Автор: Сивцев Николай Николаевич Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОО "Таттинская гимназия имени Ивана Пудовича Жегусова" Населённый пункт: Ытык-Кюель Наименование материала: методическая разработка Тема: АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ Раздел: полное образование
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
В
основу
решения
экспериментальных
задач
на
первоначальном
этапе
преподавания
химии
были
положены
два
требования.
Первое:
глубокое
понимание
учеником
задачи,
умение
провести
анализ
ее
условия
(что
дано
или
известно,
что
требуется найти, как связаны между собой данные и неизвестные величины). Учащийся
может приступить к решению задачи после того, когда хорошо поймет ее содержание.
Понимание задачи проверяем путем пересказа ее текста. Второе требование: хорошее
владение знаниями, без которых ученик не сможет разобраться в задаче. Нет смысла
давать задачи, для решения которых требуются не изученные факты. Учащийся должен
иметь
также
определенные
экспериментальные
умения
(обращения
с
лабораторным
оборудованием, химической посудой, реактивами).
Перед
решением
задачи
ученик
составляет
план
проведения
химического
эксперимента:
- записывает уравнения химических реакций;
- продумывает последовательность действий с учетом простоты, легкости проведения
операций, их минимального числа;
- выбирает наиболее доступные реактивы.
Только после этого приступает к практическому решению задачи. Решение задачи
завершается составлением письменного отчета.
Перед решением задачи важно определить, какого она типа. Постановка этого
вопроса
полезна.
Учащиеся,
отнеся,
рассматривая
задачу
к
определенному
типу,
сопоставляют ее с другими, решенными ранее, вспоминают метод решения. Поэтому при
обучении
решению
задач
мы
считаем
необходимым
знакомить
учеников
с
их
классификацией и порядком решения каждого типа (алгоритмами).
Алгоритмы особенно полезны в начале обучения химии (УШ класс), так как они
избавляют
учащихся
от
лишних
действий,
ошибок,
приучают
к
порядку
и
организованности, к экономии времени.
Обучение
решению
экспериментальных
задач
начинаем
при
изучении
темы
«Кислород, Оксиды. Горение». К этому времени ученики имеют определенный запас
теоретических знаний и практических умений.
На одном из первых уроков даем определение понятия «экспериментальная задача»
и знакомим учащихся с инструкцией:
1.
Проанализируйте условие задачи и установите ее тип.
2.
Выясните, какие, изученные ранее теории, законы и факты необходимы для
решения задачи.
3.
Составьте план решения задачи.
4.
Решите задачу.
5.
Составьте отчет о решении задачи.
Затем знакомим с классификацией задач и подробнее с одним из типов (задачи на
распознавание веществ). Объясняем ученикам сущность этих задач, для чего нужно уметь
их решать. После этого решаем конкретную задачу: «Перед вами две пронумерованные
пробирки, закрытые пробками. В одной из них кислород, в другой- воздух. Определите
опытным путем, где находится кислород».
В ходе бесед учащимися вводим алгоритм решения задач этого типа:
1. Проанализируйте условие задачи.
2. Определите, можно ли распознать указанные в ней вещества по физическим
свойствам.
3. Вспомните, какими характерными химическими свойствами обладает каждое
вещество.
4. Разработайте технику экспериментального определения каждого вещества.
5. Проведите определении веществ.
6. Составьте отчет о решении задачи.
Отчет учащиеся составляют в виде таблицы с графами:
1.
Номер пробирки.
2.
Чем и как определяли вещества (указывают реактивы, приемы)
3.
Вывод (номер пробирки, в которой находится определяемое вещество).
На уроке по теме «Получение кислорода» при закреплении изученного материала
решаем
задачу
нового
типа
-
на
конструирование
и
работу
с
приборами.
Алгоритм
решения:
1.
Делайте анализ условия задачи.
2.
Вспомните, каковы свойства исходных веществ и продуктов реакции, которые
будут получены в приборе.
3.
Составьте уравнение реакции, вспомните условия ее протекания.
4.
Сделайте выводы о требованиях к конструкции прибора.
5.
Делайте чертеж прибора.
6.
Смонтируйте прибор.
7.
Получите в приборе заданное вещество и докажите его наличие.
Изучая химию, учащиеся знакомятся все с новыми и новыми веществами и с
качественными реакциями на них, что дает возможность разнообразить содержание задач
на проведение характерных реакций. Даем понятие «характерная реакция» и сообщаем
алгоритм ее решения:
1.
Делайте анализ условия задачи.
2.
Составьте
формулу
вещества,
указанного
в
задаче;
проанализируйте
его
химический состав.
3.
Определите,
к
какому
классу
веществ
оно
относится.
Какие
свойства
характерны для веществ данного класса.
4.
Подумайте, какие свойства обусловливают атомы (группы атомов), входящие в
состав вещества.
5.
Подумайте, какие опыты нужно проделать, чтобы подтвердить наличие данных
свойств у этого вещества. Составьте уравнение реакции.
6.
Проделайте необходимые опыты.
7.
Оформите отчет о решении задачи.
После того, как учащиеся изучат свойства всех классов неорганических веществ,
рассматриваем с ними задачи еще одного типа – на проведение качественных
реакций и идентификации растворенных солей («сеточный» подход).
Принцип
«сеточного»
подхода
к
идентификации
растворенной
соли
заключается
в
поочередном
добавлении
к
порциям
исследуемого
раствора
остальных
предлагаемых
растворов
и
последующем
исследовании
на
растворимость полученных осадков в растворах кислот и щелочей, а также при
нагревании на водяной бане. Результаты испытаний оформляют в виде таблицы-
сетки.
Алгоритм решения:
1.
Исследование реакции среды растворов:
а) растворы, имеющие кислую реакции среды
б) растворы, имеющие нейтральную реакции среды
с) растворы, имеющие основную реакции среды
2. Попарное сливание каждого из растворов серии «с» с растворами серии «а» и «б»
позволяет обнаружить (по выделению газов) карбонаты и ионы аммония.
3. Обнаружение хлорид-ионов.
4. Идентификация ионов - бария и сульфат-ионов
5. Оформление таблицы сетки.