Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Автор: Панарина Алла Алексеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ школа №97 (дошкольное отделение) Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений Раздел: дошкольное образование
Педагог-психолог Панарина Алла Алексеевна школа №97
(дошкольное отделение)
Современные подходы к формированию предметной развивающей среды
дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас,
взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация
их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их
развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что
окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и
социального
опыта.
Поэтому,
именно
мы,
взрослые,
берем
на
себя
ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее
полной
реализации
развития
детей
по
всем
психофизиологическим
параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Данная
проблема
разрабатывалась
рядом
известных
психологов
и
педагогов,
таких
как
Т.В.
Антонова,
Т.Н.
Доронова,
Л.М.
Кларина,
С.Л.
Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.
Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется
многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного
определения в мире науки.
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов,
которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на
жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в
который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Большинство
специалистов
используют
концепцию
доктора
психологических наук СЛ. Новоселовой.
Развивающая
предметная
среда
–
это
система
материальных
объектов
деятельности
ребенка,
которая
в
свою
очередь
моделирует
содержание духовного и физического развития ребенка.
В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле
своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами
мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого
осваивает
окружающий
мир.
Предметно
-
пространственная
среда
предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей
собой
наглядно
воспринимаемую
форму
существования
культуры.
В
предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих
поколений.
По
словам
Леонтьева
–
главнейшее
условие
психического
развития
ребенка
–
присвоение
им
общественно-исторического
опыта
человечества.
Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на
все стороны развития ребенка.
Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть
развивающей среды дошкольного детства.
Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-
игровой среде , так как основным видом деятельности ребенка является игра
и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей
предметной среды».
В
методологическом
плане
интерес
представляет
«теория
возможностей»
Дж.
Гибсона.
Гибсон,
вводя
категорию возможности,
подчеркивает
активное
начало
субъекта,
осваивающего
свою
жизненную
среду.
Возможность
–
мостик
между
субъектом
и
средой.
Возможность
определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем
больше
и
активнее
личность
использует
возможности
среды,
тем
более
успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Интересно, что человек для другого человека также выступает как
элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями
и действиями. Как подчеркивает Д.ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и
человек
и
среда,
что
зависит
от
угла
зрения».
Особая
роль
социальной
общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым.
Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
1.
Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П.
Волков,
Ю.Н.
Емельянов)
можно выделить
основные
характеристики
социального компонента развивающей образовательной среды:
Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями
Преобладающее позитивное настроение;
Авторитетность руководителей;
Степень
участия
всех
субъектов
в
управлении
образовательным
процессом;
Сплоченность;
Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
В
работе
В.В.
Давыдова
и
Л.Б.
Петровского
определены
главные
требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:
Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из
разнообразных
элементов,
необходимых
для
оптимизации
всех
видов
деятельности ребенка;
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенкупереходя
от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные
жизненные моменты;
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как сос стороны
ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это
оптимальная
организация
системы
связей
между
всеми
элементами
образовательной
среды,
которые
должны
обеспечивать
комплекс
возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная
среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе
анализа
исследований
В.В.
Давыдова
и
В.А.
Петровского
были
сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и
является источником его знаний и социального опыта.
Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо
владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация.
Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский
коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в
1993
году
–
концепция
получила
дальнейшее
развитие
–
коллективом
психологов
и
педагогов
под
руководством
В.А.
Петровского
и
С.Н.
Новоселовой
были
сформулированы
основные
принципы
построения
предметно-развивающей
среды
с
учетом
психолого-педагогических
требований.
С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды
необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности:
антропометрических,
физиологических
и
психологических
особенностей
обитателя этой среды.
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться
на
принципе
личностно-ориентированного
взаимодействия
взрослых
с
детьми и обеспечивать:
Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их
физическое развитие;
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Интеллектуальное развитие;
Создание условий для развития личности;
Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие
с
семьей
с
целью
оптимизации
воспитательного
процесса.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в
принципах построения развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии
ориентирован
на
организацию
пространства
для
общения
взрослого
с
ребенком («глаза в глаза»)
Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).
2. Принцип активности –
это
возможность
совместного
участия
взрослого
с
ребенком
в
создании
окружающей среды
Использование больших модульных наборов,
центров песка и воды,
мастерских,
инструментов для уборки,
использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности
ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом,
настроением
и
возможностями.
Игровые
комнаты
для
детей
каждой
возрастной группы – это зона стабильности:
Использование сборно-разборной мебели,
игрушечной мебели,
емкостей для хранения игрушек,
игрушки,
мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную
игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости
пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же
возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть
игровой)
Использование игрового спортивного оборудования,
игровых столов сложной конфигурации,
мебель – трансформер,
вертикальных разделителей,
кукольного театра,
костюмерной,
игрушек – заменителей.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования-
реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и
позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не
мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,
место отдыха,
место уединения.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –
эстетическая
организация
среды.
Очень
часто
этот
принцип
недооценивается.
Ведь
не
секрет.
Что
основную
информацию
человек
получает
с
помощью
зрения.
Именно
поэтому
следует
уделять
особое
внимание визуальному оформлению предметной среды.
Использование
больших
ярких
игрушек
из
винилискожи,
ткани,
пластика,
элементов образного декора.
6. Принцип «половых и возрастных» различий,
реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в
соответствии с принятыми в нашем обществе нормами
Создание специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в
выборе:
темы;
сюжета;
необходимых игрушек;
места;
времени.
8 . Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону
«ближайшего развития»
Содержать предметы и материалы известные детям,
предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью
взрослого,
совсем незнакомые предметы и материалы.
Центром
«Дошкольное
детство»
им.
Запорожца
разработаны
новые
технологии организации предметно-развивающей среды на примере групп
раннего возраста.
В процессе эксперимента были получены данные, показывающие, что
умело
организованная
окружающая
среда
более
чем
на
50:%
снимает
конфликтность
в
общении
малышей
друг
с
другом,
снимает
синдром
тревожности в отсутствии близкого взрослого,
Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников.
У
них
возникает
интерес
к
детскому
саду,
желание
быть
вместе
со
сверстниками
Разработка
предметно-пространственной
среды,
помимо
возрастного
состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик
детского сообщества:
психологической характеристики группы (темперамента
детей, их
подвижности, наличия лидерства, учета
индивидуальных особенностей,
познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50;
90:10);
социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
окружающей социальной практики (город, поселок, село).
Другим
инновационным
подходом
в
оформлении
предметно-игрового
пространства в группах раннего возраста стало оформление его по принципу
логически
выстроенных
комплексов.
Локальные
игровые
пространства
(«зоны»)
должны
сочетаться
по
направленности
детской
деятельности.
Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться
с
уголком
сказок
и
местом
отдыха
(релаксации)
и
т.д.
(Л.Н.
Павлова
«Организация
жизни
и
культура
воспитания
детей
в
группах
раннего
возраста», Айресс Пресс, М.,2006).
До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации
игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры,
которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще
одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество
игрового
материала
на
современном
рынке.
Иногда
это
приводит
к
перенасыщению
среды
и
в
тоже
время
может
чувствоваться
недостаток
необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично,
без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений,
причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется
женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для
детского сада»
предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных
материалов,
независимо
от
выбранных
программ,
стали основные
виды
деятельности ребенка
Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:
1.
игровая;
2.
продуктивная;
3.
познавательско-исследовательская;
4.
двигательная.
Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно
формироваться следующим образом:
Материалы
и
оборудование
должны
создавать
оптимально
насыщенную
(без
чрезмерного
обилия
и
без
недостатка),
целостную,
многофункциональную среду;
Материалы
должны
подбираться
сбалансировано,
сообразно
педагогической ценности;
Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
Предметная
среда
должна
включать
материалы,
обеспечивающие
каждый из этих видов деятельности.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место,
поэтому
необходимо
придерживаться
некоторых
критериев
при
отборе
материалов.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство
образования
Российской
Федерации
совместно
с
Художественно-
техническим
советом
по
игрушке
подготовило
пакет
документов
по
психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.
Обязательным
требованием,
предъявляемым
к
игрушкам,
является
невозможность :
провоцировать ребенка на агрессивное действие;
вызывать проявление жестокости
по отношению к игрушкам и к
персонажам игры (людям, животным);
провоцировать игровые сюжеты, связанные
с безнравственностью и
насилием;
вызывать
интерес
к
сексуальным
вопросам,
выходящим
за
рамки
детского возраста.
Особую
педагогическую
ценность
имеют
игрушки,
обладающие
следующими качествами:
остроумность образного решения (дизайн, высокий
художественно-
эстетический уровень);
многовариативность;
обобщенность;
открытость (возможность придумывать новые задания);
полифункциональность
(возможность
широкого
использования
в
соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
дидактические свойства;
разнообразие по уровню сложности;
возможность применения группой детей;
использование различных фактур;
методические рекомендации.
Материальная база должна включать следующие разделы:
I. Оборудование помещений для создания развивающей среды
II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития
ребенка:
оборудование для развития общих движений;
игровые средства для развития мелкой моторики;
игровые средства для развития сенсорного восприятия;
игровые средства для развития мышления;
игровые средства для развития речи и языка;
игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
игровые средства для социально-эмоционального развития;
игровые средства и материалы для творческого развития;
игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой
игры.
И,
наконец,
предметная
среда
не
должна
быть
самоцелью,
было
бы
утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую
среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе
роста
детей.
Развивающая
среда
является
развивающей,
если
помогает
ребенку осваивать генетические задачи возраста.