Автор: Багина Евгения Валерьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №51" Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа развития ученического колектива Раздел: полное образование
Классный руководитель Багина Е.В .
г.Челябинск
, 2014-2015
Пояснительная записка
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет
одну из главных задач современного общества. Однако наличие объективных условий само
по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация
систематического воспитания.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если
отсутствует
ее
специальная
организация,
то
воспитательное
воздействие
на
ребенка
оказывают
традиционно
сложившиеся
ее
формы,
результат
действия
которых
может
оказаться в противоречии с целями воспитания.
Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все
плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет.
Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа
с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное
дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности
человека.
Воспитание
человека
всегда
было
сложной
задачей.
Даже
если
общество
развивается
стабильно,
возникают
и
в
таком
обществе
проблемы
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Проблема
сегодняшнего
дня
в
нашей
стране
(безработица,
преступность,
разводы,
доступность
и
использование
незаконных
или
вредных
лекарственных
средств
вплоть
до
наркотиков,
сексуальная
распущенность,
отсутствие
личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё
более трудным.
В
современном
обществе
приоритетом
являются
такие
качества
личности,
как
мобильность,
коммерческая
жилка,
активность,
умение
быстро
налаживать
контакты,
толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит
взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум.
Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя
вокруг много всего интересного и яркого.
Поэтому перед классным руководителем как
педагогом
ставится
еще
одна
глобальная
цель
–
учить
адаптироваться
в
жизни.
Своевременно разглядеть искорку, развить – вот, наверное, самое важное дело, которое
должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни – не значит давать советы, как жить,
что
правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть
успешным.
При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а так
же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие
группы
и
на
каких
основаниях
входит
подросток,
что
является
основой
объединения
подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать
каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в
которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои
потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное
место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и
яркость жизни.
Способствовать
становлению,
развитию
и
воспитанию
в
ребенке
благородного
всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных
качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для
реализации
личностных
качеств
учащегося,
раскрытия
его
самобытности;
уважение
и
утверждение
личности
ребенка,
а
также
направление
его
на
служение
добру
и
справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка – это целевые ориентиры, на
которые
должен
опираться
любой
педагог
в
своей
деятельности,
особенно
классный
руководитель.
Исходя
из
выше
сказанного,
можно
определить
следующие
цели
и
задачи
для
воплощения основных ориентиров в деятельности учителя и классного руководителя при
работе с учащимися 10-11 класса.
Цель
программы :
способствование
успешной
социализации
подростков
и
эффективной
адаптации
их
в
обществе,
создание
условий
для
патриотического,
гражданского и духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
раскрытия
творческого
потенциала
личности ребенка и его самореализации.
2.
Проводить воспитательную работу по сплочению и развитию
коллектива, воспитанию культуры человеческого общения.
3.
Организовать досуг детей.
4.
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
5.
Способствовать развитию гражданской активности.
6.
Работать над развитием ученического самоуправления.
7.
Проводить работу по профессиональной ориентации.
8.
Привлекать родителей к активному участию в жизни класса
через организацию совместного досуга.
Ожидаемые результаты
Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.
Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом
его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной
деятельности.
Получение
опыта
во
взаимодействии
с
различными
категориями
людей, а также с окружающей природой.
Формирование у детей установки на ЗОЖ.
Появление
и
усиление
чувства
патриотизма
и
гражданской
ответственности.
Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя,
участника, организатора.
Развитие способности учащихся находить свое место в социуме,
умение правильно выбрать свою будущую профессию.
Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на
создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между
семьей и школой.
Ожидаемые результаты как конечный результат - воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей
четко сформированными навыками учебной деятельности;
•
творческой,
обладающей
широкими
способностями,
развитым
интеллектом,
стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности ;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию,
доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного
достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:
беседы и лекции;
разнообразные классные часы;
совместные с родителями мероприятия;
деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
встречи с интересными людьми;
занятия-практикумы;
тестирование, анкетирование;
психологические тренинги;
КТД.
Список диагностических исследований в классном коллективе
Диагностика ценностных отношений учащихся класса к миру, к людям, к себе.
Диагностика уровня воспитанности учащихся класса.
Тест «Размышляем о жизненном опыте».
Тест на выявление нравственных ориентиров учащихся класса
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
Модель выпускника средней школы
Главной задачей воспитательной деятельности является стремление к тому, чтобы ее
выпускники соответствовали параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не
только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания.
Ведущими качествами личности и знаниями выпускника 11-го класса являются:
■ Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
-
сформированное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
-
наличие жизненных планов:
-
активная профессиональная подготовка;
-
понимание жизненной целеустремленности.
Мировоззрение:
-
знание современной научной картины мира;
-
понимание и принятие философии прав и свобод человека;
-
патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее процветания);
-
правовая и политическая культура.
■ Интеллектуальное развитие:
-
информационный кругозор;
-
потребность применять знания на практике;
-
умение обобщать, анализировать, делать выводы;
-
критичность (ничего не принимать на веру);
-
стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
-
умение заниматься самообразованием.
■ Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
-
добросовестность;
-
старательность;
-
настойчивость;
-
предприимчивость, самостоятельность;
-
творческий подход к работе.
■ Личностные качества (черты характера):
-
сознательная дисциплинированность, обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
-
стойкость, умение переносить трудности;
-
решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
-
порядочность;
-
честность, правдивость.
■ Отношение к окружающим:
-
гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
-
бескорыстная забота о других;
-
интерес к людям, общительность;
-
доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
-
терпимость, уступчивость;
-
умение постоять за себя.
■ Культура поведения:
-
умение контролировать себя;
-
сдержанность, тактичность;
-
чувство меры в общении;
-
умение соблюдать дистанцию;
-
культура речи.
■ Здоровый образ жизни:
-
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
-
знание механизмов и способов поддержания здоровья;
-
стремление к физическому совершенствованию;
-
отсутствие вредных привычек.
■ Семья. Брак. Любовь.
-
отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
-
уважительное отношение к женщине, девушке.
■ Эстетическая культура:
-
наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;
- умение отличать прекрасное и безобразное в природе, жиз ни, труде, общении,
обучении.
Содержание и механизм реализации программы
Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры
учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает
такие
условия
и
содержание
деятельности,
которые
в
наибольшей
степени
способствуют
сплочению классного коллектива.
Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это походы в театр,
кино, экскурсии, классные огоньки, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи
позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают
интеллектуальную
сферу,
влияют
на
формирование
взглядов,
вкусов,
привычек
человека,
способствуют
сплочению
коллектива,
налаживанию
контакта
с
родителями,
и
во
многом
определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы
позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
Основные идеи , нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим
образом:
-
в
программе
воспитательной
работы
представлены
все
стороны
человеческой
жизнедеятельности и развития личности;
-
программа
ориентирована
на
воспитание
личности
образованной,
творческой,
самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
- содержание
программы
соответствует
интересам,
потребностям,
возможностям
возрастного и индивидуального развития ребенка;
- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную,
игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую,
допрофессиональную;
-
программа
ориентирует
детей
на
признание
и
принятие
абсолютных
ценностей:
Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Концептуальные основы программы
Воспитание
рассматривается
как
целенаправленное
управление
процессом
развития
личности.
Главное – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека
как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не
личностью, а процессом ее развития, а это означает, что
надо отдавать приоритет приемам
опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы
общения,
совместный
поиск
истины,
развитие
через
создание
воспитывающих
ситуаций,
разнообразную творческую деятельность.
Основополагающими принципами программы являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося
человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только
уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и
внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность
чувствует себя защищенной и нужной.
Дифференцированный подход к воспитанию детей – это отбор содержания, форм и методов
воспитательной
работы
в
соответствии
с
условиями
социума
и
школы,
с
учетом
уникальной
неповторимости участников воспитательного процесса.
Природосообразность воспитания,
учет половозрастных особенностей детей, динамики их
возрастного развития.
Культуросообразность воспитания,
т.е. опора в воспитательном процессе на национальные
традиции народа, его культуру, привычки.
Социализация,
предусматривающая
непрерывность
и
открытость
освоения
подростком
социального опыта, определение своего места социальной среде.
Развитие детей понимается как общее развитие личности, то есть развитие ума, воли, чувств.
В
центре
внимания
–
растущая
и
развивающаяся
личность
школьника.
Система
обучения
и
воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке.
У учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее
горе" - это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной
жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь
каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта
педагогика
должна
быть
"
чистая,
красивая,
радостная,
добрая",
а
если
одним
словом
-
жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения,
возводят и украшают цель.
Первый принцип - это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и
любовь,
без
которых
невозможно
воспитать
гуманную
душу
в
человеке.
Ребенок
становится
счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь
облегчает воспитание. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства,
игнорирования жизни ребенка.
Второй принцип - (вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок.
Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения с ребенком, с целью обеспечения
ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка,
рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
Третий
принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы
ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и
путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно,
только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!
Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе
следующих нормативных документов:
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)
Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)
Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»
Устав МБОУ СОШ № 51
Срок реализации программы – 2 года, ориентирована она на старшеклассников
10, 11 классов и включает в себя практически те же направления, что и в среднем звене.
Этапы реализации программы:
1 этап -2013-2014 уч.год.
2 этап -2014-2015 уч.год.
I. «СЕМЬЯ»
В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и
материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания
отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения
и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и
формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от
окружающей его социальной среды.
Цель работы : обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с
родителями,
привлечение
их
к
воспитательному
процессу,
к
участию
в
общешкольных
и
классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные
традиции.
Предполагаемый результат деятельности : понимание учащимися ценности и важности
семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности,
доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих
родителей.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственны
е
Время
проведения
1.
«Все
мы
–
дружная
семья»
Оформление
уголка
класса,
фотоальбома,
монтаж
видеоролика
10,11
Актив
класса,
классный
руководитель
В
т е ч е н и е
года
о
ж и з н и
класса
2.
« С е м ь я .
С е м е й н ы е
ценности»
Классный
час-игра
10
Классный
руководитель
сентябрь
3.
«Что
я
думаю
о
своем
классе».
Круглый
стол
10
Классный
руководитель
октябрь
4.
День матери
Концерт,
ярмарка
10, 11
Весь класс
ноябрь
5.
«Малолетние мамы»
Беседа со
школьной
медсестрой
10
Классный
руководитель,
школьный
фельдшер
ноябрь
6.
Дети и родители, узнать
себя хотите вы?
Собрание
детей и
родителей
11
Родительский
актив,
классный
руководитель
декабрь
7.
«Новый год – семейный
праздник»
праздник
10, 11
Родительский
актив
декабрь
8.
«Мы встречаем
Рождество»
праздник
10, 11
Весь класс
январь
9.
«Семейные проблемы.
Как их решать».
Ток-шоу
10
Классный
руководитель
январь
10.
«23 февраля», «8 марта»
праздники
10, 11
Актив класса,
классный
руководитель
Февраль,
март
11.
Индивидуальные
встречи с родителями,
приглашение их в школу,
посещение на дому.
беседы
10, 11
Классный
руководитель,
родительский
актив
В течение
года
12.
«Трудовое воспитание в
семье»
Практикум
11
Классный
руководитель,
родительский
актив
апрель
13.
«Вот и стали мы на год
взрослее»
Итоговое
родительское
собрание
10, 11
Классный
руководитель
май
Примерные темы родительских собраний
№
Тема
Класс
Время
проведения
1.
«Помощь
семье
в
правильной
профессиональной
ориентации»
10
1 четверть
2.
«Роль самооценки в формировании личности»
10
2 четверть
3.
«Влияние
мотивации
на
успеваемость.
Особенности
возраста»
10
3 четверть
4.
«Как
подготовить
себя
и
ребенка
к
будущим
экзаменам»
11
1 четверть
5.
«Методы снижения тревожности у выпускников»
«Принуждение: может ли оно быть эффективным»
11
2 четверть
6.
«Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ»
11
3 четверть
II. «ТРУД И ПРИЗВАНИЕ (ПРОФОРИЕНТАЦИЯ)
Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы
и
учащиеся
должны
получить
образовательный
минимум,
определенный
государственными
стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны
быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых
они
приобретают
теоретические
знания,
практические
умения
и
определенные
качества
личности.
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности
осуществляется по следующим направлениям:
1)
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
2)
Формирование мотивов труда.
3)
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
4)
Развитие культуры труда.
Предполагаемый результат : успешное окончаний школы и получение документов об
образовании,
формирование
профессиональных
умений
и
навыков,
понимание
учащимися
необходимости
выбора
пути
человека
свободного,
хорошо
знающего
себя
и
поэтому
признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время
проведения
1
«Тепло в школе»
КТД – утепление окон
в школе
10, 11
Весь класс
Октябрь
2
«Чистый кабинет»
Генеральные уборки в
кабинете № 304
10, 11
Весь класс
В
течение
года
3
« Я
в ы б и р а ю
профессию»
Экскурсии в учебные
заведения,заочные
экскурсии
10,11
Классный
руководитель
В
течение
года
4
«Мой
профессиональный
выбор»
Профориентационны
е тесты
10, 11
Классный
руководитель,
школьный
психолог
Ноябрь,
декабрь
5
«Куда пойти учиться»
Встречи
представителями
учебных заведений
10, 11
Классный
руководитель
В
течение
года
6
«Об образовании»
Школьные собрания–
ознакомление
родителей
и
детей
с
П о л о ж е н и е м
о
государственной
итоговой аттестации
11
Классный
руководитель
апрель
7
Индивидуальные
б е с е д ы
к л а с с н о г о
руководителя,
представителей
Беседы
10, 11
Классный
руководитель,
заместитель
директора
по
В
течение
года
администрации
учебно-
воспитательной
работе
8
Олимпиада
У ч а с т и е
в
предметных
олимпиадах
10, 11
Преподаватели,
классный
руководитель
Октябрь-
март
9
«Кем быть?»
(профессиональное
самоопределение)
Тест
11
Школьный
психолог
3 четверть
1
10
«Индивидуально-
психологические
особенности в
структуре личности»
Беседа
1
10
Школьный
психолог
В
течение
года
1
11
3
Изучение темперамента
Изучение
способностей.
Креативные
способности человека
тестирование
1
10
11
Школьный
психолог
В
течение
года
4
12
М о т и в ы
в ы б о р а
профессии
Практическое занятие
1
11
Школьный
психолог
В
течение
года
5
13
И з у ч е н и е
у р о в н я
воспитанности
анкетирование
10
11
Школьный
психолог
В
течение
года
6
14
И з у ч е н и е
с ф е р ы
интересов
анкетирование
10
11
Школьный
психолог
В
течение
года
7
15
9
Профориентационное
диагностирование
Построение
профессионально-
личностных планов
диагностика
Практическое занятие
10
11
1
11
Школьный
психолог
Классный
руководитель,
февраль
III. «ЗДОРОВЬЕ»
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его
благополучия
и
долголетия.
Согласно
определению
Всемирной
организации
здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В
последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том
числе
из
социально
наиболее
благополучных
семей.
Установлено,
что
при
интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом
классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом
здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и
стопы.
Цель
работы : познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями,
убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный
характер
проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа
жизни для профессионального и карьерного роста.
Предполагаемые результаты : осознание учащимися необходимости вести
здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№
Название
мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время
проведения
1
1
« П р о ф и л а к т и к а
и
с п о с о б ы
л е ч е н и я
простудных
заболеваний»
Беседа с врачом
10, 11
Классный
руководитель,
медсестра
Осень, весна
2
2
Спортивный праздник
осенний кросс
10, 11
Классный
руководитель,
преподаватели
физкультуры
сентябрь
5
3
«Нет
б е з в р е д н о го
табака»
Круглый стол
11
Классный
руководитель,
актив класса
ноябрь
6
4
« З д о р о в ы й
о б р а з
жизни»
Беседа
10, 11
Классный
руководитель,
актив класса
декабрь
7
5
Что
делает
человека
з д о р о в ы м
и
счастливым?
Тестирование, ролевая
игра
10
Классный
руководитель,
школьный
психолог
январь
9
6
« И м я
б е д ы
-
наркотики»
Пресс-конференция
11
Классный
руководитель,
актив класса
март
1
7
« З д о р о в ь е
и
м о я
профессия»
Классный час в форме
ролевой игры
11
Классный
руководитель,
актив класса
март
1
8
« Сколько стоит твое
здоровье»
Классный час в форме
деловой игры
10
Классный
руководитель,
актив класса
апрель
IV. «ГРАЖДАНИН»
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального
возрождения.
Гражданин
–
это
человек,
любящий
Родину,
умеющий
реагировать
на
изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного
гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы,
прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую
единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель
работы :
формировать
правосознание
и
гражданскую
ответственность;
воспитывать
у
детей
понимание
сущности
сознательной
дисциплины
и
культуры
поведения,
ответственности
и
исполнительности,
точности
при
соблюдении
правил
поведения
в
школе,
дома,
в
общественных
местах;
формировать
потребность
к
самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый
результат
деятельности :
высокий
уровень
самосознания,
самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-
нравственных качеств гражданина.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время
проведения
1
1
«Моя малая родина»
Беседа
10, 11
Актив класса
сентябрь
2
2
Свеча Памяти
Акция «Беслан»
10, 11
Весь класс
сентябрь
3
3
«Я и закон.
Профилактика
правонарушений среди
несовершеннолетних»
Классный час в форме
игры
11
Классный
руководитель
2 четверть
5
4
«Кто
я?
Какой
Я?»,
«Мое хобби»
Беседы, тестирование
11
Классный
руководитель
3 четверть
6
5
«Кем быть?»
(профессиональное
самоопределение)
Тест
11
Школьный
психолог
3 четверть
9
6
«Салют, Победа!»
Праздник
10, 11
Весь класс
май
V. « ДОСУГ»
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные
мероприятия
нередко
запоминаются
больше,
чем
уроки.
Отдых,
шутки,
веселье,
совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного
дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях
происходит
сплочение
коллектива,
укрепляется
дружба.
Дети
становятся
более
коммуникабельными.
Цель
работы :
Создание
благоприятного
воспитательного
фона,
развитие
творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых,
искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагаемые
результаты :
сплочение
классного
коллектива,
развитие
коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго
отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№
Название мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время
проведения
3
1
Поздравительная
о т к р ы т к а
к о
Д н ю
Учителя, 23 февраля, 8
марта
поздравление
10, 11
Актив класса
Октябрь,
февраль, март
4
2
Новогодние
мероприятия:
боулинг,
вылазки
культпоходы
10, 11
Классный
руководитель,
актив класса
декабрь
5
3
« М ы
в с т р е ч а е м
Рождество»
Посещение театра
10
Классный
руководитель,
январь
актив класса
6
4
Классный
огонек
«А
ну-ка, мальчики»
праздник
10, 11
Классный
руководитель,
актив класса
февраль
8
5
О г о н е к
« А
н у - к а ,
девочки»
праздник
10, 11
Классный
руководитель,
актив класса
март
9
6
«Мир
ч е ловеч е с к их
чувств»
Классный час
10
Классный
руководитель
март
1
7
День смеха и шуток.
Праздник «Хорошее
настроение»
праздник
10, 11
Классный
руководитель,
актив класса
апрель
1
8
Последний звонок
праздник
10, 11
Классный
руководитель,
актив класса
май
VI. «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес
подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур
самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и
психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой
происходит взросление подростков. А воспитание «трудных» подростков – всегда нелегкий
процесс. Таким детям сложнее адаптироваться в современных жизненных условиях, поэтому
возникают трудности при общении этих детей со сверстниками и взрослыми.
Цель
работы :
воспитание
чувства
ответственности,
порядочности,
доброты
у
подростков, нравственное развитие учащихся.
Предполагаемый результат: участие «трудных» подростков в общешкольных и
классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании,
уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям,
адаптация
к
социальной
среде
и
жизненным
условиям.
Формирование
навыков
бесконфликтного поведения.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№Название
мероприятия
Форма
Класс
Ответственные
Время
проведения
1
1
Определение
уровня
тревожности
подростков
10
Классный
руководитель
В течение года
2
Диагностика
нравственных
приоритетов
учащихся
анкетирование
10
Классный
руководитель
октябрь
3
П о г о в о р и м
о
нравственности…
беседа
10
Классный
руководитель,
актив класса
ноябрь
4
Я среди людей, люди
вокруг меня
деловая игра
10
11
Классный
руководитель
актив класса
ноябрь
5
“Я имею право на…
дискуссия
11
Классный
руководитель
актив класса
октябрь, апрель
6
Чувство взрослости.
Что это такое?
Беседа
10
11
Классный
руководитель
декабрь
7
Как научиться
властвовать собой?
тренинг
10
11
Классный
руководитель
январь
8
Стресс в нашей жизни
тренинг
10
11
Классный
руководитель
март
9
«Конфликт и способы
его разрешения»
Круглый стол
11
Классный
руководитель
актив класса
В течение года
10
«О милосердии"
Беседа
10
11
Классный
руководитель
В течение года
11
« Н и к о г о
д о р о ж е
н е т … »
( у р о к -
презентация
п о с в я щ е н
Д н ю
матери).
урок-
презентация
посвящен
Дню
матери
10 11
Классный
руководитель
актив класса
ноябрь
12
«Разумное и
нравственное всегда
совпадает»
(Л.Н.Толстой)
Диспут
10 11
Классный
руководитель
актив класса
апрель
13
Какие воспоминания
оставлю я о себе в
школе классное
собрание
классное
собрание
11
актив класса
май
Работа с педагогами-предметниками
-собеседование с учителями – предметниками по предварительным итогам успеваемости
-посещение уроков с целью активизации учебной деятельности и ее результативности для
учеников класса
- организация дополнительных занятий и консультаций для ребят, нуждающихся в помощи
-оказание помощи учителям – предметникам в организации и проведении нестандартных уроков,
в предметных неделях, олимпиадах
в
течени
е
года
-индивидуальные задания
-беседы
Список литературы
1.
Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр
«Педагогический поиск», 2000.
2.
Гребенкина Л.К. Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я).
М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
3.
Дереклеева
Н.И.
Справочник
классного
руководителя.
5-11
классы.
М.:
«ВАКО», 2003.
4.
Классный
руководитель.
Научно-методический
журнал
для
заместителей
директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей
начальных классов. М.: 2006.
5.
Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. – Волгоград:
Учитель, 2006.
6.
Кульневич
С.В.
Лакоценина
Т.П.
Воспитательная
работа
в
современной
школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
7.
Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост.,
ред. И коммент. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006.
8.
Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
9.
Пономаренко
Л.П.,
Белоусова
Р.В.
Основы
психологии
д л я
старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
10.
Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.