Напоминание

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений


Автор: Панарина Алла Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №97 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагог-психолог Панарина Алла Алексеевна школа №97

(дошкольное отделение)

Современные подходы к формированию предметной развивающей среды

дошкольных учреждений
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др. Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.
Развивающая среда
– это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой.
Развивающая

предметная

среда
– это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. По словам Леонтьева – главнейшее условие психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества. Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.
Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Особое значение в дошкольных учреждениях придается
предметно-

игровой среде
, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды». В методологическом плане интерес представляет «теория возможностей» Дж. Гибсона. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие. Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Д.ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения». Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым. Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды: 1. Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями  Преобладающее позитивное настроение;  Авторитетность руководителей;  Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;  Сплоченность;  Продуктивность взаимоотношений. 2. Пространственно-предметный компонент В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:  Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
 Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенкупереходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;  Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как сос стороны ребенка, так и со стороны взрослого. 3. Психодидактический компонент Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды. Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований. С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:  Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;  Эмоциональное благополучие каждого ребенка;  Интеллектуальное развитие;  Создание условий для развития личности;  Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
 Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса. Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.
Основные принципы построения развивающей среды
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)  Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки). 2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды  Использование больших модульных наборов,  центров песка и воды,  мастерских,  инструментов для уборки,  использование стен. 3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:  Использование сборно-разборной мебели,  игрушечной мебели,  емкостей для хранения игрушек,  игрушки,  мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную
игровую зону
– это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же
возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)  Использование игрового спортивного оборудования,  игровых столов сложной конфигурации,  мебель – трансформер,  вертикальных разделителей,  кукольного театра,  костюмерной,  игрушек – заменителей. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования- реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.  Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,  место отдыха,  место уединения. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.  Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,  элементов образного декора. 6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами  Создание специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:  темы;  сюжета;  необходимых игрушек;  места;  времени. 8 . Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»  Содержать предметы и материалы известные детям,  предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,  совсем незнакомые предметы и материалы. Центром «Дошкольное детство» им. Запорожца разработаны новые технологии организации предметно-развивающей среды на примере групп раннего возраста. В процессе эксперимента были получены данные, показывающие, что умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого, Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:  психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);  количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10);  социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
 окружающей социальной практики (город, поселок, село). Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста стало оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и т.д. (Л.Н. Павлова «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста», Айресс Пресс, М.,2006). До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка: 1. игровая; 2. продуктивная; 3. познавательско-исследовательская; 4. двигательная. Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:  Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;  Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;  Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;
 Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.
Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно- техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является
невозможность
:  провоцировать ребенка на агрессивное действие;  вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);  провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;  вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:  остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно- эстетический уровень);  многовариативность;  обобщенность;  открытость (возможность придумывать новые задания);  полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);  дидактические свойства;  разнообразие по уровню сложности;  возможность применения группой детей;
 использование различных фактур;  методические рекомендации.
Материальная база должна включать следующие разделы:
I. Оборудование помещений для создания развивающей среды II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:  оборудование для развития общих движений;  игровые средства для развития мелкой моторики;  игровые средства для развития сенсорного восприятия;  игровые средства для развития мышления;  игровые средства для развития речи и языка;  игровые средства для ознакомления с окружающим миром;  игровые средства для социально-эмоционального развития;  игровые средства и материалы для творческого развития;  игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры. И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.


В раздел образования