Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
Автор: Саликова Неля НиколаевнаДолжность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №195 ОАО РЖД
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Назад
Развитие
познавательных способностей
детей
дошкольного возраста.
Подготовила материал: Воспитатель ЧДОУ №195 ОАО РЖД
Саликова Неля Николаевна
город Красноярск
Дошкольное детство
является важным периодом в
психическом и личностном развитии ребенка
. В дошкольном возрасте у ребенка происходит большие
изменения во всем психическом развитии.
Чрезвычайно возрастает познавательная активность –
развивается восприятие, наглядное мышление , появляются
задатки логического мышления.
Росту познавательных способностей способствует
становление смысловой памяти, произвольного внимания. и т.д.
Значительно возрастает роль речи, как в познании
окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов
детской деятельности.
В дошкольном возрасте
чрезвычайно возрастает
познавательная активность, интерес к познанию окружающего
мира. Недаром дети- дошкольники проходят через возраст «
почемучек»
Основой познания для ребенка дошкольного возраста
является чувственное познание - восприятие и наглядное
мышление.
Именно от того, как сформированы у ребенка восприятие,
наглядно-действенное и наглядно – образное мышление, зависят
его познавательные возможности, а так же речи и более
высоких , логических форм мышления.
Восприятие
активно включается в деятельность ребенка,
оно помогает ему выполнять посильные , знакомые по характеру
задачи, предъявляемые взрослым ( или встречающие в быту),
находить решение, значительно быстрее и эффективнее, чем
раньше.
Достижением ребенка являются попытки установления
связей между пространством, временем и количеством. Благодаря
этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу-
восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между
частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое
( целостность восприятия).
Другой стороной чувственного познания является наглядное
мышление, тесно связанное с восприятием.
Первая форма мышления , которая возникает, которая
возникает у ребенка, - наглядно-действенное мышление. Оно
проявляется в практической деятельности (бытовой и
предметно- игровой) и направлено на ее обслуживания.
Наглядно- действенное мышление
не только самая ранняя
форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала
наглядно- образное, а затем и словесно- логическое мышление
.Поэтому развитие наглядно- действенного мышление во многом
определяется формирование всей познавательной деятельности
ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в
условиях возникающих перед ним практических задач, может
самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В
наглядно – действенном мышлении проблемная ситуация
разрешается с помощью вспомогательных средств и орудий.
У детей пятого года жизни продолжает развиваться
произвольная память.
Ребенок уже принимает разнообразные задачи на запоминание
и начинает прилагать специальные усилия, для, того чтобы
запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-то
поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, а сначала
повторив задание, приступает к выполнению.
У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого
материала. Ребенок 4-5 лет удерживает в памяти пять – шесть
предметов или картинок. Именно в этот период начинают
закладываться элементы произвольного запоминания.
У дошкольников преобладает непроизвольное внимание
,основанное на эмоциях и интересе, ребенок еще не может
управлять своим вниманием и часто оказывается во власти
внешних впечатлений. Проявляется это в в быстрой
отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем- то,
одном в частой смене деятельности.
Произвольное внимание развивается постепенно, развивается
в результате упражнений и игр.
В раздел образования