Напоминание

"Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка поваренной соли. Растворы"


Автор: Сивцев Николай Николаевич
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОО "Таттинская гимназия имени Ивана Пудовича Жегусова"
Населённый пункт: с.Ытык-Кюель
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка поваренной соли. Растворы"
Раздел: полное образование





Назад




Министерство Образования республики Саха (Якутия) Таттинское управление образования «МБОО Таттинская гимназия имени Ивана Пудовича Жегусова» Программа элективного курса «Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка поваренной соли. Растворы» (6 ч) Составил: учитель химии «МБОО Таттинская гимназия имени Ивана Пу- довича Жегусова» Сивцев Николай Николаевич
2011 Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся предпрофильных (9) классов, которые проявляют определенный интерес к профессиям фармацевта, инженера-химика.
Цель курса
: предоставление возможности удовлетворить интересы учащихся в области химии в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи курса
:  Помощь учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения;  Развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, уме- ний самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химиче- ской науки в разработке, производстве, применении и методах получения пи- щевых продуктов, лекарственных препаратов;  Расширение и углубление знаний учащихся о применении и методах получе- ния хлорида натрия;  Расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся;  Воспитания трудолюбия, аккуратности, внимательности. Теоретической базой служит курс химии основной школы. Темы «Чистые ве- щества и смеси», «Растворы» рассматривается в 8 классе. Однако в 8-9 классах у школьников еще в недостаточной степени сформировано естественнонаучное мировоззрение, имеют недостаточные навыки проведения практических работ. На занятиях элективного курса предполагается более детальное ознакомление учащихся с техникой и правилами работы с лабораторным оборудованием и хи- мической посудой как общего, так специального назначения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с нагревательными приборами, ве- сами, мерной посудой и реактивами. В качестве формы организации учебных занятий предлагается проведение экс- курсии в аптеку, краткое объяснение теоретического материала, а также решают- ся задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепление изученного материала, а также совершенствования навыков экспе- риментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучаются в основам разделения смесей и приготовлению растворов. В процессе выполнения практических работ расширяются представ- ления учащихся о веществе. Учащиеся приобретают практические умения, необ- ходимые будущей профессии, так и каждому человеку в повседневной жизни.
Основные идеи курса
:  Химическая наука служит интересам человечества и при правильном и раци- ональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;  Без прочных знаний химии нельзя стать квалифицированным фармацевтом, инженером-химиком;
 Разделение смесей один из эффективных, дешевых методов получения ве- ществ, концентратов руды.
Учебный план № Тема занятия Всего часов теория практика 1 Экскурсия в аптеку 1 ч + 2 Чистые вещества и смеси 5 мин + 3 Классификация смесей 5 мин + 4 Классификация растворов 5 мин + 5 Растворение веществ, массовая доля растворенного вещества 5 мин + 6 Распространение хлорида натрия 2 мин + 7 Получение хлорида натрия из водного раствора или из насыщенного раствора соли, перекристаллизацией 10 мин + 8 Применение хлорида натрия, вопросы для обсуждения темы 8 мин + 9 Очистка поваренной соли методом оса- ждения 1 ч + 10 Очищение поваренной соли путем упа- ривания 1 ч + 11 Очищение поваренной соли перекри- сталлизацией 1 ч + 12 Приготовление растворов с известной массовой долей 30 мин + 13 Решение задач на смеси и растворы 10 мин + Вопросы для обсуждения по теме 1. Какие процессы протекают при растворении веществ в жидких раство- рителях? От каких факторов зависит растворимость веществ? 2. Эффективность метода перекристаллизации для получения чистого кристаллического хлорида натрия.
Требования к результатам обучения После изучения элективного курса учащиеся
должны
: 
знать
классификацию растворов и смесей, процесс растворения, проблему чистоты вещества в химии и медицине, названия минерала - NaCl; выполнять правила техники безопасности работы в химическом кабинете; 
уметь
распознавать смесей; сопоставлять полученные результаты опытов; работать с реактивами, химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием; взвешивать вещества, готовить растворы различной концентрации, усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификации; 
иметь представление
о фармации, о солеварении, о профессии инженера- химика;
Литература 1. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учебное пособие для студентов вузов /Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова, Н.С. Рукк, Е.В. Савинкина. – М.: ВладоС, 2003. 2. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассни- ков и поступающих в вузы. – М.:АСТ-Пресс ШКОЛА, 2002. 3. М.Кременчугская., С.Васильев. Химия. Справочник школьника. М.: АСТ, 1997. 4. Н.Н.Гара, Н.И.Габрусева. Химия. Сборник задач. М.: Дрофа, 1999. 5. Н.Г. Ключников. Практикум по неорганическому синтезу. М.:Просве- щение, 1979. 6. Р.Рипан., И.Четяну. Химия металлов. – М.: Мир, 1971 7. Рудзитис. Химия. 8 кл.: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2000.


В раздел образования