"Становление основ экологического воспитания дошкольников в процессе экспериментальной деятельности детей"
Автор: Богатова Светлана Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 42 Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область Наименование материала: Презентация Тема: "Становление основ экологического воспитания дошкольников в процессе экспериментальной деятельности детей" Раздел: дошкольное образование
«Становление основ
экологического
воспитания
дошкольников в
процессе
экспериментальной
деятельности детей»
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 42
Богатова Светлана
Михайловна
г. Арзамас, 2017 год
Актуальность темы:
Н а
с е год н я ш н и й
п е р и од
в
д о ш к о л ь н о м
образовании
особенно
остро
стоит
проблема
организации основного вида деятельности в познании
окружающего мира в период дошкольного творчества
–
экспериментирования.
Эта
д е я т ел ь н о с т ь
равноценно влияет на развитие личности ребенка,
так же как и игровая. В идеале наличия этих двух
истинно
детских
видов
деятельности
является
б л а г о п р и я т н ы м
у с л о в и е м
д л я
р а з в и т и я
дошкольников.
Проблемы педагогической деятельности.
Не редко, несмотря на наличие в дошкольных
учреждениях «зон экспериментирования», детское
экспериментирование носит формальный,
ситуативный характер, у дошкольников наблюдается
низкий уровень исследовательской активности.
В результате развивающие возможности детского
экспериментирования остаются не реализованными в
практике ДОУ. Фактически не получила достаточного
отражения значимая проблема взаимодействия
детского сада и семьи в развитии
экспериментирования и исследовательской
активности на ступени дошкольного возраста.
Пути решения проблемы
Создать стимулы по экспериментальной
деятельности, которые давали бы
ребенку возможность к саморазвитию и
самореализации в данной проблеме.
Идея опыта заключается в
формировании знаний у детей основ
экологической культуры через
установление причинно –
следственных связей, используя
экспериментально – опытническую
деятельность.
Цель:
способствовать развитию
исследовательской способности у детей
через познавательную активность,
любознательность, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению
в процессе экспериментальной
деятельности.
Основные направления педагогической
деятельности:
Взаимодействие с природой
Развитие интеллекта в процессе
исследовательской деятельности
Развитие познавательной деятельности в
процессе экспериментирования, проводимые на
занятиях, с использованием различного
материала
Задачи:
1.
Учить детей использовать знания об окружающем мире с помощью
экспериментальной деятельности
2.
Учить детей использовать разнообразный материал для
проведения опытнической деятельности
3.
Учить планировать свою деятельность, определяя
последовательность своей работы, используя карточки – схемы
4.
Учить детей пользоваться приборами – помощниками для
проведения игр – экспериментов
5.
Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности
6.
Развивать мыслительную способность: анализ, классификация,
сравнение, обобщение
7.
Воспитывать бережное отношение к явлениям живой и неживой
природы
8.
Способствовать развитию творческой личности ребенка,
воспитанию его характера (целеустремленности, силы воли,
коллективности)
Этапы становления опыта
1 этап – подготовительный:
•
Подготовка предметно – развивающей среды,
создание условий для познавательного развития,
экологического воспитания
•
Разработка конспектов занятий, перспективного
плана, подготовка карточек - схем
Природный
уголок
Экспериментальная
лаборатория
2 этап – формирующий:
Работа с детьми осуществляется на занятиях, в самостоятельной
деятельности, во время прогулок.
Работа
с
педагогами
:
проведение
консультаций,
семинаров
–
практикумов.
Работа
с
родителями
осуществляется
через
проведение
родительских
собраний,
через
консультации,
анкетирование,
распространение опыта семейного воспитания.
3 этап – контрольный:
Проведение диагностики детей, опрос
родителей по итогам проделанной работы.
Обработка данных, подведение итогов,
проведение родительского собрания.
Результативность:
Вывод:
В результате экспериментальной
деятельности у детей не только
накапливаются знания и умения,
необходимые для всестороннего
развития, но и создаются
предпосылки для развития
исследовательских способностей.