Напоминание

"Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики"


Автор: Боярских Вера Владимировна
Должность: преподаватель информатики и икт
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" МО РФ
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики"
Раздел: полное образование





Назад





Формирование коммуникативных универсальных учебных

действий на уроках информатики.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным го сударственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. В рамках перехода на новые федеральные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС), учащимся на уроках информатики необходимо освоить не только саму предметную область информатики, но и также получить личностные результаты, такие как: «сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений», и метапредметные результаты, к которым относятся: «о своенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории». Таким образом, перед учителями информатики встаёт проблема поиска новых методик системно-деятельностного типа для формирования кроме привычных предметных учебных действий так же универсальных учебных действий (УУД) (регулятивных, познавательных и коммуникативных), в результате чего учащиеся смогут получать
метапредметные
результаты обучения, которых невозможно добиться при применении традиционных методик, основанных на репродуктивном характере овладения знаниями. Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами: - активно развивающийся учебный предмет; - наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам); - интенсивно развивается идея «метапредметности»; - общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий. Согласно новым ФГОС, к предметной области информатики, изучаемой в школе, относится: «формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права (п.14); представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации (п.10); развитие умений применять изученные понятия,
результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера (п.9)» в этом смысле, опираясь на пункты ФГОС, можно говорить о метапредметной направленности информатики, т.к. предметные задачи информатики связаны с применением полученных знаний в других предметных областях. Информатика находится на стыке нескольких фундаментальных наук и определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. Формируя любое из УУД, мы запускаем механизм развития других УУД. На данном этапе наиболее сложным является формирование коммуникационной составляющей УУД. Коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Коммуникативные
универсальные действия (коммуникативные умения) - общение с людьми обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, участвовать в коллективном обсуждении проблем, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию и диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД включают в себя:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); - формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); - формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; - адекватно передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. - Формирование коммуникативных УУД как способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах, управление ею и понимание ее, является особенно важным сегодня. Они обеспечивают способность продуктивно общаться в совместной деятельности, проявляя при этом толерантность, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. На уроках информатики и во внеклассной дополнительной деятельности происходит перестройка структуры коммуникативной деятельности обучающихся, они знакомятся с новыми инструментами общения (форумы; чаты; конференции; блоги; online-общение; электронную почту), раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников. При помощи этих средства преподаватель и обучающиеся совместно используют информацию, сотрудничают в решении общих проблем, представляют свои идеи, участвуют в решении задач и их обсуждении. Огромным потенциалом для формирования УУД становятся программно-технические, дидактические и информационные возможности глобальной сети, которые дают возможность каждому пользователю развить и регулятивные, и познавательные и коммуникативные действия. ИКТ-технологии являются важным инструментом формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются: - создание гипермедиа-сообщений (вики); - выступление с аудио-визуальной поддержкой; - фиксация хода коллективной, личной коммуникации (аудио-, видео- и текстовая запись); - общение в цифровой среде. Стремительное развитие коммуникаций и появление Web 2.0 и социальных сервисов этой сети ведет к формированию взаимодействия людей в группе. Один из принципов социальных сетей – принцип ответственности каждого за сам контент. Совместное ведение документов, работа в одной среде (например, вики-страницы) обеспечивают умение понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать партнера и самого себя. Сервисы Web 2.0 помогают обучающимся выйти за рамки класса и школы, обмениваясь информацией и сотрудничая со сверстниками, учителями, родителями и специалистами во всем мире. Жаль, что в рамках урока это сделать практически не возможно.
Уровень

развития

коммуникации

обучающегося

повышается

также

и

при
поиске информации в сети Интернет. Ученик, на основе имеющихся знаний и жизненного опыта, подвергает сомнению достоверность прочитанного, обнаруживает недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находит пути восполнения этих пробелов. Таким образом, решающим фактором развития интеллектуального потенциала ребёнка выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и поисковую активность личности. Так мультимедийное сопровождение на уроках, использование современных интерактивных средств (интерактивной доски, системы опроса и др.) приводит к демонстрации новых подходов в общении. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует формированию коммуникативных УУД. Данный вид работы позволяет обучающимся принимать участие в различных конкурсах («КИТ», «Инфознайка» и другие), творческих проектах разного уровней, что способствует формированию умения строить речевое высказывание, слушать других, отвечать на вопросы, принимать другие точки зрения. Информатика позволяет выполнять как мини проекты в течении урока, так и проекты в рамках практикумов. Эта работа позволяет суворовцам освоить все виды коммуникации. Целесообразно является практика по выполнению заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 2-3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение, разработать алгоритм или создать общее описание... Использование методик групповой распределённой деятельности на уроках информатики актуально при прохождении многих тем, связанных с ИКТ-технологиями (изучение текстового, табличного редакторов, создание презентаций, web-сайтов и др.), и позволяет изучить не только предметную область ИКТ-технологий, но и сформировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, получив метапредметные результаты обучения. Группа, совместно работающая над проектом, реализует различные виды деятельности, такие как постановка общих целей, сбор и обобщение информации, отстаивание своей точки зрения, аргументированное взаимооценивание, проигрывание различных социальных ролей членами группы, разделение обязанностей согласно этим ролям, также обеспечивается взаимозависимость между членами данной группы за счёт единой цели,
ответственностью за свою деятельность перед одногруппниками, единого поощрения, единого создаваемого документа и т.п. Групповая работа благотворно влияет на повышение уровня мотивации, формирования информационной культуры (вступлению в учебную коммуникацию, а также созданию совместных продуктов при помощи ИКТ технологий, т.е. вступлению в виртуальную кооперацию), что значительно расширяет возможности самореализации и самообразования, за счёт таких видов деятельности, как поиск необходимой информации, самопредставление в виртуальном пространстве, управление собственной информацией, управление технологическим процессом, коммуникативное общение и опосредованное взаимодействие с «виртуальными» одногруппниками. Общение – это диалог и на современном этапе технология построения учебного процесса на диалоговой основе становиться одной из ведущих. На протяжении учебы необходимо формировать у учащихся умения выполнять к
оммуникативные

универсальные

учебные

действия,

отражающие

умения

участвовать

в

учебном

диалоге

и

строить

монологические

высказывания,
такие как
:
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; - различать особенности диалогической и монологической речи; - описывать объект: передавать его внешние характеристики, - используя выразительные средства языка; - характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к - определенному классу (виду); - характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; - выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; - составлять небольшие устные монологические высказывания, - «удерживать» логику повествования, приводить убедительные - доказательства; - писать рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников
Среди методов, ориентированных на устную коммуникацию:
- все формы учебного диалога; - доклады и сообщения; - ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; - учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов. - обсуждение, дискуссия, диспут; - выступления на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов.
Это самая трудная часть в работе, так как в рамках технического предмета не так просто выделить достаточно времени для обмена мнениями, выслушать каждого. В Программе по информатике и ИКТ по ФГОС 2 поколения впервые поставлена задача формирования письменной коммуникации. Практический интерес представляют следующие
методы,

ориентированные на письменную коммуникацию:
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; - учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); - телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; - подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; - рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами. Формирование письменной коммуникации проходит в виде заданий по составлению конспектов с использованием всех информационных ресурсов и технических возможностей ИКТ. Изменяется и подход к организации фронтальной работы, групповой и индивидуальной работы.
Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:
- фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условии его систематического использования) - за 3-5 минут число задаваемых вопросов 2-4, введя в них элементы проблемности. На обсуждение ответа в парах или в группах отводится 1—2 минуты. За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса; - индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Например, комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в один целостный пазл и лишь после этого задание может быть выполнено. Еще один вариант пазла — каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общеклассного проекта, из этих фрагментов должна сложится целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.
Методы, и приемы в рамках групповой работы:
- самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, например задание типа «Пазл» (головоломка));
- лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (их нужно дополнить моментами самостоятельного группового планирования — в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания — в конце); - групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке); - групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время); - ролевые и деловые игры; - любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества»;
Методы и приемы в рамках индивидуальной работы:
- индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей; - индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем
Для

диагностики

и

формирования

коммуникативных

УУД
можно предложить так же следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по составлению кроссворда; - «отгадай, о ком говорим»; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является п р о ц е с с интериоризации ( п о с л е д о в а т е л ь н о е п р е о б р а з о в а н и е д е й с т в и я о т в н е ш н е й материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения). Поэтому как бы не был загружен урок необходимо найти время для формирования коммуникативных УУД. Вот
некоторые

технологии

формирования

коммуникационной

составляющей УУД.
- Технология групповых и коллективных способов обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко); - Технология сотрудничества (личностно-ориентированная технология активизации учебной деятельности суворовцев); - Информационно-коммуникативные технологии (компьютерные технологии); - Технология построения учебного процесса на диалоговой основе. Д е я т ел ь н о с т ь у ч и т ел я в п р о ц е с с е ф о рм и р о в а н и я коммуникативых УУД:
- обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия; - учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации; - использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности; - учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом; - включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей; - учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать; - показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде; - Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы; - организует работу в парах сменного состава; - организует конструктивную совместную деятельность; - на уроке использует интерактивные возможности ИКТ; - на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки; - оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель, вместе с детьми, оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет; - учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других; - учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем; - активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем; - обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий. Общение — это не просто способ как-нибудь прожить жизнь; это самая суть жизни. Этот фактор в тысячу раз более важен, чем любые другие, и он необходим человеку для того, чтобы понимать жизнь и добиваться успеха, особенно в рамках современного информационного общества.


В раздел образования