Автор: Татарникова Наталья Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ ,,Детский сад № 40 города Ельца" Населённый пункт: г. Елец Наименование материала: Конспект Тема: ,,Звук,,ж" в предложениях" Раздел: дошкольное образование
Цель: автоматизировать звук [ж] в предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
(образовательная деятельность: коммуникация)
•
закреплять навыки правильного произношения изолированного звука
[ж], в слогах, в словах;
•
упражнять в умении изменять слова по числам и родам; подбирать слова
с
уменьшительно-ласкательным
суффиксом;
образовывать
слова
обозначающие детенышей животных;
•
совершенствовать навык отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно-развивающие задачи:
(образовательные области: здоровьесбережение, социализация, познание)
•
развивать
слуховое
внимание,
фонематический
слух,
мелкую
и
артикуляционную
моторику,
познавательные
процессы:
память,
мышление, внимание, воображение;
•
продолжать
формировать
приёмы
саморегуляции,
навыки
снятия
напряжения;
Коррекционно-воспитательные задачи:
(образовательная область: социализация)
•
воспитывать
навык
сотрудничества,
доброжелательное
и
бережное
отношение к живой природе.
Оборудование
и
материал:
предметные
и
сюжетные
картинки,
игрушки,
пальчиковый бассейн с тёплой водой, цветные камешки, зеркало, диктофон.
I. Мыслительное погружение в тему.
(психогимнастический этюд)
Логопед:
- Закрой глаза. Представь, пришла весна. Мы сидим с закрытыми глазами и
наслаждаемся солнышком, улыбаемся, прищурив глаза. Начинается тёплый весенний
дождик. Маленькая капелька упала тебе на лоб: сморщили лоб. Затем, капелька упала
на нос: сморщили носик, подняли верхнюю губу кверху, рот оставили открытым,
задержали дыхание. Ой, носик зачесался, ему стало щекотно: энергично подвигали
носом. Дождик прошёл стороной. Расслабили мышцы губ и носа на выдохе (2-3 раза
выдох). Потянем руки вверх, вдохнём и откроем глаза на счёт «три».
Мы очутились на лужайке, рядом с небольшим озером.
И. Развитие артикуляционного праксиса.
Логопед:
-Посмотри, чей это домик. Давай отгадаем загадку и узнаем, кто тут живёт:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку И
комар и мушка.
Ребёнок:
-Лягушка.
Логопед:
- Правильно, у лягушки есть родственники. Это жабы, они очень похожи.
Только лягушки живут в воде, а жабы предпочитают жить на суше. Жабы ведут
ночной образ жизни, а лягушки активны днём.
-Давай заглянем к Жуже в домик. Жужа сладко спала, но солнышко встало и
пора
было
просыпаться.
Жаба
потянулась
в
своей
кроватке,
позевала
(артикуляционное упражнение «Ворота») и пошла завтракать на кухню. Жужа напекла
вкусных блинчиков (артикуляционное упражнение «Блинчик»), намазала бутерброд
(артикуляционное упражнение «Маляр»). Она вскипятила чай, но он был горячий.
Жужа подумала (артикуляционное упражнение «Фокус»), налила чаю («Чашечка»).
Жужа очень любили мороженное, она облизывает его вот так («Вкусное варенье»).
-А
ты,
слышишь
какой-то
звук,
давай
подойдём
потихоньку
-
посмотрим.
Посмотри кто это?
Ребёнок:
-Это пчела.
Логопед:
-А ты знаешь, какой звук она издаёт?
Ребёнок:
«Ж-ж-ж».
Логопед:
-Правильно, пчёлка жужжит «ж-ж-ж», повтори.
Ребёнок:
«Ж-ж-ж».
III. Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука в словах.
Логопед:
-
Наша жаба Жужа любит и умеет петь песенки, попробуй и ты.
Повторяй за мной.
Жа-жа, жа-жа-жа.
Жо-жо-жо, жо-жо Жу-жу- жу, жу Жи-жи, жи-жи-жи.
IV. Автоматизация в словах и предложениях.
Логопед:
-
У жабы Жужи есть друг, угадай кто это?
Лежала между елками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
Ребёнок:
-Ёж.
Логопед:
-
А жаба Жужа очень любила ежа. Относилась к нему по-
доброму и называла его ласково. Назови ежа ласково.
Ребёнок:
-Ёжик.
Логопед:
-Ёжик ещё спит. Ему снятся сны. Давай посмотрим. Что ему снится. Назови
предметы нарисованные на картинке. (Ребёнок называет картинки). Логопед:
-
У ёжика много друзей и у них есть детёныши. Посмотри и
скажи. (Игра «Угадай у кого кто»).
У ежа...
Ребёнок:
-Ежонок. У ежа ежонок.
Логопед:
-
У ужа...
Ребёнок:
-
Ужонок. У ужа ужонок.
Логопед:
-
У медведя...
Ребёнок:
-Медвежонок. У медведя медвежонок Логопед:
-
У лошади...
Ребёнок:
-Жеребёнок.
V
Логопед:
-
А ты знаешь, что происходит в жизни ёжика?
Ребёнок:
-Зимой ёжик спит, а весной просыпается.
Логопед:
-Правильно, вместе с ним просыпается и его семья. Ёжик - папа... А маму как
зовут?
Ребёнок:
-
А мама - ежиха.
Логопед:
-А их детеныши?
Ребёнок:
-
Их детёныши - ежата.
Логопед:
-Пришла весна. Наш ежик тоже проснулся и пошел гулять со своими друзьями.
Давай их посчитаем.
Ребёнок:
-
Один ёжик, два ёжика, три ёжика, четыре ёжика, пять ёжиков.
Всего пять ёжиков.
V.
Продуктивная деятельность.
Логопед:
-Посмотри на лужайке, какой-то водоём. Давай подойдем поближе. Ой, а тут
плавают и рыбы и корова. Как ты думаешь тут лишний? Вылови тех, кто не живёт в
водоёме {Ребёнок достаёт животных и ставит их на поднос).
Логопед:
-Назови кого ты выловил.
Ребёнок:
-Баран, корова, собака, коза, лошадь.
Логопед:
-Как одним словом их можно назвать?
Ребёнок:
-Это животные.
Логопед:
-Эти животные живут в водоёмах?
Ребёнок:
-Нет, эти животные не живут в водоёмах.
Логопед:
-Отгадай, про какого друга жабы Жужи теперь пойдёт речь.
Его поймал я на цветке,
Зажал как следует в руке.
Жужжит он «Попрошу без рук,
Я-ж-ж- не железный, я ж-ж-ж (Логопед из своих
закрытых ладоней передаёт в ладошки ребёнка игрушку «Жук»).
Ребёнок:
-Жук...
Логопед:
-Жуки живут и на суше и в воде. Давай выложим водоплавающего жука с
помощью камешков на дне этого водоёма. Если хочешь выложи вот такого жука
(показывает образец), или придумай сам. Ребёнок выкладывает «жука» из цветных
камешков в тазу с тёплой водой.
Логопед:
-Молодец, какой замечательный жук получился. А теперь поиграем в воде
«Кулак-ладошка».
Мы веселые жуки И живём
мы без тоски Ловко брызгают
друзья Только капли вверх
летят.
Логопед:
-Какие весёлые друзья у жабы Жужи. Давай посмотрим, какие истории с ними
происходили.
Посмотри, что изображено на картинке, повтори:
-Ёжик несёт жёлудь.
Ребёнок:
-Ёжик несёт жёлудь.
(Подобно с предложениями: Ёжик гуляет под дождём. Жук живёт под листом).
Звонок. Логопед разговаривает по телефону.
Логопед:
-Это звонила пчела, она рассказала истории. Послушай и расскажи всем. Запись
на диктофоне:
- Жа-жа-жа, иголки у ежа,
Жу-жу-жу, на лужок хожу,
Жи-жи-жи, у меня ножи,
Же-же-же, у меня драже.
м
Итог:
Логопед (от лица жабы Жужи):
-Ты добрый мальчик и меня не боишься. А некоторые люди нас обижают. А мы
очень полезны для человека: мы охраняем посадки в садах и огородах - охотимся на
вредных насекомых, даже на тех букашек и гусениц, которых не желают трогать
птицы. А в древности считалось, что если посадить лягушку или жабу в молоко, то
оно не прокиснет, т.к. на теле у нас содержатся бактерии, полезные для человека.
Мне очень понравилось с тобой играть и гулять и в память о нашей прогулке я
хочу подарить тебе подарок - стихотворение про моих друзей. И в следующий раз при
встрече мы будем рассказывать стихи. А сейчас пора пришла прощаться, до свидания.
Ребёнок:
-До свидания жаба Жужа.