"Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка поваренной соли. Растворы"
Автор: Сивцев Николай Николаевич Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОО "Таттинская гимназия имени Ивана Пудовича Жегусова" Населённый пункт: с.Ытык-Кюель Наименование материала: методическая разработка Тема: "Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка поваренной соли. Растворы" Раздел: полное образование
Министерство Образования республики Саха (Якутия)
Таттинское управление образования
«МБОО Таттинская гимназия имени Ивана Пудовича Жегусова»
Программа элективного курса
«Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка поваренной соли.
Растворы» (6 ч)
Составил: учитель химии «МБОО Таттинская гимназия имени Ивана Пу-
довича Жегусова»
Сивцев Николай Николаевич
2011
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся предпрофильных (9)
классов, которые проявляют определенный интерес к профессиям фармацевта,
инженера-химика.
Цель курса : предоставление возможности удовлетворить интересы учащихся
в области химии в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи курса :
Помощь учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения;
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, уме-
ний самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химиче-
ской науки в разработке, производстве, применении и методах получения пи-
щевых продуктов, лекарственных препаратов;
Расширение и углубление знаний учащихся о применении и методах получе-
ния хлорида натрия;
Расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся;
Воспитания трудолюбия, аккуратности, внимательности.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Темы «Чистые ве-
щества и смеси», «Растворы» рассматривается в 8 классе. Однако в 8-9 классах у
школьников еще в недостаточной степени сформировано естественнонаучное
мировоззрение, имеют недостаточные навыки проведения практических работ.
На занятиях элективного курса предполагается более детальное ознакомление
учащихся с техникой и правилами работы с лабораторным оборудованием и хи-
мической посудой как общего, так специального назначения.
Учащиеся совершенствуют навыки работы с нагревательными приборами, ве-
сами, мерной посудой и реактивами.
В качестве формы организации учебных занятий предлагается проведение экс-
курсии в аптеку, краткое объяснение теоретического материала, а также решают-
ся задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам,
закрепление изученного материала, а также совершенствования навыков экспе-
риментальной работы предусмотрен лабораторный практикум.
Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на
уроках, учащиеся обучаются в основам разделения смесей и приготовлению
растворов. В процессе выполнения практических работ расширяются представ-
ления учащихся о веществе. Учащиеся приобретают практические умения, необ-
ходимые будущей профессии, так и каждому человеку в повседневной жизни.
Основные идеи курса :
Химическая наука служит интересам человечества и при правильном и раци-
ональном
использовании
ее
достижений
способствует
решению
многих
проблем, стоящих перед обществом;
Без прочных знаний химии нельзя стать квалифицированным фармацевтом,
инженером-химиком;
Разделение смесей один из эффективных, дешевых методов получения ве-
ществ, концентратов руды.
Учебный план
№
Тема занятия
Всего
часов
теория
практика
1
Экскурсия в аптеку
1 ч
+
2
Чистые вещества и смеси
5 мин
+
3
Классификация смесей
5 мин
+
4
Классификация растворов
5 мин
+
5
Растворение веществ, массовая доля
растворенного вещества
5 мин
+
6
Распространение хлорида натрия
2 мин
+
7
Получение хлорида натрия из водного
раствора или из насыщенного раствора
соли, перекристаллизацией
10 мин
+
8
Применение хлорида натрия, вопросы
для обсуждения темы
8 мин
+
9
Очистка поваренной соли методом оса-
ждения
1 ч
+
10
Очищение поваренной соли путем упа-
ривания
1 ч
+
11
Очищение поваренной соли перекри-
сталлизацией
1 ч
+
12
Приготовление растворов с известной
массовой долей
30 мин
+
13
Решение задач на смеси и растворы
10 мин
+
Вопросы для обсуждения по теме
1.
Какие процессы протекают при растворении веществ в жидких раство-
рителях? От каких факторов зависит растворимость веществ?
2.
Эффективность метода перекристаллизации для получения чистого
кристаллического хлорида натрия.
Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса учащиеся должны :
знать классификацию растворов и смесей, процесс растворения, проблему
чистоты вещества в химии и медицине, названия минерала - NaCl; выполнять
правила техники безопасности работы в химическом кабинете;
уметь распознавать смесей; сопоставлять полученные результаты опытов;
работать с реактивами, химической лабораторной посудой, нагревательными
приборами и простейшим оборудованием; взвешивать вещества, готовить
растворы различной концентрации, усвоить общие приемы разделения и очистки
веществ, а также их идентификации;
иметь представление о фармации, о солеварении, о профессии инженера-
химика;
Литература
1.
Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учебное
пособие для студентов вузов /Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова, Н.С. Рукк,
Е.В. Савинкина. – М.: ВладоС, 2003.
2.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассни-
ков и поступающих в вузы. – М.:АСТ-Пресс ШКОЛА, 2002.
3.
М.Кременчугская., С.Васильев. Химия. Справочник школьника. М.:
АСТ, 1997.
4.
Н.Н.Гара, Н.И.Габрусева. Химия. Сборник задач. М.: Дрофа, 1999.
5.
Н.Г. Ключников. Практикум по неорганическому синтезу. М.:Просве-
щение, 1979.
6.
Р.Рипан., И.Четяну. Химия металлов. – М.: Мир, 1971
7.
Рудзитис. Химия. 8 кл.: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2000.