Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Автор: Горобец Татьяна Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №10 "Солнышко" Населённый пункт: Ростовская обл., Песчанокопский р-н, с. Развильное Наименование материала: Статья Тема: Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Раздел: дошкольное образование
Горобец Татьяна Петровна ,
воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,
с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область.
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек,
развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного
поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного
усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе
воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и
психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий
социальный норматив, принятый в конкретном обществе.
Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития
ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.
На современном этапе развития нашего общества актуальность
проблемы гендерного воспитания прослеживается особенно остро.
Общепринятые в обществе признаки социальных ролей мужчин и женщин
становятся менее чёткими, происходит «омужествление» женщин и
феминизация мужчин, разрушение традиционных стереотипов мужского и
женского поведения. Постепенно стирается грань между «мужскими» и
«женскими» профессиями, лидерское положение женщины в семье
доминирует над мужским.
Говоря «настоящий мужчина», «настоящая женщина», мы имеем в
виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-
психологические качества. С появлением в семье сына или дочери каждый
родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом
мужественности или женственности, который сложился в обществе.
Мальчика - сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой,
хозяйственной. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается
практически с рождения.
В нашем детском саду было проведено исследование и разработан
проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной
образовательной организации». Цель проекта – создание условий для
воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном
обществе. Задачи проекта:
1. Закладывать основы и объяснять особенности исполнения будущих
социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к
разным социальным гендерным ролям.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах
гендерного воспитания дошкольников.
3. Повысить роль семьи в гендерном воспитании детей.
В процессе реализации проекта была определена модель гендерного
воспитания детей дошкольного возраста.
Работа проводилась поэтапно с детьми младшего, среднего, и старшего
дошкольного возраста.
1 Этап. Констатирующий эксперимент, 1 серия
Перед началом работы с детьми была проведена
педагогическая
диагностика с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить
на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки
(мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей
семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.), тестовых
заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю»,
«Нарисуй человека» и др.), наблюдений за поведением ребёнка в
повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности.
Использовались вопросы и задания, основанные на педагогической
диагностике А.М. Щетининой, О.И. Ивановой.
Цель проведения педагогической диагностики - выявить знания детей
о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности
восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола.
2 этап. Формирующий эксперимент
По завершении обработки результатов был определён план работы как
с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.
В плане работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как
беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки
(мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»), чтение художественной литературы (А.
Барто «Вовка-добрая душа», «Любочка»), продуктивная деятельность
(«Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)»),
дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся» и др.),
рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, сюжетно-ролевые игры
(«Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).
Для работы с родительской общественностью были запланированы
тематические родительские собрания («Что такое гендерное воспитание?»,
«Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.), оформление стендов
(«Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности
психического развития мальчиков и девочек» и др.), проведение совместных
мероприятий с детьми («Самый –самый…», «В розовом царстве» и др.),
выпуск видеожурналов («Мы играем и поём, вместе весело живём!»).
Для реализации проекта были созданы психолого-педагогические условия,
где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих
педагогов:
- подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному
воспитанию;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, гендерно-
сбалансированного пространства;
- разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного
воспитания;
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной
идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
Реализация проекта была осуществлена по следующим направлениям:
- целенаправленная педагогическая деятельность по осуществлению
гендерного воспитания;
- создание условий для развития гендерной идентификации мальчиков и
девочек;
- индивидуальная работа с детьми в плане саморегуляции гендерного
поведения.
Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного
воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду.
3 этап. Констатирующий эксперимент, 2 серия
Вторая серия констатирующего эксперимента была проведена с
использование тех же методов, что и первая серия. Мы имели возможность
сравнить результаты первой и второй серий констатирующего эксперимента.
Результаты нас порадовали. Если в первой серии констатирующего
эксперимента результаты показали, что большинство детей затруднялись в
определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании
собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого
пола, то во второй серии констатирующего эксперимента дети уверенно и
твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания,
показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-
ролевых играх, в повседневной жизни также показывают положительную
динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек.
4 этап. Подведение итогов, педагогические выводы.
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать вывод, что в
нашем детском саду созданы условия, которые способствуют гендерной
социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей
дошкольного возраста. Значительно повысился уровень психолого-
педагогической компетентности воспитателей по реализуемой теме проекта.
Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей
расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины
и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос:
мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки –
доброжелательными по отношению к мальчикам. Мне думается, что опыт,
наработанный нашим педагогическим коллективом, в дальнейшем будет
углубляться и совершенствоваться.
Используемая литература:
1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду:
Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка –
Пресс, 2009
2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира .
Нейропсихологии – учителям, воспитателям , школьным психологам. – М.:
ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.:
Питер, 2003
4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011
5. Н.Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», Ростов-на-Дону, РГПУ, 2002г.