Песочная терапия в работе с детьми с нарушением зрения
Автор: Федорова Наталия Юрьевна Должность: воспитатель коррекционной по зрению группы Учебное заведение: МБДОУ д/с №47 Населённый пункт: г.Североморск, Мурманская обл. Наименование материала: статья Тема: Песочная терапия в работе с детьми с нарушением зрения Раздел: дошкольное образование
Песочная терапия в работе с детьми с нарушением зрения
С
самого
рождения
ребёнок
является
первооткрывателем,
исследователем того мира,
который его окружает. А особенно ребёнок-
дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и
надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Мою группу посещают девочки и мальчики, страдающие косоглазием
и амблиопией, сниженной остротой зрения.
В начале любого занятия предлагаю
ребятам подготовить свои глаза и руки к
работе
с
помощью
тренажёров,
которые
изготовила
сама
и
совершенствую
их
по
мере необходимости. Работа на тренажёрах
позволяет снять зрительное утомление, и
одновременно
тренировать
окологлазные
мышцы
и
развивать
прослеживающую
функцию глаза.
У
детей
с
нарушением
зрения
представление
об
окружающем
предметном
мире
не
может
сложиться
без
тактильно-двигательного
и
тактильно-кинестетического
восприятия,
так
как
оно
лежит
в
основе
чувственного познания. И для того, чтобы занятия проходили интересней и
результативней я использую в своей работе песок. А песок бывает разный:
цветной, «живой», сухой и влажный….
Игры с песком влияют на развитие
воображения и творческих способностей
детей. На
« песочном
полигоне »
можно
дать волю буйной фантазии.
Игры с песком позитивно влияют на
эмоциональное
состояние
ребёнка,
с п о с о б н ы
с т а б и л и зи р о ват ь
е г о
эмоциональное
самочувствие.
Песок
как
бы « заземляет » негативную энергию.
Какие задачи я ставлю, играя с детьми с разными видами песка.
1. Развивать интерес к творческой деятельности.
2.
Развивать
точность
направления
движения
руки,
размаха
рисовального и формообразующего движения рук.
3.
Закреплять
умение
лепить
предметы
разными
способами
лепки:
пластическим, конструктивным, комбинированным; сглаживать поверхность
формы, делать предметы устойчивыми.
Игры
с
песком
способствует
развитию
мелкой
моторики,
зрительной
и
кинестетической
памяти, а это всё напрямую связано с
развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
Ребёнку нравится играть с песком, погружать в него руки, создавать
рисунок, стирать его и создавать новый. Такой процесс помогает снять
напряжение, избавиться от страхов, душевных переживаний.
Песок – это хороший медитативно-расслабляющий материал, который
неплохо гармонизирует состояние ребёнка.
Начинаю
ознакомление
с
песком
с
игр
на
прикосновение
с
поверхностью песка: «Здравствуй, песочек!», «Отпечатки рук» (какой рукой
сделан отпечаток?), «Необыкновенные следы», « Играем на пианино», «Что
ты чувствуешь – расскажи», «Лабиринты».
Рисование
на
песке
–
« песочная
анимация» помогает развить внутреннюю
свободу
и
почувствовать
ощущение
творчества, способствует развитию мелкой
моторики
и
координации
движений.
Проводя
игры
с
песком
я
учу
детей
размаху
рисовального
движения
от
большего
к
меньшему
и
наоборот,
формирую
умения
многократного
повторения
круговых
рисовальных
движений.
Работая с «живым песком» я развиваю
тактильную
чувствительность как основу
«ручного
интеллекта»,
моторику
рук,
воображение, самостоятельность. Для этого
применяю
разные
формочки,
скалочки,
мелкие игрушки,
палочки, пуговицы (для
оттисков), организую игры: «Я пеку, пеку»,
«Моя башенка», «Найди и угадай, кого
я
спрятал?» и др.
Для
аппликации
цветным
песком
использую
готовые
цветные
картинки.
Постепенно
снимая
бумагу,
ребёнок
посыпает
клейкое
место
песком
нужного
цвета,
получая
красивую картинку, которой можно украсить
группу или кому-нибудь подарить.
Игры с песком положительно влияют
на
развитие
воображения
и
творческих
способностей детей.
И г р а я
с
п е с ко м ,
ребёнок
приобретает
навык
общения,
социализируется.
Развиваются
все
познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь,
моторика.