасте

чрезвычайно возрастает

познавательная активность, интерес к познанию окружающего

мира. Недаром дети- дошкольники проходят через возраст «

почемучек»

Основой познания для ребенка дошкольного возраста

является чувственное познание - восприятие и наглядное

мышление.

Именно от того, как сформированы у ребенка восприятие,

наглядно-действенное и наглядно – образное мышление, зависят

его познавательные возможности, а так же речи и более

высоких , логических форм мышления.


Восприятие

активно включается в деятельность ребенка,

оно помогает ему выполнять посильные , знакомые по характеру

задачи, предъявляемые взрослым ( или встречающие в быту),

находить решение, значительно быстрее и эффективнее, чем

раньше.

Достижением ребенка являются попытки установления

связей между пространством, временем и количеством. Благодаря

этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу-

восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между

частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое

( целостность восприятия).

Другой стороной чувственного познания является наглядное

мышление, тесно связанное с восприятием.

Первая форма мышления , которая возникает, которая

возникает у ребенка, - наглядно-действенное мышление. Оно

проявляется в практической деятельности (бытовой и

предметно- игровой) и направлено на ее обслуживания.

Наглядно- действенное мышление

не только самая ранняя

форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала

наглядно- образное, а затем и словесно- логическое мышление

.Поэтому развитие наглядно- действенного мышление во многом

определяется формирование всей познавательной деятельности

ребенка.


В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в

условиях возникающих перед ним практических задач, может

самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В

наглядно – действенном мышлении проблемная ситуация

разрешается с помощью вспомогательных средств и орудий.

У детей пятого года жизни продолжает развиваться

произвольная память.

Ребенок уже принимает разнообразные задачи на запоминание

и начинает прилагать специальные усилия, для, того чтобы

запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-то

поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, а сначала

повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого

материала. Ребенок 4-5 лет удерживает в памяти пять – шесть

предметов или картинок. Именно в этот период начинают

закладываться элементы произвольного запоминания.

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание

,основанное на эмоциях и интересе, ребенок еще не может

управлять своим вниманием и часто оказывается во власти

внешних впечатлений. Проявляется это в в быстрой

отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем- то,

одном в частой смене деятельности.

Произвольное внимание развивается постепенно, развивается

в результате упражнений и игр.


В раздел образования